• Ставропольской студии телевидения – 15 лет

,

А дело было так... Центральное телевидение "пришло" в Ставрополь в 1966 году. В Англии тогда проходил чемпионат мира по футболу. И сборная Советского Союза пробилась в полуфинал! И, несмотря на свои невеликие в ту пору технические возможности, ЦТ обеспечило прямую трансляцию футбольного матча. И впервые ее можно было посмотреть по телевизорам не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Ставрополе – тоже!

– Тогда я первый раз видел улицы города абсолютно пустыми, – вспоминает один из старожилов краевого центра. – Впрочем, нечто подобное можно было наблюдать и 10 лет спустя, в 1976-м, когда по первому каналу показывали "Семнадцать мгновений весны".

Но тогда, в 1966-м, телевизоры в индивидуальных квартирах и домах были очень большой редкостью. Чтобы посмотреть прямую трансляцию из Лондона, в Ставрополе у каждого телевизора собирались по нескольку семей.

Посчитайте, сколько лет прошло с того времени. Это несложно. А кто теперь пересчитает количество так называемых "голубых" экранов, которые переливаются всеми цветами радуги на просторах Ставрополья?

Между тем вплоть до 1987 года Ставрополь оставался, пожалуй, одной из немногих краевых и областных "столиц", где своего телевидения не было. Оно базировалось в Пятигорске.

Так уж получилось... Дело в том, что сооруженная на горе Машук телевышка по высоте превышала даже знаменитые Эйфелеву и Останкинскую башни (если за точку отсчета брать уровень моря). По этой причине Совет Министров СССР в 1957 году принял решение о создании Ставропольской краевой студии телевидения не в Ставрополе, а в столице Кавминвод.

В столице края был создан корреспондентский пункт Пятигорской телестудии. Вначале он располагался в подвале краевого драмтеатра, затем офис под него был выделен на перекрестке улицы Ленина и проспекта Октябрьской революции, в доме "под шпилем".

К Ставропольской краевой студии, чей юбилей нынче отмечается, этот дом имеет самое прямое отношение. Большое ведь чаще всего начинается с малого. А Ставропольская телестудия начиналась с корпункта, созданного еще в 1966 году. Спустя 21 год журналисты и технический персонал корпункта переселились из-под "шпиля" в новое здание на улице Дзержинского, создав костяк коллектива новой телестудии.

В. Лукьянов, В. Завгородний, А. Близнюк, Е. Тутов, Ю. Жабров, Н. Горбанев, А. Козлова, А. Берестнев, А. Басов, В. Семенюк... Все они начинали свою телевизионную карьеру "под шпилем". Всем нашлась работа в только что созданной Ставропольской телестудии.

3 января 1988 года их силами был обеспечен ее первый эфир.

* * *

"Ты помнишь, как все начиналось?". Отвечая на этот вопрос, Валерий Завгородний вспоминает прежде всего три автобуса, доверху нагруженные телеаппаратурой, которые разъезжали по городам и селам Ставрополья. Таковой была тогда телевизионная техника, которую приходилось перевозить лишь при помощи большегрузных машин. А чтобы обеспечить запись и внестудийный прямой эфир, требовалась еще и не обыкновенная розетка, а трехфазный ток и напряжение в 380 вольт. Несмотря на свою тяжеловесность, эта техника позволяла вести трансляции футбольных матчей, концертов, парадов, спектаклей, передавать в эфир "живые" вести с полей, ферм и из заводских цехов. Обслуживал это оборудование экипаж из 10-15 человек.

Впрочем, технический прогресс очень скоро показал свои новые возможности. В том же 1988 году на Ставропольской телестудии появился первый телевизионный журналистский комплекс (ТЖК) отечественного производства. Отныне оборудование, для перевозки которого раньше требовался целый автобус, без труда помещалось на плече телеоператора.

А вот оборудование другого автобуса – передвижной телевизионной станции – через несколько лет переехало из Ставрополя в Ингушетию. В начале 90-х годов по поручению руководства Центрального телевидения Ставропольский телерадиокомитет выступил своеобразным прародителем юного телевидения не менее юной Ингушской Республики, образовавшейся после разделения Чечено-Ингушетии.

Из Ставрополя и Пятигорска туда отправили не только передвижную телестанцию, но и массу другого оборудования, а вместе с ним и группу инженеров, операторов и звукооператоров. Им поручалось в течение двух-трех недель обучить своих ингушских коллег, оборудовать телестудию в Назрани и обеспечить первые трансляции местного ТВ. Задание было выполнено. Правда, командировка та для ставропольских телевизионщиков затянулась на полтора месяца.

Сами они, однако, теперь вспоминают об этом с улыбкой. Несмотря на то, что жить пришлось в железнодорожных вагонах, несмотря на то, что место под телестудию нашлось только... в подвале прокуратуры, несмотря на то, что по ночам в Назрани в ту пору уже звучали автоматные очереди...

* * *

Вадим Лукьянов, Валерий Завгородний, Виктор Бабенко, Шокят Мухорамова, Александр Берестнев, Тамара Куликова пришли на Ставропольскую телестудию уже зрелыми журналистами... Благодаря им и таким, как они, буквально с самых первых телепроектов студия смогла работать в прямом эфире. А еще каждому из них приходилось помимо прямых обязанностей быть еще и наставниками. Любому телевидению, если оно не стоит на месте, а развивается, постоянно требуются новые лица и новые передачи.

На смену тележурналу "Ставрополье: время и люди" и программе "Диалог" пришли новые проекты, с успехом осуществленные на Ставропольской телестудии: "Городские новости", "Информ-релиз", "Ночной эфир", "Пестрая лента", "Берегиня", "Лабиринт", "Коммуналка"... А вслед за ними – "Нежный возраст", "Человеческий фактор", "Деревенский пейзаж", "Семейные радости". В них "засветились" юные авторы. И вообще принцип доверять молодым на протяжении всех 15 лет здесь соблюдается свято. И приносит свои результаты.

Три года подряд на журналистскую практику в Ставрополь приезжал студент Ленинградского института культуры и кинематографии Илья Канавин. Благодаря этой практике получил сюда распределение. И почти сразу же стал знаменит, создав очень динамичную программу "Информ-релиз". Потом прошел школу НТВ, а сейчас он – одно из самых узнаваемых "лиц" РТР. Фактически "с улицы" пришли на телестудию попробовать себя в качестве журналистов Роман Перевезенцев, Олег Петровский, Влад Секачев, Кирилл Сочилов, Михаил Лукаш. По воспоминаниям последнего, работающего сейчас директором Ставропольской телестудии, молодым здесь очень быстро преподавали азы, а потом ставили задачу: "Вот тебе оператор и телекамера. Предлагай тему и дерзай...". Дерзали многие, получалось, конечно, не у всех.

* * *

У молодых и вообще у всех, кто судит об этой профессии только по телеэкрану, бытует неверное мнение о слишком уж "легком хлебе" тележурналистов. Это на экране они такие веселые и улыбчивые. А попробуйте-ка проехать за день 200-300 км по проселочным дорогам, чтобы успеть выдать потом в вечерний эфир всего лишь полуминутный сюжет. И не выглядеть при этом на экране утомленным и запыленным. А утром – опять командировка ради тех же 30 секунд в эфире. В общем, очень нелегкий у них "хлеб". Но уж если ты его попробовал и не разочаровался... Говорят, тогда эта профессия – на всю жизнь.

А молодых здесь по-прежнему ждут и готовы им доверять. Благодаря этому у нас, телезрителей, есть вполне обоснованные надежды – будут на Ставропольской телестудии новые лица. И новые передачи – тоже будут.

На тему...

Александр ЗАГАЙНОВ

Ради 30 секунд эфира / Газета «Ставропольская правда» / 24 декабря 2002 г.