Беспредел можно остановить
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, предложив всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.
В богатой истории человечества были разные периоды. Времена полного бесправия, периоды борьбы за права, ярких революционных побед и трагических поражений. Времена массовых преследований за веру, уничтожения невинных, инакомыслящих и такие, как сейчас, – правового нигилизма и «беспредела».
Историю надо знать хотя бы для того, чтобы не повторить уже совершенных ошибок. Как мудро советует китайская пословица: «Чтобы знать что будет, надо знать, что было». Борьба за права человека началась после того, как произошло социальное расслоение общество. Оно стало формировать осознание того, что у отдельного человека может быть свое, отличающееся от других, понимание своих интересов и интересов общества, свои представления о добре и зле, свободе, долге, равенстве, общественном укладе. Человечеству предстояло пройти долгий и трудный путь, чтобы право иметь свое мнение стало общепризнанным, и еще более длительный путь – до нынешнего понимания прав человека.
И как это не покажется кому-то странным, мощный толчок к развитию прав человека дала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, декларировав в своих конституциях 1918 и 1936 года такой набор прав человека, о которых даже не мечтали западные философы. Это, в частности, право на бесплатное образование и медицинскую помощь, равенство мужчины и женщины, социальные гарантии и другие. Иное дело, что сначала по объективным, а потом субъективным причинам компартия не смогла их реализовать, оказавшись в сети идеологических долг и наивных представлений, что в конечном счете привело к разочарованию людей в ее политике и утрате ею власти. Но даже пропаганда этих прав оказала мощное влияние на формирование мирового общественного мнения.
Третье поколение прав и свобод человека сформировались под влияние итогов Второй мировой войны. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую Декларацию прав человека. И хотя эта Декларация носила рекомендательный характер, во многих государствах, в том числе и в России, ряд ее принципиальных положений закреплены в Конституции. В дальнейшие годы произошло развитие прав человека и механизма контроля за их соблюдением и защитой.
Вступив в 1996 году в Совет Европы, Россия признала все названные выше международные соглашения по вопросам прав и свобод и обязалась их выполнять. Впрочем, еще до вступления в СЕ Россия включила эти права в Конституцию 1993 года, которая соответствует европейским стандартам в области прав человека. Более того, в ст. 15 Конституции Россия признала приоритет международного права над российским. Таков исторический и теоретический аспект проблемы развития прав человека.
Однако всех нас волнует, каковы перспективы соблюдения и обеспечения прав человека в нашем государстве. Это хорошо, что Россия приняла европейские правовые стандарты, признав человека и его права высшей ценностью. А что дальше? Годы, прошедшие после принятия новой Конституции и вступления в Совет Европы, показали, что в стране есть желание и воля по соблюдению взятых обязательств. Подтверждением этому служит проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, законности и правопорядка. У каждого из нас могут быть свои взгляды на то, достаточно и эффективно ли это делается. Но всякий непредубежденный человек не может не признать того, что у власти есть стремление реализовать эту политику.
Но вернемся к вопросам соблюдения прав человека, применительно к нашим нынешним возможностям. Правовой нигилизм, криминальный беспредел, коррупция и другие попрания прав человека стали обыденным явлением. В органы государственной власти всех уровней поступают сотни тысяч обращений граждан о нарушении их прав и свобод. Люди жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, их применение. Они сообщают о волоките при рассмотрении их обращений, либо на то, что их обращения направляются по сути тем же должностным лицам и органам, действия и решения которых они обжалуют. Они не верят в их объективность.
Cуществующая сейчас государственная ведомственная система контроля и надзора за соблюдением прав и свобод человека несовершенна, она не всегда беспристрастна и доступна простым людям. Поэтому, признавая незыблемость конституционного принципа разделения властей и независимости суда, надо создать в субъектах РФ компетентный орган контроля за соблюдением прав человека, который, будучи не связан ведомственными, корпоративными интересами, был бы уполномочен на бесплатную, беспристрастную защиту прав и свобод простого человека. Такой орган контроля за соблюдением прав и свобод человека давно и эффективно действует почти во всех странах Европы, в каждой имея свое название – «омбудсман», «защитник народа», «контролер сейма», «уполномоченный по защите прав человека». Вводится эта система и в РФ. В частности, учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, в 25 субъектах Федерации учреждена должность регионального уполномоченного по правам человека. Ставропольский край стал 20-м регионом, учредившим 25 июля 2002 года этот институт контроля за соблюдением прав человека.
По логике федерального конституционного закона от 25.12.1996 года Уполномоченный должен рассматривать обращения граждан о нарушении их прав не только органами государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления и их должностными лицами, но и жалобы на нарушение прав человека в судах и территориальных, федеральных органах исполнительной власти.
Однако из-за несовершенства этого закона (в частности, ст. 23) правом знакомства с уголовными, гражданскими делами об административных правонарушениях наделен только федеральный уполномоченный, но не уполномоченный субъекта Федерации. А без этого деятельность его малоэффективна. Органы власти субъекта Федерации наделить его такими полномочиями не могут.
Внесенный в Государственную Думу РФ проект закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ», который разрешил бы эту проблему, находится в стадии проработки. Введение альтернативной системы контроля за соблюдением прав человека предоставило бы гражданам право выбора - кому доверить рассмотрение своих жалоб.
Не менее важен и тот аргумент, что, признав и реализовав в правоприменительной практике России европейские правовые стандарты, мы обязаны сделать второй, предусмотренный соглашением между Советом Европы и Россией, шаг - принять европейские механизмы контроля за соблюдением прав и свобод. В числе их – институт уполномоченного по правам человека как в целом в России, так и в субъектах и в регионах Федерации. Пока этот процесс идет очень медленно. И, тем не менее…
Уполномоченный по правам человека организует контроль по таким основным направлениям, как рассмотрение обращений граждан о нарушении их прав и свобод, оказание помощи в их защите. Для этого в аппарате уполномоченного есть пять опытных юристов и специалистов государственного и муниципального управления.
Другое направление – правовое просвещение и обучение граждан, и прежде всего молодежи, способам и действующим в обществе правовым механизмам защиты прав и свобод. Это лекции, учебные курсы в школах, средних и высших учебных заведениях края, другие пропагандистские и воспитательные мероприятия. Рассмотрение и оценка на общественно-экспертном совете при уполномоченном проблем соблюдения отдельных групп прав и свобод человека в крае – тоже сфера нашей деятельности. Совет формирует общественное мнение населения о состоянии и причинах ненадлежащего исполнения прав и свобод человека. Мы занимаемся также формированием и помощью в организации работы общественных представительств уполномоченного в городах и районах края, координируем работу с государственными и общественными структурами, а также правозащитниками, разрабатываем предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Наши успехи в обеспечении и защите прав и свобод во многом будут зависеть не только от деятельности государственных или правозащитных органов, но и от активности институтов гражданского общества, деятельности неправительственных организаций, гражданской позиции каждого из нас.
Отмечая День прав человека, мы тем самым заявляем, что для нас они – важнейшая ценность, без чего жизнь теряет смысл, они создают социальную среду обитания человека.
10 декабря 2002 года