Беспредел можно остановить
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, предложив всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.
В богатой истории человечества были разные периоды. Времена полного бесправия, периоды борьбы за права, ярких революционных побед и трагических поражений. Времена массовых преследований за веру, уничтожения невинных, инакомыслящих и такие, как сейчас, – правового нигилизма и «беспредела».
Историю надо знать хотя бы для того, чтобы не повторить уже совершенных ошибок. Как мудро советует китайская пословица: «Чтобы знать что будет, надо знать, что было». Борьба за права человека началась после того, как произошло социальное расслоение общество. Оно стало формировать осознание того, что у отдельного человека может быть свое, отличающееся от других, понимание своих интересов и интересов общества, свои представления о добре и зле, свободе, долге, равенстве, общественном укладе. Человечеству предстояло пройти долгий и трудный путь, чтобы право иметь свое мнение стало общепризнанным, и еще более длительный путь – до нынешнего понимания прав человека.
И как это не покажется кому-то странным, мощный толчок к развитию прав человека дала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, декларировав в своих конституциях 1918 и 1936 года такой набор прав человека, о которых даже не мечтали западные философы. Это, в частности, право на бесплатное образование и медицинскую помощь, равенство мужчины и женщины, социальные гарантии и другие. Иное дело, что сначала по объективным, а потом субъективным причинам компартия не смогла их реализовать, оказавшись в сети идеологических долг и наивных представлений, что в конечном счете привело к разочарованию людей в ее политике и утрате ею власти. Но даже пропаганда этих прав оказала мощное влияние на формирование мирового общественного мнения.
Третье поколение прав и свобод человека сформировались под влияние итогов Второй мировой войны. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую Декларацию прав человека. И хотя эта Декларация носила рекомендательный характер, во многих государствах, в том числе и в России, ряд ее принципиальных положений закреплены в Конституции. В дальнейшие годы произошло развитие прав человека и механизма контроля за их соблюдением и защитой.
Вступив в 1996 году в Совет Европы, Россия признала все названные выше международные соглашения по вопросам прав и свобод и обязалась их выполнять. Впрочем, еще до вступления в СЕ Россия включила эти права в Конституцию 1993 года, которая соответствует европейским стандартам в области прав человека. Более того, в ст. 15 Конституции Россия признала приоритет международного права над российским. Таков исторический и теоретический аспект проблемы развития прав человека.
Однако всех нас волнует, каковы перспективы соблюдения и обеспечения прав человека в нашем государстве. Это хорошо, что Россия приняла европейские правовые стандарты, признав человека и его права высшей ценностью. А что дальше? Годы, прошедшие после принятия новой Конституции и вступления в Совет Европы, показали, что в стране есть желание и воля по соблюдению взятых обязательств. Подтверждением этому служит проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, законности и правопорядка. У каждого из нас могут быть свои взгляды на то, достаточно и эффективно ли это делается. Но всякий непредубежденный человек не может не признать того, что у власти есть стремление реализовать эту политику.
Но вернемся к вопросам соблюдения прав человека, применительно к нашим нынешним возможностям. Правовой нигилизм, криминальный беспредел, коррупция и другие попрания прав человека стали обыденным явлением. В органы государственной власти всех уровней поступают сотни тысяч обращений граждан о нарушении их прав и свобод. Люди жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, их применение. Они сообщают о волоките при рассмотрении их обращений, либо на то, что их обращения направляются по сути тем же должностным лицам и органам, действия и решения которых они обжалуют. Они не верят в их объективность.
Cуществующая сейчас государственная ведомственная система контроля и надзора за соблюдением прав и свобод человека несовершенна, она не всегда беспристрастна и доступна простым людям. Поэтому, признавая незыблемость конституционного принципа разделения властей и независимости суда, надо создать в субъектах РФ компетентный орган контроля за соблюдением прав человека, который, будучи не связан ведомственными, корпоративными интересами, был бы уполномочен на бесплатную, беспристрастную защиту прав и свобод простого человека. Такой орган контроля за соблюдением прав и свобод человека давно и эффективно действует почти во всех странах Европы, в каждой имея свое название – «омбудсман», «защитник народа», «контролер сейма», «уполномоченный по защите прав человека». Вводится эта система и в РФ. В частности, учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, в 25 субъектах Федерации учреждена должность регионального уполномоченного по правам человека. Ставропольский край стал 20-м регионом, учредившим 25 июля 2002 года этот институт контроля за соблюдением прав человека.
По логике федерального конституционного закона от 25.12.1996 года Уполномоченный должен рассматривать обращения граждан о нарушении их прав не только органами государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления и их должностными лицами, но и жалобы на нарушение прав человека в судах и территориальных, федеральных органах исполнительной власти.
Однако из-за несовершенства этого закона (в частности, ст. 23) правом знакомства с уголовными, гражданскими делами об административных правонарушениях наделен только федеральный уполномоченный, но не уполномоченный субъекта Федерации. А без этого деятельность его малоэффективна. Органы власти субъекта Федерации наделить его такими полномочиями не могут.
Внесенный в Государственную Думу РФ проект закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ», который разрешил бы эту проблему, находится в стадии проработки. Введение альтернативной системы контроля за соблюдением прав человека предоставило бы гражданам право выбора - кому доверить рассмотрение своих жалоб.
Не менее важен и тот аргумент, что, признав и реализовав в правоприменительной практике России европейские правовые стандарты, мы обязаны сделать второй, предусмотренный соглашением между Советом Европы и Россией, шаг - принять европейские механизмы контроля за соблюдением прав и свобод. В числе их – институт уполномоченного по правам человека как в целом в России, так и в субъектах и в регионах Федерации. Пока этот процесс идет очень медленно. И, тем не менее…
Уполномоченный по правам человека организует контроль по таким основным направлениям, как рассмотрение обращений граждан о нарушении их прав и свобод, оказание помощи в их защите. Для этого в аппарате уполномоченного есть пять опытных юристов и специалистов государственного и муниципального управления.
Другое направление – правовое просвещение и обучение граждан, и прежде всего молодежи, способам и действующим в обществе правовым механизмам защиты прав и свобод. Это лекции, учебные курсы в школах, средних и высших учебных заведениях края, другие пропагандистские и воспитательные мероприятия. Рассмотрение и оценка на общественно-экспертном совете при уполномоченном проблем соблюдения отдельных групп прав и свобод человека в крае – тоже сфера нашей деятельности. Совет формирует общественное мнение населения о состоянии и причинах ненадлежащего исполнения прав и свобод человека. Мы занимаемся также формированием и помощью в организации работы общественных представительств уполномоченного в городах и районах края, координируем работу с государственными и общественными структурами, а также правозащитниками, разрабатываем предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Наши успехи в обеспечении и защите прав и свобод во многом будут зависеть не только от деятельности государственных или правозащитных органов, но и от активности институтов гражданского общества, деятельности неправительственных организаций, гражданской позиции каждого из нас.
Отмечая День прав человека, мы тем самым заявляем, что для нас они – важнейшая ценность, без чего жизнь теряет смысл, они создают социальную среду обитания человека.
10 декабря 2002 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
