Новая тарифная жизнь
РАО "ЕЭС России" и правительство края договорились о реформировании ставропольской энергетики. Этому событию предшествовал длительный период взаимного непонимания. Краевая власть, например, сомневалась в благих намерениях энергетиков и задавалась вопросом: не является ли реформа поводом для очередного повышения тарифов и роста прибылей у "Ставропольэнерго"?
К слову, такого рода беспокойства были или есть в душе каждого из нас.
"Глобальное потепление"
Неофицициальный перелом наступил две недели назад, когда стороны впервые поговорили откровенно. Официальный - в минувшую субботу, когда в Ставрополь приехала группа специалистов РАО "ЕЭС России" во главе с заместителем председателя правления холдинга Яковом Уринсоном уже для выработки соглашения. С чем связано такое "глобальное потепление"?
Причин несколько, и первая, как всегда, политическая: чубайсовский пакет законопроектов о реформировании электроэнергетики удачно прошел первое чтение в Госдуме РФ и, судя по всему, будет принят уже в конце этого года. Не менее важны для края и экономические причины. Отрасль приблизилась к тому, к чему шла долгие советские и короткие рыночные годы - к тупику. Сейчас сети "Ставропольэнерго" изношены почти на 60 процентов, к 2005 году, по всем расчетам, наступит пик аварийности, когда катаклизмы в энергетике будут следовать один за другим. Капиталовложения из бюджета закончились. Что делать?
Есть два пути. Можно готовить свечи - это в какой-то мере "осветит" население, но не спасет промышленность, которой электричества через несколько лет станет просто не хватать. А можно убрать монополиста в лице РАО, создав конкуренцию, т. е. условия для притока капитала в отрасль от внутренних и зарубежных инвесторов. Второй путь и есть реформа.
Еще одна глубокая социальная рана для нашего края - уход ведущих предприятий на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ). Эксперты посчитали, что если на него одновременно выйдут "Азот", "Ставролен" и "Ставропольнефтегаз", тарифы для населения подскочат минимум на 50 процентов. Почему? Наша газета уже писала о перекрестном субсидировании, когда часть тарифной нагрузки перекладывается с плеч рядовых граждан на предприятия, чтобы не "травмировать" кошелек первых. Разумеется, это не устраивает последних (в этом году предприятия отдали 495 млн. рублей, которые реально должны были оплачивать ставропольцы и бюджетные организации). Вот поэтому производители и стремятся на ФОРЭМ - чтобы самостоятельно покупать энергию и быть конкурентоспособными.
До недавнего времени правительство не видело выхода из положения, и вот он забрезжил в образе реформы. Перекрестное субсидирование будет ликвидировано, но не мгновенно, а поэтапно.
- Сейчас оптовики (т. е. предприятия) платят больше, чем розничные покупатели (т. е. население), а должно быть наоборот, как в других видах бизнеса, - говорит Я. Уринсон. - Чтобы избежать резкого роста цен на электроэнергию, мы предлагаем, скажем, "Азоту" выйти на ФОРЭМ не за один шаг, а за три-четыре трехмесячных цикла. В течение этого времени для "Азота" тариф снижается, а для населения - постепенно растет.
Тариф, тариф, я тебя съем
Самая больная точка реформы - тарифы, признают энергетики. И не скрывают, что сначала они вырастут (до 2005 года с учетом инвестиционной составляющей - примерно в два раза), и только затем конкуренция заставит их снижаться. Вопрос в том, заставит ли? Энергетики убеждены, что заставит, и ссылаются на опыт других стран, в том числе Казахстана - там структура потребления похожа на нашу, но в результате реформы тарифы падают четвертый год подряд: конкуренция снижает цену лучше, чем любой госконтроль.
"Светлое будущее", т. е. конец реформы, далеко, а рост тарифов не за горами (не будь этих изменений в отрасли, цены на электричество все равно росли бы) и пугает людей. Но... Оплата электроэнергии пенсионерами и малоимущими слоями населения, по словам зампреда правительства, министра ЖКХ, строительства и архитектуры края Юрия Тыртышова, "не вырастет ни на копеечку", поскольку затраты им компенсирует казна. Имеются в виду те люди, у которых доля расходов на услуги ЖКХ выше 22 процентов от общего дохода семьи. На Ставрополье уже шесть процентов населения получает такие субсидии.
Одна из принципиальных позиций исполнительной и законодательной власти края - реструктуризация долгов МУПов. Например, "Горэлектросеть" Ставрополя, задолжавшая энергетикам весьма крупную сумму почти в 165 млн. рублей, будет погашать ее следующим образом: 26 млн. отдаст в четвертом квартале этого года, а остальную сумму - в следующем году, по 34,2 млн. руб. в квартал. А зам. главы администрации Ставрополя Сергей Кобылкин пообещал стопроцентную выплату текущих платежей. Заметим, что на сей счет у РАО "ЕЭС России" полной уверенности нет: откуда возник такой огромный долг и куда деваются деньги в "Горэлектросети", в холдинге не знают. (Как не знают этого и горожане). Впрочем, РАО отказалось от идеи поглощения ставропольских должников (в счет долгов холдинг планировал изымать имущество горсетей).
Власти и энергетики сошлись и по другой принципиальной позиции - создать совместное предприятие. По словам губернатора Александра Черногорова, это будет альтернативная "Ставропольэнерго" организация по поставке электроэнергии с госдолей собственности. В единую сетевую компанию вольются федеральные, краевые, городские сети, а также сети самого холдинга, выделенные из "Ставропольэнерго". Очевидно, что управление будет идти на паритетных началах (высший орган власти - совет директоров), в зависимости от имущественных вкладов каждой из сторон, чтобы учитывались интересы и потребителей, и производителей энергии. О том, какими они будут, говорить пока рано, цену имущества назовет независимый оценщик, затем ровно на эту сумму будут выпущены дополнительные акции, которые купит правительство и станет членом единой сети. Ю. Тыртышов сказал, что "доля правительства края будет значительной" настолько, что "мы сможем докладывать населению, что там делается". При этом роль региональных энергетических комиссий, по словам Я. Уринсона, возрастет - они будут жестко контролировать и сети, и диспетчеризацию.
Следует также сказать, что РАО "ЕЭС России" согласилось в скором времени включить в совет директоров "Ставропольэнерго" зампреда ПСК, министра промышленности, транспорта и связи Геннадия Клюшникова. Видимо, это было условием правительства, потому что его доля в этом предприятии всего 0,03 процента.
Расщепление монополиста
В чем же суть реформы энергетики, предлагаемой менеджментом РАО ЕЭС "России"? Если в двух словах, то это демонополизация монополиста. Идея предельно проста. В РАО, как и в "Газпроме", и в МПС, есть действительно "естественно" монопольные сферы деятельности, и есть конкурентные. Предлагается их разделить. Например, в "Газпроме" (кстати, рано или поздно его тоже ждет реформа) естественной монополией является только труба, а скважиной могут владеть разные юрлица. В МПС перевозчиками могут быть кто угодно, а вот железная дорога - естественная монополия, т. е. такая сфера, конкуренция в которой невыгодна никому.
То же самое в энергетике. Монопольны здесь лишь две сферы - транспорт (т. е. сети) и диспетчеризация (распределение). Их будет контролировать государство, которому в сегодняшнем РАО принадлежит контрольный пакет акций. Все остальное - генерация, сбыт, ремонт - такая же конкурентная среда, как производство обуви, хлеба и так далее. Эти сферы станут контролировать сами потребители, поскольку, в конечном счете, им решать, у кого и по какой цене электроэнергию покупать. На Ставрополье монополистом будет единая энергетическая компания, о которой говорилось выше.
Ставропольская и Невинномысская ГРЭС вольются в одну из оптовых федеральных генерирующих компаний (производителей), что вызвало немалую тревогу губернатора и правительства относительно того, куда в таком случае пойдут налоги. Опять в Москву, как уже было с некоторыми крупными предприятиями? Я. Уринсон, сославшись на новое налоговое законодательство, подчеркнул, что налоги будут распределяться пропорционально стоимости основных фондов и численности занятых на производстве той продукции, с которой выплачивается налог. Это сказано во всех документах РАО "ЕЭС России". Так что казна края особо не оскудеет.
Реформа энергетики необходима. Если согласиться с этим тезисом, то надо принять и ее концепцию, предложенную самой компанией. Ставрополье, как и многие регионы, ее приняло. Как говорится, процесс пошел. Сформирована общая комиссия во главе с Ю. Тыртышовым и Я. Уринсоном, а также рабочие группы по четырем основным направлениям реформы - сетевая компания, перекрестное субсидирование, инвестиции и ликвидация задолженности бюджетной сферы и бюджетозависимых предприятий за потребленную электроэнергию. Туда вошли представители правительства, Госдумы края и РАО "ЕЭС России". Подписан протокол о совместной деятельности. Цель - обеспечить нормальное развитие энергетики края.
5 ноября 2002 года