Миллионы в пустом кармане
предстоит найти правительству края, чтобы обеспечить безопасность жителей Ставрополья
Как мы уже сообщали, на очередном заседании краевого совета по экономической и общественной безопасности рассматривался вопрос "О состоянии и принимаемых мерах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Проблема назревшая и местами даже сильно перезревшая. Потому как во многих случаях не решаемая из-за известной причины - отсутствия денег. Поэтому, открывая заседание совбеза, его председатель губернатор Ставрополья Александр Черногоров попросил участников обсуждения "вносить конкретные и реальные предложения".
Естественно, что основное внимание было сосредоточено на последствиях летней стихии, причинившей жителям края и его хозяйственному комплексу огромный ущерб. Совбез предпринял попытку спокойно и без эмоций разобраться, почему это случилось. По мнению губернатора, "ливневый паводок прошелся бескомпромиссным ревизором по всей системе организационно-хозяйственного механизма, высветил многолетние недостатки и упущения в деятельности должностных лиц самых различных структур". Уже совершенно понятно, что власть на местах оказалась не в состоянии в полном объеме выполнить свои задачи по оповещению и организации спасательных работ. Не получится списать на стихию, подчеркивалось на совбезе, и разрушения, и человеческие жертвы, и колоссальный экономический ущерб, и многое другое. Дело - в собственных недоработках и недостатках.
Например, всем понятно, что нужен точный и своевременный прогноз не только паводковой, но и любой другой чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть вследствие техногенного (только опасных производств на территории края около трех тысяч) или природного фактора. Ставрополье его не имеет. Центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования, созданный в прошлом году, действует на общественных началах. А нужны - государственные. Как и современное оборудование, межведомственная база данных. Не менее важно своевременно предупредить людей и, тем самым, свести к минимуму последствия бедствий. И этого у нас нет. Существующая система устарела и морально, и физически. Хотя и на ее содержание в год уходит миллион 200 тысяч рублей. Катастрофически не хватает метеостанций и гидропостов. Срочно нужно разбираться с газораспределительными станциями и газовыми сетями вообще. Более двухсот водоемов из 1790 имеющихся нужно немедленно приводить в порядок: расчищать русла, укреплять берега. Впрочем, список того, что нужно, причем немедленно - купить, организовать, реконструировать, - для обеспечения безопасности жителей Ставрополья далеко не исчерпывается уже названным.
Но свести все к недостаткам в материальном обеспечении просто нельзя. Растерянность и отсутствие должного опыта у руководителей всех уровней, как убежден губернатор, тоже фактор не из последних. Пример Кочубеевского района в организации работы по ликвидации паводковой стихии в этом плане весьма убедителен: именно из-за беспомощности местной власти губернатор был вынужден создать здесь оперативный штаб. Впрочем, людей можно обучить. И Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при правительстве края такие занятия проводит. Только "заманить" туда руководителей практически невозможно. По оценке начальника ГУ ГО и ЧС края генерала Валерия Ковтасенкова - он выступал с основным докладом - после десятилетий забвения требований гражданской обороны работа эта многим кажется сложной и ненужной.
Впрочем, сам генерал так и не смог четко определить в докладе (и это весьма справедливо заметил председатель ГДСК Юрий Гонтарь) программу-минимум и программу-максимум. То есть то, что нужно сделать в первую очередь, иначе завтра повторятся ошибки нынешнего лета, и то, что можно оставить на перспективу, с чем можно повременить. Ведь понятно, что денег на все просто-напросто нет и не будет в ближайшее время. Причина известна: политика федерального центра, ведущая к обезденеженью регионов и, как следствие, невозможности сформировать бюджет по потребностям. Уже сейчас ясно, что и в будущем году на чрезвычайные ситуации Ставрополье заложит в бюджет меньше, чем хотелось и чем нужно.
Очень интересным и показательным в этом плане было выступление главы Невинномысска Анатолия Семенченко. В жилом секторе Невинномысска - 1591 подъезд. Чтобы укрепить их, как того требует милиция, обстановка и обезопасить горожан, нужны железные двери, кодовые замки, ведомственная или вневедомственная охрана. Глава привел расчеты на каждую из этих операций и на все вместе. В любом случае получаются миллионные суммы. Взять их негде. Впрочем, как и на содержание собственных служб спасения в каждом городе и районе, на чем настаивает совет безопасности (в Невинномысске на это необходимо около пяти миллионов рублей ежегодно). Вот и получается, как определил А. Семенченко, "можно, нужно, но нереально".
И другие рассуждения главы Невинномысска далеко небезынтересны. Например, на заседании совбеза говорилось о том, что за границей в подобных ситуациях страдает гораздо меньше людей. Но, привел контраргумент А. Семенченко, там люди не живут в глинобитных домах дореволюционной постройки. А именно они пострадали во время наводнения более всего. Кстати, члены совбеза констатировали тот факт, что в паводок рухнули мосты, построенные в советские времена. - Там три метра "не дотянули" до проекта, там пять. "Сталинские" же сооружения, в том числе те же мосты, устояли.
Много говорилось на заседании совбеза и о субъективных факторах. О том, что во время стихии люди не хотели уезжать из зоны бедствия. О том, что паводкоопасные территории интенсивно застраиваются, осваиваются и заселяются без соответствующих обоснований.
Решение совета безопасности, принятое по этому вопросу, вряд ли стоит комментировать: в нем заложены меры крайне необходимые. "Главное, - подчеркнул, подводя итоги совбеза, Александр Черногоров, - чтобы это не стало очередной кампанией до следующего наводнения или другого стихийного бедствия, которое застанет нас врасплох. И мы опять бросимся всем миром на ликвидацию последствий, а не на предупреждение причин".
30 октября 2002 года