"Не говорить, а работать"
В преддверии Дня машиностроителя наш собеседник - Евгений ПИСЬМЕННЫЙ, генеральный директор ОАО "Автоприцеп-КамАЗ", депутат ГДСК.
- Евгений Яковлевич, сегодня много говорят о трудном постперестроечном времени, о развитии "торгово-спекулятивного бизнеса", возможностях зарабатывать путем манипуляций с ценными бумагами, о скандалах и сверхприбылях сырьевых отраслей. На слуху проблемы бюджетников, коммунальщиков и даже агропромышленного комплекса. А машиностроение как бы остается в стороне. Что дела так плохи?
- Вообще-то стоит отметить дефицит внимания к нашей отрасли со стороны правительства России, да и прессы тоже. Между тем о проблемах машиностроения, связанных с вхождением в рынок, можно рассказывать бесконечно. Куда приятнее накануне нашего профессионального праздника вспомнить о том, как много было сделано в крае в доперестроечный период для развития машиностроительного комплекса, химической и перерабатывающей промышленности. Строили мощные предприятия в Буденновске, Невинномысске, Пятигорске, а в Ставрополе - это заводы "Автоприцепов", "автокранов", "Сигнал", "Аналог", "Стапри", "Анилин" и т.д. Власти понимали, что для края - это жизненно важные объекты, означающие большой вклад в бюджет, десятки тысяч рабочих мест и обязательную инфраструктуру вокруг строящихся заводов. Все эти предприятия были градообразующими. Например, Ставропольский завод автоприцепов дал городу около 200 тыс. квадратных метров жилья, три детских сада, три общежития, профтехучилище, поликлинику и более 10 тысяч рабочих мест.
Сейчас многие из названных заводов по понятным причинам переживают не лучшие времена. Аналогичная ситуация и по стране в целом. Похоже, власти подзабыли, что, начиная с великого реформатора Петра I, Россия была сильна именно своей тяжелой индустрией - металлургией, судостроением, автомобилестроением, военно-промышленным комплексом.
Государство, имеющее развитое машиностроение, огромные природные запасы, всегда будет членом любой "семерки" или "восьмерки" и достойным партнером ведущих мировых держав. Если оценивать природные ресурсы, то в России на одного человека приходится 160 тысяч долларов, а в США - 16 тысяч. Чувствуете разницу? Если взять любой товар, выпускаемый в Европе, то доля зарплаты в нем содержит около 68%.
- А на вашем заводе?
- На "Автоприцепе-КамАЗ" эта доля - 11%. Примерно такая же и на других предприятиях отрасли. Средняя зарплата на нашем заводе в 1997 году была 430 рублей, в 2002 году - 4500 рублей. Понимаю, что это очень мало для жизни человека. Но реалии сегодняшнего дня не позволяют мне волевым решением увеличить зарплату. А сравнение с Европой и США я привел, чтобы люди знали, как мы будем жить хорошо, если вся страна начнет не говорить, а работать - вкалывать до седьмого пота.
При этом государство должно постоянно думать, чем помочь человеку-труженику. Пока же оно озабочено в большей степени тем, как выколотить максимальные налоги, в т.ч. и с законопослушных предприятий.
- Но ведь государство должно функционировать, учителя и врачи - получать зарплату...
- Налоги платить, конечно, нужно, и к существующей налоговой системе лично я отношусь в целом положительно, но платить должны все, а не через одного, тогда и народ будет жить на порядок выше. Например, ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" перечисляет в бюджет свыше 70 млн. рублей. Только в Пенсионный фонд мы платим ежемесячно 1,5 млн. рублей. Если поделить на среднюю пенсию, это обеспечивает жизнь 1200 человек, а с завода ушло на пенсию всего около 300 человек. В фонд медицинского страхования завод перечисляет в год 2,5-3 млн., но нам непонятно, куда идут эти деньги, если за все медицинские услуги наши работники и наш завод вынуждены платить дополнительно большие деньги в больницах и поликлиниках. И все это происходит в результате плохой работы страховых компаний и бесконтрольности со стороны властей...
- Как бы там ни было, сегодня ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" является одним из самых успешных предприятий отрасли. После вашего прихода на завод, в 1997 году, было остановлено падение производства, налажен выпуск конкурентоспособной продукции, расплатились с огромными долгами. Как вам это удалось?
- Это заслуга всего коллектива. Как вы знаете, я возглавлял этот завод еще до перестройки, потом работал в органах власти, а когда в 1997-м снова возглавил предприятие, то испытал боль от той картины, что увидел: гигант края, работавший всего три дня в неделю, голодные рабочие, "прихватизированное" верткими коммерсантами имущество - котельная, транспортный цех, пионерский лагерь и база отдыха на Черноморском побережье, подсобное хозяйство... И кругом - разруха.
Начинать пришлось с жесткой экономии металла, комплектующих, энергоресурсов, телефонных переговоров, восстановили комбинат общественного питания, ведь голодный рабочий - это плохой работник. (Кстати, сейчас наши кафе и бары стали излюбленным местом отдыха не только заводчан, но и других горожан). Мы изменили структуру управления и правила внутреннего распорядка. С теми, кто нас не понимал и не хотел работать по-новому, пришлось расстаться.
- Бытует мнение, что нынешняя молодежь не хочет работать на производстве. Есть ли смена ветеранам вашего завода?
- Молодежь хочет и может трудиться, если создать для этого условия. У нас сейчас более двухсот молодых рабочих имеют высшее и среднетехническое образование. Учатся в вузах и техникумах около 100 человек. Принимая выпускников на работу, мы продолжаем их учить на производстве, ведь теория - это одно, а практика - совершенно другое. Здесь неоценимую помощь оказывают ветераны, высококвалифицированный инженерно-технический персонал - люди, которые не изменили заводу в самые тяжелые для него дни. Мы дорожим и гордимся ими.
- Евгений Яковлевич, вопрос общего характера: как вы считаете, возможно ли преодолеть затянувшийся кризис российской экономики только на основе рыночного саморегулирования?
- Переход от действующих в стране экономических отношений так называемого мобилизационного типа к инновационной рыночной экономике без активного влияния государства как на федеральном, так и на региональном уровнях, как показала практика последних лет, невозможен.
Нужен новый воспроизводственный механизм, который органично сочетал бы в себе элементы рыночного самодействия на основе конкуренции и предпринимательской активности с "дозированным" государственным вмешательством в экономику, обеспечивающим баланс интересов различных участников общественного производства. Следует инициировать новую структурно-инвестиционную политику.
- Как думаете отметить праздник?
- По традиции будет выпущен праздничный приказ. Специалистам, проработавшим более 15 лет, присвоим звание "Ветеран завода" - таких 14 человек. А всего у нас около 380 человек имеют это звание.
Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех работников нашей отрасли с профессиональным праздником, поблагодарить за труд. Уверен, что мы, машиностроители, своим самоотверженным трудом внесем достойный вклад в развитие экономики края.
От всей души желаю вам и вашим близким успехов, здоровья, счастья и благополучия!
28 сентября 2002 года