В преддверии Дня машиностроителя наш собеседник – Евгений ПИСЬМЕННЫЙ, генеральный директор ОАО "Автоприцеп-КамАЗ", депутат ГДСК.

– Евгений Яковлевич, сегодня много говорят о трудном постперестроечном времени, о развитии "торгово-спекулятивного бизнеса", возможностях зарабатывать путем манипуляций с ценными бумагами, о скандалах и сверхприбылях сырьевых отраслей. На слуху проблемы бюджетников, коммунальщиков и даже агропромышленного комплекса. А машиностроение как бы остается в стороне. Что дела так плохи?

– Вообще-то стоит отметить дефицит внимания к нашей отрасли со стороны правительства России, да и прессы тоже. Между тем о проблемах машиностроения, связанных с вхождением в рынок, можно рассказывать бесконечно. Куда приятнее накануне нашего профессионального праздника вспомнить о том, как много было сделано в крае в доперестроечный период для развития машиностроительного комплекса, химической и перерабатывающей промышленности. Строили мощные предприятия в Буденновске, Невинномысске, Пятигорске, а в Ставрополе – это заводы "Автоприцепов", "автокранов", "Сигнал", "Аналог", "Стапри", "Анилин" и т.д. Власти понимали, что для края – это жизненно важные объекты, означающие большой вклад в бюджет, десятки тысяч рабочих мест и обязательную инфраструктуру вокруг строящихся заводов. Все эти предприятия были градообразующими. Например, Ставропольский завод автоприцепов дал городу около 200 тыс. квадратных метров жилья, три детских сада, три общежития, профтехучилище, поликлинику и более 10 тысяч рабочих мест.

Сейчас многие из названных заводов по понятным причинам переживают не лучшие времена. Аналогичная ситуация и по стране в целом. Похоже, власти подзабыли, что, начиная с великого реформатора Петра I, Россия была сильна именно своей тяжелой индустрией – металлургией, судостроением, автомобилестроением, военно-промышленным комплексом.

Государство, имеющее развитое машиностроение, огромные природные запасы, всегда будет членом любой "семерки" или "восьмерки" и достойным партнером ведущих мировых держав. Если оценивать природные ресурсы, то в России на одного человека приходится 160 тысяч долларов, а в США – 16 тысяч. Чувствуете разницу? Если взять любой товар, выпускаемый в Европе, то доля зарплаты в нем содержит около 68%.

– А на вашем заводе?

– На "Автоприцепе-КамАЗ" эта доля – 11%. Примерно такая же и на других предприятиях отрасли. Средняя зарплата на нашем заводе в 1997 году была 430 рублей, в 2002 году – 4500 рублей. Понимаю, что это очень мало для жизни человека. Но реалии сегодняшнего дня не позволяют мне волевым решением увеличить зарплату. А сравнение с Европой и США я привел, чтобы люди знали, как мы будем жить хорошо, если вся страна начнет не говорить, а работать – вкалывать до седьмого пота.

При этом государство должно постоянно думать, чем помочь человеку-труженику. Пока же оно озабочено в большей степени тем, как выколотить максимальные налоги, в т.ч. и с законопослушных предприятий.

– Но ведь государство должно функционировать, учителя и врачи – получать зарплату...

– Налоги платить, конечно, нужно, и к существующей налоговой системе лично я отношусь в целом положительно, но платить должны все, а не через одного, тогда и народ будет жить на порядок выше. Например, ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" перечисляет в бюджет свыше 70 млн. рублей. Только в Пенсионный фонд мы платим ежемесячно 1,5 млн. рублей. Если поделить на среднюю пенсию, это обеспечивает жизнь 1200 человек, а с завода ушло на пенсию всего около 300 человек. В фонд медицинского страхования завод перечисляет в год 2,5-3 млн., но нам непонятно, куда идут эти деньги, если за все медицинские услуги наши работники и наш завод вынуждены платить дополнительно большие деньги в больницах и поликлиниках. И все это происходит в результате плохой работы страховых компаний и бесконтрольности со стороны властей...

– Как бы там ни было, сегодня ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" является одним из самых успешных предприятий отрасли. После вашего прихода на завод, в 1997 году, было остановлено падение производства, налажен выпуск конкурентоспособной продукции, расплатились с огромными долгами. Как вам это удалось?

– Это заслуга всего коллектива. Как вы знаете, я возглавлял этот завод еще до перестройки, потом работал в органах власти, а когда в 1997-м снова возглавил предприятие, то испытал боль от той картины, что увидел: гигант края, работавший всего три дня в неделю, голодные рабочие, "прихватизированное" верткими коммерсантами имущество – котельная, транспортный цех, пионерский лагерь и база отдыха на Черноморском побережье, подсобное хозяйство... И кругом – разруха.

Начинать пришлось с жесткой экономии металла, комплектующих, энергоресурсов, телефонных переговоров, восстановили комбинат общественного питания, ведь голодный рабочий – это плохой работник. (Кстати, сейчас наши кафе и бары стали излюбленным местом отдыха не только заводчан, но и других горожан). Мы изменили структуру управления и правила внутреннего распорядка. С теми, кто нас не понимал и не хотел работать по-новому, пришлось расстаться.

– Бытует мнение, что нынешняя молодежь не хочет работать на производстве. Есть ли смена ветеранам вашего завода?

– Молодежь хочет и может трудиться, если создать для этого условия. У нас сейчас более двухсот молодых рабочих имеют высшее и среднетехническое образование. Учатся в вузах и техникумах около 100 человек. Принимая выпускников на работу, мы продолжаем их учить на производстве, ведь теория – это одно, а практика – совершенно другое. Здесь неоценимую помощь оказывают ветераны, высококвалифицированный инженерно-технический персонал – люди, которые не изменили заводу в самые тяжелые для него дни. Мы дорожим и гордимся ими.

– Евгений Яковлевич, вопрос общего характера: как вы считаете, возможно ли преодолеть затянувшийся кризис российской экономики только на основе рыночного саморегулирования?

– Переход от действующих в стране экономических отношений так называемого мобилизационного типа к инновационной рыночной экономике без активного влияния государства как на федеральном, так и на региональном уровнях, как показала практика последних лет, невозможен.

Нужен новый воспроизводственный механизм, который органично сочетал бы в себе элементы рыночного самодействия на основе конкуренции и предпринимательской активности с "дозированным" государственным вмешательством в экономику, обеспечивающим баланс интересов различных участников общественного производства. Следует инициировать новую структурно-инвестиционную политику.

– Как думаете отметить праздник?

– По традиции будет выпущен праздничный приказ. Специалистам, проработавшим более 15 лет, присвоим звание "Ветеран завода" – таких 14 человек. А всего у нас около 380 человек имеют это звание.

Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех работников нашей отрасли с профессиональным праздником, поблагодарить за труд. Уверен, что мы, машиностроители, своим самоотверженным трудом внесем достойный вклад в развитие экономики края.

От всей души желаю вам и вашим близким успехов, здоровья, счастья и благополучия!

Андрей ВОЛОДЧЕНКО

"Не говорить, а работать" / Газета «Ставропольская правда» / 28 сентября 2002 г.