06:00, 23 августа 2002 года

Семь нот - доступно всем

В тот день урок ансамбля начался бурно. Мои маленькие ученики наперебой рассказывали о том, что "взрослый дядя" не смог назвать музыкальную сказку композитора С. Прокофьева, написанную как путеводитель по симфоническому оркестру. Оказывается, накануне вечером транслировалась телеигра "О, счастливчик!", и этот вопрос стал для игрока последним.

"Он не учился в музыкальной школе" - с сожалением сказала третьеклассница. Потом мы вспомнили сказку "Петя и волк" и ребята говорили о флейте, которая изображает птичку, о гобое "крякающем" уткой, о кларнете, пассажи которого рисуют гибкую и ловкую кошку...

Вот так же в свое время простой вопрос - "Что такое рондо?" - поставил в тупик маститых знатоков в популярной телепередаче "Что? Где? Когда?". Между тем, на эти вопросы легко могут дать ответ ученики музыкальной школы.

В последние годы наша жизнь очень изменилась и это в первую очередь сказывается на детях. Мы то и дело видим, как родители стараются усадить свое чадо за компьютер, обучить иностранному языку, совершенно забывая при этом о роли искусства - одного из важных средств формирования и развития личности.

В 2001 году детская музыкальная школа приобрела статус учреждения дополнительного образования. Министерство культуры РФ предложило примерные учебные планы, дающие возможность по-новому строить работу в ДМШ. По этим "правилам игры" начинать обучение ребенка в музшколе можно уже в пятилетнем возрасте. В подготовительной группе дети поют, слушают музыку, учат азы нотной грамоты. На каждом уроке педагог занимается развитием музыкального слуха, ритма и памяти малышей. В это же время они знакомятся с различными музыкальными инструментами, посещают концерты учащихся старших классов и, наконец, выбирают для себя инструмент, на котором будут учиться играть. Словом, продумана целая система введения ребенка в мир музыки. Кроме этого, структура учебных планов нового поколения расширила возрастные рамки поступающих в школу. Раньше дети старше 9-10 лет считались переростками. Теперь торжествует народная мудрость - "учиться никогда не поздно!". Пожалуйста, в любом возрасте начинайте осваивать любимый инструмент, идите большими шагами, чтобы семилетнюю программу пройти, например, за пять лет.

Уроки специальности (игра на инструменте) проходят индивидуально. Программа обучения составляется на каждого ученика отдельно, поэтому нет никаких ограничений в развитии. Часто способные дети уже в младших классах исполняют достаточно сложные произведения из программы старшеклассников.

Ну, а если ребенок имеет ярко выраженные способности и хочет стать в будущем профессиональным музыкантом? И в этом случае есть ответ в новых учебных планах: переход на образовательную программу ранней профессиональной ориентации с добавлением года учебы, ориентированного на подготовку к поступлению в музыкальное училище.

Что касается такого немаловажного фактора, как плата за обучение, то в музыкальных школах нашего края она вполне доступна. Действуют также различные льготы: для ребят из многодетных семей, семей, потерявших кормильца, семей с малым доходом плата снижена.

Бывают случаи, когда ребенок хочет осваивать сразу два инструмента или посещать уроки сольного пения. Это тоже возможно как хозрасчетный вариант.

Многолетний педагогический опыт убеждает в необходимости давать абсолютно всем детям, независимо от их способностей, музыкальное образование в объеме 5-7 классов школы. Как правило, такие ребята отличаются не только полученными знаниями, но и умением планировать и беречь свое время. Они становятся сценичными, контактными, способными на сопереживание. Ведь этому их учит ее Величество Музыка!

В последние дни августа в музыкальных школах завершается комплектация контингента учащихся и еще не поздно взять своего ребенка за руку и привести в царство красивых мелодий...

Татьяна ДАНИЕЛЯН,заслуженный работник культуры РФ, педагог ДМШ N 2 г. Ставрополя
«Семь нот - доступно всем»
Газета «Ставропольская правда»
23 августа 2002 года