В Приэльбрусье ищут новый Аркаим
Наша справка. Аркаим. Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа, таких в степной зоне раньше не находили.
Речь шла о круглом укрепленном городище диаметром около 150 метров, которое включало десятки жилых помещений-полуземлянок с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Весь комплекс, названный по имени сопки и урочища Аркаимом, согласно данным радиоуглеродного анализа является ровесником египетских пирамид. Город возрастом около четырех тысяч лет строился по заранее подготовленному плану, так, чтобы строения можно было использовать в качестве пригоризонтной обсерватории.
В прошлом году знаменитый норвежец Тур Хейердал искал около Азова подтверждения своей теории о том, что предки викингов жили на берегах Дона. 18 апреля сего года он ушел из жизни, но дело его живет - археологи из Великобритании, США и Норвегии продолжают начатые Хейердалом раскопки.
Весной караван ученых под предводительством неугомонного Федора Конюхова около месяца рыскал на верблюдах вокруг Калмыкии, разыскивая подтверждения гипотезы о том, что одно из направлений Великого Шелкового пути пролегало через Северный Кавказ и калмыцкие степи. Увы, но никаких сколь-нибудь серьезных открытий во время "верблюжьего похода" сделано не было.
А 19 июня из Пятигорска на раскопки в верховья реки Малки отправилась научно-спортивная экспедиция "Кавказский Аркаим-2002". Ее организаторы объявили о том, что намерены найти и доказать существование в Приэльбрусье древней пригоризонтной обсерватории и славянского города Куара, или Кияра, - столицы мифической Русколани.
Туристы нашли на горе Тузлук храм Солнца
Начиналось все летом 2001 года, когда группа московских школьников под руководством Алексея Алексеева искала материальные и иные свидетельства нахождения в Приэльбрусье древних славян. Сопровождавший археологов-любителей писатель Александр Асов обратил внимание на созвучие названий рек и местностей с названиями, фигурировавшими в мифических книгах древних славян - "Книга Велеса" и "Боянов гимн".
Если верить литературным и историческим изысканиям Асова, то Эльбрус - священная гора Алатырь, на которой стоял храм Солнца. Рядом с ним располагались Ирийский (или райский) сад и река Смородина (Малка), разделяющая мир земной и загробный, а также соединявший их Калинов мост.
Участники экспедиции предполагают, что обнаруженные ими камни на вершине горы Тузлук не что иное, как фундамент храма Солнца. Сама гора, по их описанию, представляет собой правильный поросший травой конус высотой около 40 метров с диаметром основания 150 метров. Склоны поднимаются к вершине под углом 45 градусов, что соответствует широте места, и указывают на Полярную звезду. Ось фундамента храма образует угол в 30 градусов с направлением на Восточную вершину Эльбруса. Те же 30 градусов - между осью храма и направлением на менгир и перевал Шаукам. То есть гора Тузлук "привязана" к естественным ориентирам по Солнцу и восточной вершине Эльбруса.
Кроме того, на перевале Каяэшник были обнаружены два квадратных башнеобразных тура. Один лежит строго на оси предполагаемого храма. Там же находятся фундаменты неких сооружений и крепостные валы. А неподалеку директор центра детского и юношеского туризма и экскурсий Пятигорска Алексей Евтушенко нашел остатки плавильных печей, следы поселений и могильников. В итоге поисковики пришли к выводу, что находятся на пороге открытия крупного культурного и административного центра древних славян на Северном Кавказе.
Так что же это такое, Русколань, город Кияр и храм Солнца? Для ответа на сей вопрос совершим краткий экскурс в историю.
Славяне - потомки арийцев
В последние десятилетия в мировой науке вновь вспыхнул интерес к индоевропейской проблематике: где находилась прародина индоевропейцев, какой была их древняя культура и как она развивалась, где проходили пути миграций их отдельных групп?
Многие, еще советские, а затем и российские историки убеждены в том, что основной зоной расселения ранних индоевропейцев были степь и лесостепь Евразии, где в эпохи неолита и бронзового века формировались культуры преимущественно скотоводческого населения - предков скифов.
По языку скифы принадлежали к иранцам, а иранские языки находятся в ближайшем родстве с индоарийскими. Самым известным из которых является санскрит - язык ведической литературы, священной у индоариев. Когда-то иранские и индоарийские языки составляли единую индо-иранскую группу. Археологи связывают индоиранцев со степными культурами второго тысячелетия до н. э. Споры ведутся лишь о том, когда и в каком регионе индоарии выделились в особую группу и по какому маршруту проходил их путь в Индию.
Другие исследователи, к которым принадлежит Александр Асов, повторяют популярные в ХIX столетии утверждения "славянской исторической школы", пытающейся отождествить славян с древними ираноязычными степными кочевниками (скифами, саками, сарматами и прочими).
Вооруженные данными современной археологии "славянисты" настаивают на том, что предки славян владели степным евразийским поясом еще в эпоху бронзы, а возможно, и раньше. Этих предков они все чаще стали отождествлять с "ариями", произвольно включая в эту категорию те группы индоевропейцев, которые хотелось считать своими предками.
Среди "славянистов" популярна "гиперборейская идея" о том, что прародина "белых людей", "арийцев", располагалась в заполярной зоне, почти что на Северном полюсе. Похолодание и наступление ледников заставили этих "арийцев" искать новое пристанище южнее. Пройдя вдоль Урала, они остановились в благодатном крае, который отдельные авторы связывают как с "Семиречьем", упоминаемым в "Авесте", так и с таинственным "Беловодьем" из русских сказаний, то есть "второй прародиной арийцев", впоследствии расселившихся оттуда по просторам Евразии от Карпат на западе и до Китая на востоке.
Приверженцы этих представлений рассматривают Южный Урал как источник ведических верований и район едва ли не древнейшей в мире государственности, столицей которой будто бы являлся Аркаим.
Несколько иначе считает писатель Асов. Согласно его теориям на Северном Кавказе находилось государство древних славян - Русколань. Его столицей был город Кияр, в котором располагался храм Солнца. Об этом, по его мнению, свидетельствуют зороастрийские легенды, Ригведы и Авеста, а древнегреческий географ Страбон упоминает о храме, помещая в нем святилище Золотого руна и оракула Ээта.
Следует добавить, что представители академической науки считают гипотезы и теории "славянистов" фантастикой и вымыслом.
Р.S. Собранные во время экспедиции "Кавказский Архаим-2002" данные переданы для окончательной обработки в Государственный астрономический институт им. Штенберга. Ожидается, что вердикт о том, что же нашли Алексеев, Асов и Евтушенко, астрономы вынесут в конце августа.
21 августа 2002 года