06:00, 13 августа 2002 года

"Скорость не более десяти верст в час..."

(Из дорожных правил Ставропольской городской управы, 1910 год)

Невозможно скрыть трогательное умиление видом первых частных авто на тихих улочках губернского Ставрополя. В начале минувшего века ими владели лишь единицы особо важных персон. Купец I гильдии, почетный гражданин Георгий Тимофеевич Иванов, например, получил билет № 1 на право езды в "собственном моторном экипаже". А спустя два-три года, на диво городским обывателям, появилось еще несколько фыркающих газолином импортных автомобилей. Но зато какие марки, какие фирмы: "Форд", "Ситроен", "Бенц", "Паккард", "Пежо"...

В лексикон ставропольцев стали входить новые слова: фаэтон, кабриолет, рессоры, подвески, крылья, шины и... - лошадиная сила. Автонашествие на Ставрополь в те годы бы-ло скорее романтизированным. Настораживающим оно стало в наши дни, когда власть автомобиля превратилась в силу могучую и бесцеремонную.

А тогда, в 20-х годах, целым событием было появление в Ставрополе небольшой партии отечественных грузовичков "АМО-ф15". В апреле 1927 года поступили два 30-местных автобуса французской системы. Они курсировали в Пятигорск и Армавир. Лишь в 1935 году открылся первый регулярный городской маршрут "Железнодорожный вокзал - улица Ленина".

В Ставропольском краеведческом музее хранится любопытное удостоверение в солидном твердом переплете: "Выдано гражданину Крикорьяну Николаю в том, что он закончил восьмимесячные курсы шоферов "Автодора"... и как сдавшему экзамены и выдержавшему испытание ему присваивается звание шофера. 13 сентября 1930 г.". Звание ни больше ни меньше. Тогда шофер воспринимался как сегодняшний пилот авиалайнера.

Этот документ лет 25 назад принес в музей коренной житель Ставрополя, ветеран Великой Отечественной войны, автомобильный ас и неугомонный общественный автоинспектор Николай Аршакович Крикорьян. Достал из папки заветные, сильно тронутые временем фотографии, на которых курсанты "Автодора", почти мальчишки, запечатлены у старого, 1913 года выпуска, "Делане-Бельвиля". Сетовал Николай Аршакович, что не сберегли в городе хотя бы одну полуторку или "ЗИС-5" - этих трудяг довоенной и военной поры, а еще "М-2", знаменитую "эмочку". Стоять бы им памятниками на пьедестале в Ставрополе да и в других местах.

Правда, в экспозиции музея "Ставрополье. ХХ век" видное место занял послевоенный "УАЗ-67". Побороздил старичок ухабистые дороги, славно потрудился. Ждет своего места в обновленной экспозиции "Москвич-40". Его лелеял и держал в рабочем состоянии и передал музею старейший ставропольский водитель со стажем более 60 лет Александр Николаевич Солдатов. Сохранился внушительный по размерам бортовой срез от списанного автобуса "ЗИС-127". На нем красуется 20 звездочек - отметин за каждые 100 тысяч километров пробега без капитального ремонта. Два миллиона км прошли на нем водители И. Коржов и И. Чепурной. Автобус был огромный, рейсовый, чудо 60-х годов. Такую махину в музее не пристроишь, но бортовой срез, руль, спидометр, фотографии удалось сберечь.

Теперь в дни различных праздников стали проводиться выставки старых автомобилей. Это не только дань их послужному списку, а нечто большее, скорее всего взгляд в прошлое и в будущее.

"Хорошее отношение к лошадям" (по Маяковскому) всегда вызывало особое чувство трепетности и бережливости человека к тягловой силе. Не случайно же из века в век конным, а впоследствии механическим экипажам, присваивали красивые названия. Для нашенской российской легковушки лучшего, чем "Лада", имени не придумаешь.

Вениамин ГОСДАНКЕР
«"Скорость не более десяти верст в час..."»
Газета «Ставропольская правда»
13 августа 2002 года