06:00, 10 августа 2002 года

Жизнь в страхе

Более 7 тысяч человек в нашем крае надеются, что будет принято решение об увеличении объема денежных средств, выделяемых на закупку инсулина, - лекарства, ежедневно вводимого больным сахарным диабетом для того, чтобы просто жить. Если умножить эту цифру на количество родных и близких диабетиков - число ожидающих увеличится в несколько раз.

Уже к началу третьего квартала все полученные средства на закупку жизненно важного гормона были израсходованы. Денег изначально выделялось недостаточно - 42 вместо 110 миллионов рублей на год.

Кризисное положение ставропольских диабетиков стало объектом внимания на федеральном уровне. Чтобы как-то заполнить инсулиновую брешь, из центра прислали 9,6 миллиона рублей. Однако, чтобы гарантировать наличие лекарства до конца года, по самым скромным подсчетам, нужно изыскать еще 20 миллионов.

Ситуацию комментирует Эдуард Швецов - председатель Ставропольской краевой диабетической ассоциации (эта общественная организация, работает в контакте с краевым эндокринным диспансером и прекрасно осведомлена о нуждах тех, кто лечится и лечит).

-Обеспеченность диабетиков лекарственными препаратами вплоть до последнего времени в крае была гораздо лучше. Львиная доля финансов поступала централизованно. Теперь же многие проблемы социального плана, и в том числе проблемы больных людей, переданы в ведение субъектов Федерации, которые экономически не в состоянии взять на себя этот груз.

Нормативы обеспеченности больных сахарным диабетом слишком высоки для большинства регионов. Предполагается, что диабетики должны получать на бесплатной основе не только инсулиновые препараты, но и шприц-ручки для инъекций или хотя бы обычные шприцы, тесты для определения уровня сахара в крови и моче (так как без постоянного самоконтроля жизнь диабетика не может быть безопасной), а также лекарства для лечения осложнений, всегда сопровождающих диабет. Какой-то период это удавалось. Когда появились удобные и практичные шприц-ручки с высококачественным человеческим инсулином, на них бесплатно переводили подростков, детей и даже взрослых с лабильным течением диабета. Потом стало возможно предоставлять такую "роскошь" только вновь заболевшим детям. А сейчас есть случаи, когда больных приходится переводить обратно на флаконированный инсулин. Для человека это означает качественное ухудшение жизни и сопровождается психологической травмой.

Еще один красноречивый пример: раньше, согласно приказу Минздрава РФ, запас инсулина выдавали на год вперед. (Надо сказать, что никто пока приказ не отменял). Человек мог спокойно жить на протяжении этого года, отправиться в долговременную поездку на лечение, отдых, учебу. Сегодня инсулин выдается, в лучшем случае, на месяц, рассчитывается каждый флакон, каждая ампула. Представьте, что может чувствовать инсулинозависимый больной в подобных условиях: постоянный стресс, неуверенность в завтрашнем дне, страх.

Кроме инъекционников, у нас есть еще так называемые таблеточники, потребляющие недостающий гормон в таблетках. Это второй тип диабета, который почему-то принято считать более легким. Страдают от него на Ставрополье около 35 тысяч человек, в основном - пожилые люди. Так вот, они у нас, как правило, покупают инсулиновые препараты за свои деньги, поскольку их медицинское обеспечение едва достигает 30 процентов. Это тоже наболевшая тема. Мы же на данный момент ставим перед собой задачу спасти хотя бы тех, кому труднее всего - инсулинозависимых больных.

- Какие реальные шаги должны быть предприняты, по вашему мнению, для выхода из "инсулинового кризиса"?

- Решение проблемы невозможно без увеличения лимита на нужды диабетиков. Пока же, на наш взгляд, необходимо передвинуть выделение денег на эти нужды в краевом бюджете с четвертого квартала на третий. Это позволит закупить недостающие лекарства. Тем самым мы выиграем время для дальнейших действий. В прошлом году была хоть какая-то "подпорка" от федерального центра - 20 миллионов рублей. Теперь же суммы выделяемых средств постоянно сокращаются.

- Предвижу, как некоторые скептики возразят: нынче в России трудно жить и здоровым, где тут думать о больных? Насколько целесообразны подобные траты для государства с прагматической точки зрения?

- Действительно, решение проблемы диабета на государственном уровне считается одним из наиболее дорогостоящих комплексных мероприятий. Тем не менее во всем мире осознали, что оно того стоит. Во-первых, цена человеческой жизни несопоставима ни с чем. Во-вторых, при необходимом обеспечении человек, страдающий диабетом, является общественно полезным, трудоспособным, абсолютно полноценным членом социума. Примеров тому великое множество. Среди диабетиков немало выдающихся исторических личностей, политиков, артистов, ученых, писателей и спортсменов. Есть даже олимпийские чемпионы. В-третьих, содержать инвалида, в которого превращается "сахарник" при недостатке инсулина и других лекарственных средств, государству в десятки раз дороже, чем потратиться на сохранение его трудоспособности в начале заболевания.

Ольга МАТЕВОСЯН
«Жизнь в страхе»
Газета «Ставропольская правда»
10 августа 2002 года