06:00, 22 июля 2002 года

Торговая утопия

Рис. Евгения СИНЧИНОВА

Если помните, в начале 90-х в целях развития конкуренции в спешном порядке разрушались все пищеторги, из крупных торговых структур рождались мелкие. А сейчас власти Ставрополя двинули процесс вспять, издав постановление о реорганизации муниципальной торговли.

Камень на шею и...

Первый камень в фундамент будущей реорганизации был заложен в июне сего года, когда и появилось на свет постановление главы администрации краевого центра за номером 3887 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия оптово-розничной торговли "Ставропольская торговая сеть". Встать под единую крышу должны восемь муниципальных магазинов, пять из которых довольно известны в городе: "Торговый центр "Славяновский", "Пазарджик", предприятия розничной торговли продтоварами N9 (пл. Ленина), N39 (ул. Объездная), N86, N166, "Универсам №6" (ул. Доваторцев) и "Видеомир". Как в "продовольственном" списке очутился последний, не совсем ясно, ну да ладно.

Согласно документу, у означенных магазинов закрывались счета в банках, уничтожались печати, то есть они лишались юридической самостоятельности и превращались в филиалы одного большого "кита" под названием МУП "Ставропольская торговая сеть". Пока этого не случилось, поскольку коллективы предприятий вместе с директорами подали в арбитражный суд иск о признании постановления главы недействительным.

Так в чем же провинились магазины и какие достоинства у нового МУПа?

Дышите – не дышите

В последние годы у муниципальной торговли Ставрополя словно открылось второе дыхание: магазины стали работать с прибылью, исправно платить налоги, улучшилось и качество обслуживания. Сама же администрация города неоднократно награждала их за производственные успехи и лучшее обслуживание малоимущих слоев населения. Магазин "Пазарджик" удостоен почетной грамоты губернатора, финалистами краевого конкурса на лучшее предприятие торговли стали "Славяновский" и "Пазарджик". Кажется, все благоприятствовало дальнейшему процветанию.

Вдруг, как гром, грянуло постановление о реорганизации. Ее официальный повод звучит по меньшей мере странно и заключается в... кризисном состоянии муниципальной торговли.

– Муниципальная торговля работает, может быть, и прибыльно, но, на мой взгляд, неэффективно, – говорит первый заместитель главы администрации Ставрополя Юрий Плотников, курирующий экономический блок. – За месяц до выхода постановления этот вопрос обсуждался с руководителями магазинов, которые в один голос заявили – перспектив у их торговли нет.

Фантазия рисует картину более чем занимательную: в кабинете у начальства сидит, например, директор магазина N39 Олег Терехин, у которого товарооборот за три года с 1, 9 млн. руб. вырос до 6 млн., и говорит, что бизнес его задыхается и будущего у него нет никакого. Кстати, О. Терехин в беседе с корреспондентом "СП" первым опроверг слова Ю. Плотникова, а вслед за ним это сделали еще четыре директора. Экономические показатели – на их стороне.

Однако, по словам Ю. Плотникова, такие показатели, как рентабельность и налоговые поступления в бюджет, – в жизни не главное. Куда важнее цена продуктов, мол, здесь-то и не будет равных новому МУПу.

Мору и не снилось

МУП "Ставропольская торговая сеть", если верить его пропагандистам, призвано выполнить политическую функцию - обеспечить горожан дешевыми продуктами. Сделать это, оказывается, очень просто: новой структуре надо передать последние семь оставшихся "в живых" муниципальных магазинов, наладить крупный опт, в первую очередь с сельскими товаропроизводителями, сбить цену (предполагается, что вслед за госторговлей цену сбавит и коммерческая), и все дела. Конечно, на первых порах потребуются кое-какие деньги, возможно, придется взять краткосрочные кредиты - на закупку дополнительного оборудования и вообще на развитие МУПа. Власти посчитали, что на все про все уйдет полтора месяца – это максимум, за который муниципальная торговля Ставрополя обретет "широкомасштабность", показав язык перекупщикам и корпоративным блокам.

Мне кажется, за всей этой затеей не стоит ничего, кроме трех утопических идеалов и одной несбыточной мечты.

Итак, утопия первая – глобальное снижение цен на продукты питания. Как заметил директор торгового центра "Славяновский", депутат городской Думы Вячеслав Бунятов, семь продовольственных магазинов в городском товарообороте занимают 0,8%, и хоть как-то повлиять на ситуацию с ценами, а тем более заставить "поколебаться" остальные 99,2% (это коммерческие магазины), при всем желании не смогут.

Кроме того, продовольственный рынок сложился, ниши заняты. В этих условиях сбить цену за счет опта, во-первых, можно только обладая колоссальными средствами, которых нет, и, во-вторых – даже при наличии необходимой суммы потребуются десятилетия, в лучшем случае – годы. Но уж никак не полтора месяца. Это вторая утопия.

Наконец, третья. Ее можно найти в тексте неоднократно упоминавшегося постановления. Цитируем: п.3.1. "...подготовить и подписать в срок до 10 июля 2002 года передаточные акты и присоединительные балансы..." и п.3.2. "...до 1 сентября 2002 года разработать и утвердить программу вывода из кризиса муниципальной торговли". Получается, что почти два месяца магазины "под крышей МУПа своего" должны простоять бесцельно, словно от дождя спрятавшись, дожидаясь обещанного плана работы. Сначала мы не поверили, но в администрации подтвердили, что, мол, действительно, "хотим изменить структуру поставок, повлиять на цены, а потом выстраивать объемы и создавать бизнес-план". Занимательно, если учесть, что без бизнес-плана любое предприятие практически обречено на провал, как пишут экономисты в учебниках для студентов вузов.

Грозит ли это "Ставропольской торговой сети" в случае, если колеса завертятся? Ю. Плотников не скрывал, что да. "Если вдруг дело прогорит, – сказал он, – мы передадим магазины в аренду или проведем акционирование".

А оно прогорит. Хотя бы по следующей объективной причине. Власти надеются привлечь кредиты, а добро на это дает Дума города, которая подобного не разрешит как в с связи с общей слабостью бюджета, так и по своим собственным соображениям по поводу затеи с МУПом. В своем обращении к главе администрации краевого центра И. Тимошенко 17 народных избранников написали: "...Считаем необходимым временно приостановить исполнение постановления главы администрации города Ставрополя от 25.04.02 г. N2705 "О создании муниципального унитарного предприятия оптово-розничной торговли "Ставропольская торговая сеть" и создать комиссию по вопросу определения целесообразности реорганизации муниципальных унитарных предприятий розничной торговли, с включением в ее состав специалистов данной отрасли и депутатов городской Думы". Администрация ответила отказом. Из всего этого следует, что кредиты – всего лишь мечта, которой не суждено сбыться.

Сами мы не местные

Сомнения депутатов понять можно. Что такое "Ставропольская торговая сеть"? Это предприятие, зарегистрированное в администрации и получившее на то соответствующее свидетельство от 3 июня 2002 года. У него есть директор и главный бухгалтер. Есть устав. И есть уставный капитал – 101156 руб. В эту сумму, согласно перечню муниципального имущества предприятия, входят холодильные шкафы, прилавки, грузовая тележка, весы "Тюмень" и так далее. Оборудование - 80-90-х годов прошлого века, и на сегодня морально устарело. Вот из известного, пожалуй, все.

Теперь о неизвестном. По нашим данным, МУП никакой оптово-розничной деятельности не вело и не ведет. Его директор Любовь Павлова в беседе с корреспондентом "СП" так и не ответила на вопрос, чем конкретно занимается предприятие, которым она, по идее, руководит. А ее слова "мы провели два совещания и встретились с коллективом магазина N9" оптово-розничной конкретикой не переполнены.

– Руководитель нового МУП действительно к нам приезжала, - рассказывает директор этого магазина Владислав Новосельцев. – Но оказалось, что она даже не знает местонахождение оборудования, входящего в уставный капитал...

Удивлению не было предела: разве возможно, чтобы руководитель не был в курсе, где, грубо говоря, лежит уставный капитал и где в случае чего его искать?! Давайте верить самой Л. Павловой на слово, гласившее: "Я не знаю, узнавайте у учредителей".

Все это очень напомнило популярную фразу – "Сами мы не местные...". Да и "учредители" – понятие, на наш взгляд, сейчас скользкое. Они могут быть официальными, а могут – и неофициальными. Но решают все они, поскольку, как убедительно заверила нас Л. Павлова, она-то здесь точно ничего не решает. И мы ей почему-то поверили: она технолог по образованию, всю жизнь проработала вне сферы торговли, получила пост директора в торговом предприятии, быть может, потому, что кому-то понравилась ее подпись...

Синий туман похож на обман

Странностей и недосказанностей в этой истории предостаточно. Непонятно, почему не учитывается мнение коллективов и почему администрация не прислушалась к мнению депутатов. Непонятно, как два человека планируют управлять восемью точками с количеством работающих более 200 человек. Непонятно, зачем вообще понадобилась реорганизация рентабельных магазинов и почему именно в таком виде, а не, скажем, путем акционирования, который предлагал директорский корпус. Неясно, почему "Ставропольская торговая сеть" до сих пор не внесена в реестр муниципальных предприятий. По мнению юриста Александра Таранова, имеются и другие грубейшие нарушения.

Свое расследование по этому делу сейчас проводит Ставропольское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, усмотревшее в действиях администрации нарушение ч.1 ст.7 закона РФ "О конкуренции".

Интересно также и то, что, когда несколько лет назад эти магазины действительно были в кризисе, никто об их реорганизации не помышлял. Теперь же, когда стоимость одного только оборудования оценивается в миллионы, магазины стали нужны. Или нужны их миллионы? Два года назад в Ставрополе была создана оптовая структура с громким названием "Элитное", которую буквально навязали муниципальным магазинам, обязав их закупать продукцию (в основном алкогольную) только у нее. "Элитное" постигла печальная участь всех разорившихся предприятий, а оставшиеся после нее долги были повешены на городскую казну. Параллель прослеживается. Но на ошибках, похоже, никто не учится, если, конечно, "элитная" история была всего лишь ошибкой.

Трудовые коллективы склоняются к версии, что реорганизация - лишь формальный повод для передела собственности, один из ее многочисленных вариантов, почти "классический" – сначала все разваливается в считанные недели, а затем в счет погашения каких-нибудь долгов отдается кредиторам – третьим лицам. МУП имеет все шансы лопнуть как мыльный пузырь, полагает директор "Пазарджика" Эдуард Сподынюк, а в результате у разбитого корыта останутся не только сотрудники, но и покупатели, в первую очередь инвалиды, ветераны, пенсионеры, малоимущие граждане, которых муниципальные магазины обслуживают по сниженным фиксированным ценам.

Настроения в коллективах близки к паническим. 18 июля краевой арбитражный суд вынес определение: отложить рассмотрение дела на 11 сентября 2002 года, удовлетворив ходатайство ответчика (администрации) об отмене мер по обеспечению иска. По сути отменена приостановка реорганизации, на основании которой магазины были вправе не подпускать к себе чиновников. Определение суда вступит в силу уже через несколько дней. За это время директора магазинов успеют подать апелляцию, которая оттянет "реформу" еще на какой-то срок.

Дожить бы до 11 сентября, говорят они, надеясь на лучшее. А пока муниципальная торговля продолжает балансировать между жизнью и смертью. Ждут, видимо, своего часа и "третьи лица".

«Торговая утопия»
Газета «Ставропольская правда»
22 июля 2002 года