06:00, 27 июня 2002 года

После аплодисментов, или Когда наступает момент истины

Опущен занавес. Отшумели аплодисменты. Погасли огни рампы. Упали "защитные" чехлы на ряды кресел.

В Ставропольском краевом академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова завершился еще один, 157-й творческий сезон. Театралы, следившие за жизнью сцены, имеют некоторое представление о том, что сезон этот выдался вообще-то весьма непростым. Каким же? Об этом наш корреспондент беседует с директором театра Ларисой Земцевой.

– Лариса Федоровна, так сложилось, что завершившийся сезон стал не самым легким периодом и в жизни театра в целом, и для вас лично, прежде всего потому, что это был, по сути, первый год, как вы приняли на себя ответственность руководителя столь сложного творческого организма. Думаю, сегодня мы могли бы уже подвести некоторые итоги этого периода: что получилось, что нет, с чем пришлось столкнуться. Словом, наверняка есть что сказать.

– Вы правы, действительно, сказать есть что, и сезон в самом деле выдался не из легких. Уход, пусть и прогнозировавшийся, главного режиссера Алексея Малышева – на заслуженный отдых – после более чем десятилетней работы в театре не мог не наложить свой отпечаток на существование коллектива. Были и определенные, вполне понятные страхи, волнения, растерянность... И даже некоторые сомнения в нашей дальнейшей жизнеспособности. Но должна подчеркнуть, что сейчас это, слава богу, пройденный этап, и я очень рада, что в театре благодаря доброй основе, которая в нем сложилась, удалось сберечь нормальную рабочую и человеческую атмосферу. Как это часто и бывает в жизни, нас выручала сама работа, постоянная занятость всего коллектива – выходили новые спектакли, на них откликался зритель, а что ж еще нужно актеру?..

Разумеется, остаются проблемы профессии как таковые, то есть творческие, кадровые, организационные. В связи с чем должна сказать, что впервые за несколько лет в театр был приглашен критик из Москвы – Лана Гарон, сумевшая отсмотреть значительную часть репертуара и дать очень подробный, объективный его анализ. Мы ведь долгое время не слышали голоса профессионального критика, что всегда чревато вольным или невольным искажением самооценки. А тут у нас словно открылись глаза на многое такое, что порой изнутри не разглядишь. Не всем понравился отзыв критика, хотя и высказанный чрезвычайно тактично, но в глубине души каждый, я уверена, выводы для себя сделал полезные. Приезжали к нам педагог сценической речи из Российской академии театрального искусства и специалист по пластике, занятия с которыми заметно встряхнули актеров. Они же понимают, что это делается для их роста. Понимают и ценят.

– Отличительной чертой сезона стало приглашение к постановкам на ставропольской сцене сразу двух "чужих" режиссеров. Причем они работали здесь практически одновременно, выдав одну за другой две премьеры – "Голубчик" и "Святые и грешные". Но вот равнозначными я бы эти работы не назвала.

– Работа над новыми постановками двух приглашенных режиссеров, безусловно, внесла свежую струю в жизнь театра. И калужанин Александр Баранников, и москвич Димитрий Васильев каждый по-своему были интересны, необычен и предложенный ими драматургический материал, не совсем вписывающийся в наши традиции. Что в принципе полезно время от времени делать, чтобы традиции не превратились в рутину. Не скажу, что работа с этими постановщиками шла без шероховатостей, да и вообще не верю в эдакое идиллически гладкое рождение спектакля. Все творческое рождается в муках и сомнениях. Главное, актеры работали с удовольствием, и в обоих спектаклях получился хороший ансамбль. Особенно радостно за молодых, которые попробовали "на вкус" что-то новое, нестандартное.

– Наверное, нет секрета в том, что приглашение сторонних постановщиков нынче напрямую связано с поисками кандидатов на освободившийся пост главного режиссера.

– Никакого секрета действительно нет, театр ищет такого человека, который бы и сам решился отдать по крайней мере десять лет жизни коллективу (на меньший срок и затеваться не стоит), и нам бы пришелся ко двору. Мы увидели, на что они способны, они узнали театр и город, пока этим все и ограничилось. А поиск продолжается. Собираемся и в следующем сезоне приглашать режиссеров на разовые постановки с той же целью – познакомиться.

– Зато одно "знакомство" уже переросло в прочные отношения: имею в виду появление в труппе явно одаренной актрисы Елены Днепровской, несомненно понравившейся публике в последней премьере сезона – "Святые и грешные".

– Да, ее дебют на ставропольской сцене состоялся, и весьма удачно. В ее работе, помимо природных данных, чувствуется хорошая профессиональная школа. В "Святых и грешных" вообще весь актерский ансамбль играет на подъеме – и Светлана Колганова, и заслуженный артист России Борис Щербаков, и Людмила Ковалец, и Василий Савинов, и молодые Игорь Барташ, Ирина Баранникова... Разумеется, не все в спектакле безупречно, но зритель оценил по достоинству новую для нас стилистику – и режиссерскую, и сценографическую. Это такое творческое "отклонение" от нашей "столбовой дороги", которое не повредит традиционным корням театра.

– Ну если говорить о корнях, тут нельзя не вспомнить лучшую, на мой взгляд, постановку сезона – классическую "Женитьбу" Н. Гоголя, в которой как раз и проявились в полном блеске все признаки российского реалистического психологического театра.

– Это безусловная удача нашего режиссера заслуженного деятеля искусств России Валентина Бирюкова, сумевшего удивительно бережно отнестись к материалу, и актеров, играющих отечественную классику с истинным наслаждением и мастерством. Сейчас, знаете ли, стало чуть ли нормой вольное обращение с драматургической основой, в столичных театрах с нею иногда просто изуверски поступают, именуя это творческим поиском...

– К сожалению, и наш театр не избежал этого – в отношении "Белой гвардии" М. Булгакова, что явно не украсило спектакль.

– Да, этого делать просто нельзя. Надо уважать автора. Лучше уж просто не брать пьесу, чем коверкать. Другое дело – вносить в классику какие-то современные интонации и акценты.

– Лариса Федоровна, если вернуться к самому началу сезона, следует вспомнить, что ознаменовано оно было открытием малой сцены "Театр в фойе", постановкой спектакля "Люкс". Этот "хорошо забытый" прием нашел широкую зрительскую поддержку. Но пока малая сцена ограничивается только одной постановкой, а многих зрителей интересует, будет ли продолжение?

– Будет обязательно. Уже есть и пьесы подходящие, и актеры хотят; проблема все та же – найти для этого свободного режиссера-постановщика, ведь у малой сцены свои законы, это по сути - экспериментальная площадка. Но раз уж начали, будем работать!

– Еще одно новшество – продление сезона на 20 календарных дней. Чем это вызвано и довольны ли вы результатом?

– На нас прежде жаловались театралы, что сезон короток, вот и решили посмотреть, каково будет, тем более что к концу сезона появились две премьеры, хотелось познакомить с ними более широкую публику. И не жалеем. Даже при том, что перед этим "порадовали" зрителя вынужденным повышением цен на билеты. Наш зритель нас понял, за что мы ему признательны. Театр смогли посетить еще свыше десяти тысяч зрителей в дополнение к 125 тысячам, пришедшим к нам с октября по май. Публика была готова и далее продлить сезон, но театр нуждается в полноценном отдыхе, да еще потребуются время и силы подготовиться к запланированным на осень обменным гастролям в Пятигорск и Владикавказ. Слово "обменный" предполагает выступление на нашей сцене театральных коллективов названных городов. Думаю, ставропольский зритель получит немало новых впечатлений.

– Да и для актеров выехать куда-то после многолетнего "безгастрольного" периода тоже очень полезно. Правда, отчасти эта потребность реализуется через традиционные краевые сельские театральные фестивали, но только отчасти.

– Нынче мы показали несколько спектаклей в Ипатовском районе. Причем и публика уже успела настолько отвыкнуть от когда-то регулярных гастролей, что поначалу даже возникли проблемы с организацией фестиваля. Зато к его завершению ипатовцы вошли во вкус и спрашивали, скоро ли приедем еще! Очень велика у людей тяга к живому искусству.

– Недавно объявлен набор студентов на открывающийся при Ставропольском госуниверситете курс актеров театра и кино, к организации которого, насколько мне известно, ваш театр имеет непосредственное отношение. Это вызвано нехваткой кадров?

– Нехваткой молодых кадров, так будет точнее. В этом нас поддержали министерства культуры России и Ставропольского края. Причем, совместными усилиями с университетом удалось получить лицензию не на разовый, а на цикличный набор, то есть по мере необходимости повторять его. Нынче будут приняты 10-12 человек, из которых по окончании вуза мы сможем выбрать наиболее достойных. На нынешнем этапе иной возможности обновить труппу у нас пока нет.

– Не совсем удобный, может быть, вопрос: были ли в минувшем сезоне творческие неудачи?

– Не хотелось бы говорить, но, увы, да, были. Это прежде всего касается выбора пьес. Могу только посочувствовать актерам, игравшим в спектакле "Последняя женщина синьора Хуана", ставшего перепевом более успешного "Великого обольстителя" и потому обидно быстро сошедшего с афиши. Хотя сам по себе спектакль неплох, и были в нем актерские находки. Но... Жаль затраченных сил и средств, однако так нельзя формировать репертуар. Сейчас, кстати, стараемся очень тщательно изучать предлагаемую драматургию. При этом большая нагрузка падает на нашего заведующего литературной частью Виктора Гольского, неустанно ищущего материал для будущих постановок. А одна из подобранных им пьес принята к работе Валентином Бирюковым: это "Шут Балакирев", последнее творение Г. Горина, которой надеемся открыть сезон предстоящий.

Словом, как я уже говорила, атмосфера в театре, пережившем уход главного режиссера, сейчас не только стабилизировалась, но и как-то стала человечнее. Ни в коей мере не хочу приписать это своей персоне, один человек тут бы ничего не смог сделать. Знаю, что не все в коллективе относятся к переменам однозначно, но случаются такие наверняка знакомые многим "моменты истины", когда видишь: человек понял, чего я от него хочу. А я хочу творческой отдачи и неуспокоенности.

И напоследок хотелось бы поблагодарить всех, кто вместе с нами переживал этот непростой сезон, кто не стал перемывать нам кости, выискивать промахи, а наоборот, повел себя этично, с пониманием. Прежде всего отношу это к "Ставропольской правде", проявившей по отношению к театру максимум внимания и такта. Театр, конечно, живет аплодисментами. Но когда наступает "момент истины", лучше видишь подлинных единомышленников, которым также дорого истинное искусство.

«После аплодисментов, или Когда наступает момент истины»
Газета «Ставропольская правда»
27 июня 2002 года