Четыре тысячи бардовских минут
Именно столько длился фестиваль авторской песни "Архыз-2002", "спрятанный" в горах Карачаево-Черкесии на берегу чистейшей реки Псыш. Проходила одна минута, наступала другая, в мире, видимо, что-то менялось. Но в "стране на берегу пылающих костров" было совсем иное ощущение времени, нежели в реальной жизни. В этой последней мы сказали бы равнодушно: "Прошло три дня", прожив четыре тысячи минут.
Когда говорят "романтика", на ум приходят вечные ассоциации - воздух свежий, небо со звездами, песни у костров, такие же яркие, как сам огонь. "Романтика" – слово это жадное не только до поэзии, но и до дорожных приключений. С дороги все и началось. Мы ехали по маршруту Ставрополь-Архыз и, глядя, как бушует грязный от дождя Малый Зеленчук, были веселы и довольны, ничуть не беспокоясь, что такая погода ждет нас и в лесу.
Приехали, поставили палатки. Уютно расположившийся в окружении сосен палаточный городок хорошо вписался в естественный интерьер Фестивальной поляны, которая находится километрах в восьми от ближайшего населенного пункта. Такое скопление народа (около тысячи человек) бывает тут раз в году во время фестиваля, когда со всего Юга России собираются авторы, исполнители, просто любители бардовской песни, среди которых много туристов и альпинистов. Людей "случайных", ищущих развлечений, нынче было на удивление немного, основная масса ехала специально к авторской песне, и это, как отметил президент ставропольского клуба "Странник" Олег Спицкий, главное отличие нынешнего фестиваля от минувших четырех. Получился настоящий юбилей: за пять лет народ душой прикипел к этим местам, красивейшим и философски тихим.
Следующий после приезда день был праздничным – День Победы, которому традиционно посвящается фестиваль. Неподалеку от центральной поляны, в Софийской долине, той самой, где во время войны шли самые ожесточенные на Северном Кавказе бои и где теперь стоят памятники погибшим российским солдатам и офицерам, состоялся первый концерт. Грусть, боль. Эти ощущения, как показалось, наполнили архызский воздух, чьи-то слезы оросили землю, чьи-то песни навсегда остались в этой долине, словно в отдельном мирке, огороженном не только горами, но еще более величественным, чем они, - памятью. Ни одной шуточной песни не прозвучало от бардов, а слушатели поняли – не то место и не то время...
Отсюда до Фестивальной поляны – полчаса ходьбы. Но идешь гораздо дольше, то и дело останавливаясь, чтобы посмотреть на сухое дерево в виде громадной ящерицы, на первые в здешних местах цветы, послушать говор быстрой реки. Ближе к лагерю настроение меняется, люди заметно веселеют и уже с совсем другими мыслями собирают ветки для костра, а потом, сидя у огня, слушают, как трещат в нем сосновые шишки, и ждут вечернего концерта. Кстати, вечерний аккорд гитары всегда звучит романтичнее, чем дневной.
На трое суток костры и песни стали приметой все еще морозных архызских ночей: первые грели тело, вторые – душу и сердце – не зря поется, что "песня бардов доброту несет". Они, как ручная работа: не стареют и не надоедают. Ну, какая бардовская встреча обходится без "Солнышка лесного"? Однако слушаешь песню и всякий раз находишь в ней новое и удивляешься: а как это раньше этого не замечала? В авторской песне, если она настоящая, всегда несколько смысловых слоев, причем ключевые – в стихах, музыка лишь помогает раскрытию содержания.
"Струна гитары и струна души дуэтом в унисон поют в тиши" - спела Ольга Соколова из Ставрополя, открывшая вечерний концерт. Наверное, не случайно самые теплые слова посвящались именно ей, гитаре. Слова, приехавшие вместе с бардами со Ставрополья, Кубани, из Ростовской области и даже из дальнего Саратова. Из местных, черкесских бардов, если уж говорить о географии, в этот раз отыскались единицы – из станицы Зеленчукской, ближайшей к Архызу. Но определенный колорит они внесли, прежде всего кавказский - национальные танцы жители поляны наблюдали все три дня, причем и днем, и ночью.
Фестиваль – это еще и конкурс талантов, потому на финише определились лауреаты, дипломанты, им были вручены грамоты и призы, предоставленные магазином "Атлетика". Победителями по чистому совпадению оказались двое бардов из одного города – Новочеркасска - Евгения Козина (за военно-патриотическую песню "Оловянный солдатик"), молодое дарование, по определению жюри, и Алексей Бурцев (за вклад в развитие авторской песни), маститый бард, сам пишущий стихи и музыку, один из создателей новочеркасского клуба авторской песни "Старый кораблик".
Чуть ли не всем составом приехал майкопский клуб, редко выезжающий за пределы Адыгеи. Порадовали майкопчане и открытием нового таланта – Евгения Лозовская, пятнадцатилетняя исполнительница и, кстати, одна из девяти дипломантов "Ставропольской правды". Призерами нашей газеты стали также Игорь Тихенко (руководитель клуба авторской песни в Благодарном), Сергей Заварин и Иван Слаповский (Саратов), Андрей Свитка и Игорь Калимулин (Краснодар), Сергей Степанян (Армавир), Алексей Кононов, Александр Калиновский и Данил Голдин (Ставрополь). Нам приятно отметить, что на фестивале выступала наша сотрудница – редактор Интернет-отдела "СП" Марина Раскладкина.
Состояние души менялось с каждой новой мелодией и голосом. Тем не менее общее настроение фестиваля – как и подавляющее большинство песен – больше лирическое, чем веселое. Лишь в последний вечер наступила очередь для озорства под названием "чайхана" - традиционное мероприятие анекдотического содержания, когда вокруг костра поются самые задорные песни, устраивается клоунада и вытворяется все, что придет в голову.
Так повелось, что одни больше любят песни, другие – горы, третьи вырвались из душных городов, чтобы на лесной свободе просто отдохнуть душой. И как-то незаметно протекала жизнь четвертой категории здешнего "населения", тех, кто организовал мероприятие и все время именно работал: ставропольского городского клуба авторской песни "Странник", отряда Ставропольской поисково-спасательной службы, отыскивавшей заблудшие группы и заплутавших путников, краевого студенческого спасательного отряда во главе с Александром Даржания и Движения добровольцев Ставрополья, руководит которым мэтр бардовской песни Валерий Митрофаненко.
* * *
И вот, как поется, "всем нашим встречам разлуки, увы, суждены". Пришла пора прощаться с поляной. Уезжая, я уже знала, что запомнится на всю жизнь гора Пупырь, то есть гора без названия. Интересный дуэт Александра Гуленко и Олега Спицкого, особенно, когда вместе они поют "Летнюю ночь". Выступление на "чайхане" кавминводского клуба авторской песни "Жемчужина Кавказа", украсившее фестиваль юмором. И... печенье, намазанное томатным соусом, которое довелось попробовать в одной дружной компании. Смоются из памяти лишь капли моросившего без устали дождя.
Фоторепортаж с фестиваля
17 мая 2002 года