06:00, 10 апреля 2002 года

Странная новь старого парка

...Эту ситуацию вернее всего характеризует уже ставшая банальной фраза: хотели как лучше, а получилось как всегда. Уникальный Кисловодский лечебно-курортный парк сегодня оказался в положении "слуги двух господ", а вернее, в собственности двух хозяев – государства и Федерации независимых профсоюзов России.

Особенности национального раздела имущества

Вопрос о разграничении прав собственности между государством и ФНПР на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавминвод, висел в воздухе уже доброе десятилетие, представляя собой соблазнительное "адамово яблоко": немало санаторно-курортных объектов ФНПР за это время тихо "сплыло" в частные руки, невзирая на отсутствие нормативно-правовой базы. И вот 18 февраля этого года председатель российского правительства М. Касьянов подписал долгожданное постановление о разграничении собственности, которое четко определило, что же принадлежит государству, а что – профсоюзам. Это постановление решило и судьбу Кисловодского парка, но решило как-то странно, если не сказать - непонятно. Государству отошла собственно территория парка – аллеи, терренкуры, зеленые насаждения. А вот вся необходимая для его содержания и развития инфраструктура (входящие в состав имущественного комплекса ЛПУ "Кисловодская бальнеогрязелечебница", цех зеленого хозяйства, теплично-парниковое хозяйство площадью 2717 кв. м, имеющее централизованное отопление и газ, древесно-декоративный питомник) осталась за ФНПР, точнее, за ООО "Кисловодсккурорт". А предполагалось, что Кисловодский парк перейдет в федеральную собственность полностью, как обещал оценивший его красоты во время своего визита в Кисловодск президент В. Путин...

Кто будет подметать терренкуры

Первой этим решением возмутилась администрация Кисловодска - мэру города Сергею Демиденко российский президент лично обещал включить его в состав комиссии по разграничению собственности, но где-то в чиновных коридорах пожелание В. Путина не было учтено, и С. Демиденко в состав комиссии не попал. И сегодня муниципальную власть Кисловодска больше всего заботит вопрос, кто и на какие деньги станет обихаживать государственную часть парка, пока не будет решен вопрос его финансирования. Бюджет города по количеству дыр и так напоминает швейцарский сыр, и финансовая помощь парку ляжет на Кисловодск тяжким бременем – ведь кто-то должен каждый день подметать аллеи и терренкуры, убирать и вывозить мусор. И получать за это зарплату.

– Когда мы утверждали городской бюджет, там не было такой статьи, как Кисловодский курортный парк, – говорит Сергей Демиденко. – Коль парк передан государству, осуществлять его содержание должно государство. А поскольку пока нет ни финансирования, ни новой дирекции, чтобы парк не завалили мусором, расходы по его содержанию будет вынужден взять на себя город. Стоит несколько раз не убрать листья и опавшие ветки, перестать ухаживать за деревьями – и там невозможно будет пройти. И гости курорта начнут критиковать местную власть, не понимая, что именно она в данный момент является козлом отпущения.

Сохранение жизненно важной для парка инфраструктуры в собственности ФНПР у мэра Кисловодска вызывает недоумение – ведь многие принадлежащие профсоюзам объекты на его территории уже много лет находятся в плачевном состоянии по причине отсутствия средств на их содержание.

– Плавательный бассейн не действует уже 15 лет, – сокрушается С. Демиденко, – на нем заготавливают стога сена, там ходит домашний скот и живет какой-то человек, который вроде бы этот бассейн охраняет. Полностью вышла из строя вся проводка, сгнили коммуникации, отвалился кафель в плавательных ваннах. И вообще на момент передачи парка государству многие объекты были приватизированы – ФНПР продала их в частные руки.

Как поведала мне главный эколог города Елена Макеева, финансировался парк, ранее целиком принадлежавший ФНПР, следующим образом: кое-какие отчисления делали профсоюзные здравницы, а бальнеогрязелечебница, которая непосредственно занималась парком, работала по договорам с ведомственными санаториями. Терренкуролечение было определено как лечебная услуга, за которую все санатории платили деньги. Таким образом, в 2000 году на парк было собрано шесть миллионов рублей (а реально на реконструкцию и восстановление парка, по оценкам специалистов, требуется порядка 35 миллионов. – Е. К.). В этом году на нужды парка удалось собрать только 3,5 миллиона. Где брать деньги на его содержание? Бюджет город принял опять очень напряженный...

Когда я задала вопрос о существующих возможностях содержания парка заместителю руководителя администрации Кавминвод Светлане Ляшенко, она показала мне документ Министерства РФ по налогам и сборам, в котором написано, что действующим законодательством предусмотрено "в учреждениях санаторно-курортной системы в себестоимость койко-дня дополнительно включать расходы на проведение рекреационных работ, направленных на поддержание территории здравниц, курортной зоны и курортного парка в надлежащем экологическом и санитарном состоянии". То есть деньги на содержание заложены в стоимость путевок – другое дело, что не все санатории эти деньги используют по назначению. Обнадежил по поводу парка председатель комитета по охране природных ресурсов СК Н. Панасенко, недавно приезжавший оценить ситуацию. Он сказал, что парку никто пропасть не даст – этот вопрос лично держит на контроле губернатор края.

Но тем не менее сегодня ходят упорные слухи о готовящейся продаже объектов, входящих в парковую инфраструктуру, – по этому вопросу в минувшую пятницу на страницах газеты "Кавказская здравница" достаточно жестко выступила группа ученых, экологов и общественных деятелей Кавминвод, которые считают, что парк скоро пойдет "с молотка".

Так будут ли продаваться объекты на территории парка?

Этот вопрос я задала генеральному директору ООО "Кисловодсккурорт" Петру Тырнову. Он ответил, что по сей день ни одного метра этих объектов никто никому не продал и не собирается. Более того, "Кисловодсккурорт" не возражает передать эти объекты в собственность государства, поскольку они для курортного совета - лишняя головная боль. Раздел имущества реально пока что существует только на бумаге – парк с баланса "Кисловодсккурорта" никто не снимал, и формально он будет оставаться на нем до конца текущего года – посему обстановку нагнетать не надо.

– В субботу по этому вопросу, – сказал он, – мы общались с заместителем председателя ФНПР Виктором Пугиевым, который подтвердил, что до конца года парк вместе с инфраструктурой будет оставаться на балансе "Кисловодсккурорта", а потом будет рассматриваться возможность передачи этих объектов государству. Насколько мне известно, с будущего года финансироваться парк будет из краевого бюджета – поскольку на текущий год бюджет уже сформирован, сейчас такой возможности нет.

До статуса национального почему-то недотянул

Странный раздел парка вызывает законное недоумение еще и потому, что в течение трех лет администрация Кисловодска вместе с администрацией Кавминвод билась над тем, чтобы он не просто перешел в федеральную собственность, а получил статус национального.

– В целях сохранения и восстановления кисловодского лечебно-курортного парка мы обращались в Российское правительство, в комитет природных ресурсов Ставропольского края с просьбой придать нашему парку статус "Памятник природы федерального значения", – рассказывает главный эколог городской администрации Елена Макеева, – но вопрос рассматривался крайне медленно, поскольку юридически территория парка находилась в пользовании ФНПР и без инициативы пользователя такие решения на тот момент не принимались. С просьбой решить этот вопрос мы обратились к полпреду президента РФ в ЮФО Виктору Казанцеву.

В. Казанцев в полной мере оценил значимость проблемы и в октябре 2001 года обратился с письмом на имя председателя правительства РФ М. Касьянова, считая, что вопрос о правовом статусе и финансово-экономическом положении Кисловодского парка, имеющего общефедеральную экологическую, историческую и эстетическую ценность, заслуживает особого внимания. Цитирую: "Устранить неопределенность правового положения Кисловодского курортно-лечебного парка и обеспечить его сохранность и развитие может предоставление ему статуса национального парка, тем более что Кисловодский парк отвечает всем критериям, установленным ст. 12 закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях" для национальных парков. Ответственным за содержание и развитие парка в этом случае будет, согласно этому закону, финансируемое за счет средств федерального бюджета природоохранное учреждение...".

Но, поскольку на тот момент законодательная база не позволяла решить этот вопрос, все ждали разграничения собственности между государством и ФНПР.

– Обращаясь непосредственно к председателю Госдумы РФ Г. Селезневу и президенту В. Путину, мы получили ответ, что данный вопрос находится на рассмотрении у заинтересованных структур, - продолжает свой рассказ Е. Макеева. – Потом зам. министра природных ресурсов РФ Лопатин дал нам разъяснение: образование национальных парков происходит в плановом порядке до 2010 года и перечень таких национальных парков в пределах РФ уже определен. Кисловодский курортно-лечебный парк в этот перечень не вошел.

А если все-таки продадут?

Уникальный парк, который с такой любовью и заботой о будущих поколениях еще в 1823 году закладывали солдаты Кисловодской крепости, парк, считающийся одним из самых больших рукотворных парков Европы, до статуса национального, по мнению высоких московских чиновников, недотянул. А ведь он является одним из немногих примеров сотворчества человека с природой, образцом ландшафтной архитектуры с максимальным использованием фитонцидных свойств растений. Он с самого начала закладывался как лечебный, при прокладке троп использовался инженерный опыт строительства вьючных и аэробных дорог, учитывались условия различной освещенности и крутизна склонов. Сейчас в парке собрано около 300 видов разнообразных, в том числе и экзотических, деревьев и кустарников, по нему проходит 100 км дорожек терренкура. Здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Шаляпин, многие другие российские гении черпали вдохновение, глядя на тихие струи реки Ольховки... В общем-то, и невозможно описать словами Кисловодский парк, его неповторимый воздух, насыщенный ароматами сосновой хвои и альпийских трав, его вековечную красоту – их нужно просто увидеть...

Это – лирика, а проза жизни такова: когда стало ясно, что статус национального Кисловодскому парку "не светит", краевые и региональные власти вместе с Кисловодским муниципалитетом стали "пробивать" вопрос о передаче парка в федеральную собственность, чтобы парк имел финансирование, достойное своей исторической, культурной и экологической ценности. После чего последовал вышеописанный непонятный раздел парка "по-живому", который породил вполне закономерный вопрос: почему его не отдали государству целиком, не порождая лишних проблем? Создается впечатление, что за этим странным разделом имущества между государством и ФНПР стоит кто-то третий, обладающий большой властью и деньгами. И если предположить, что этот "кто-то" "нажмет на рычаги" и выкупит всю профсоюзную собственность на территории парка, он автоматически получит немалое влияние и на его государственную часть, имея от совместного "производства" солидную прибыль, – ведь козырем будут жизненно важные для парка объекты. Но это – из области подозрений. А реально необходимо объединить усилия всех заинтересованных структур и не допустить деградации парка. Что сейчас и происходит.

«Странная новь старого парка»
Газета «Ставропольская правда»
10 апреля 2002 года