Знай, кого хочешь воспитать...
Межрегиональная научно-практическая конференция "Современность и духовно-нравственное развитие личности", прошедшая под эгидой краевого министерства образования, высветила многие проблемы современного образования и воспитания.
Главная из них – пустота, образовавшаяся в сфере воспитания школьников и молодежи еще в перестроечные времена. В первые постсоветские годы многое сломали, не думая, как и что строить на месте разрушенного. Среди этого многого была и система воспитания в школе. Сгоряча в урну полетели почти все воспитательные доктрины. Вместе с устаревшей идеологией – сам тезис, что детей в школе нужно не только образовывать, но и воспитывать. Вместе с пионерской и комсомольской организацией – сам принцип детских и юношеских общественных организаций. Вместе с оценкой за поведение и характеристикой – институт классного руководителя как воспитателя, а не просто безликой фигуры, собирающей деньги с учеников то на то, то на это...
Отголоски тогдашнего псевдореформирования чувствуются до сих пор, об этом говорили на совещании многие выступавшие. Еще одну важную причину назвал в своем выступлении приглашенный к участию в конференции митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон: "Нельзя заниматься воспитанием, если не знаешь, какого человека хочешь воспитать"... Общество даже в новейшей образовательной доктрине не дает пока четкого заказа, поэтому школе трудно сформулировать, кого же она собирается воспитывать. Сделать это в своем докладе попытался министр А. Шабалдас. Вот обозначенные им направления работы: воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, а также успешной адаптации на рынке труда.
Задачи трудные, и хотя на конференции, особенно во время работы секций, речь шла о положительном опыте в ряде школ и учреждений дополнительного образования, ясно, что основной опыт нужно нарабатывать. Особенно в такой важной для нашего края проблеме, как воспитание этнокультурной толерантности. Когда в одном классе, как выразился в докладе министр, сидят представители разных национальностей, религиозных конфессий и социальных групп, это в миниатюре – весь наш край, весь Северный Кавказ.
И речь идет не только о воспитании детей. Нужно воспитывать и педагога, который этой толерантности был бы научен.
Не меньше проблем в области трудового воспитания. Ученические производственные бригады, которые сейчас воссоздаются на Ставрополье, не начальственная прихоть и не тоска по прежним временам, а одна из возможностей научить детей, как адаптироваться на рынке труда. Свои модели трудового воспитания должны найти сельская и городская школы.
Конференция затронула еще много важных вопросов.
28 марта 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
