Знай, кого хочешь воспитать...
Межрегиональная научно-практическая конференция "Современность и духовно-нравственное развитие личности", прошедшая под эгидой краевого министерства образования, высветила многие проблемы современного образования и воспитания.
Главная из них – пустота, образовавшаяся в сфере воспитания школьников и молодежи еще в перестроечные времена. В первые постсоветские годы многое сломали, не думая, как и что строить на месте разрушенного. Среди этого многого была и система воспитания в школе. Сгоряча в урну полетели почти все воспитательные доктрины. Вместе с устаревшей идеологией – сам тезис, что детей в школе нужно не только образовывать, но и воспитывать. Вместе с пионерской и комсомольской организацией – сам принцип детских и юношеских общественных организаций. Вместе с оценкой за поведение и характеристикой – институт классного руководителя как воспитателя, а не просто безликой фигуры, собирающей деньги с учеников то на то, то на это...
Отголоски тогдашнего псевдореформирования чувствуются до сих пор, об этом говорили на совещании многие выступавшие. Еще одну важную причину назвал в своем выступлении приглашенный к участию в конференции митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон: "Нельзя заниматься воспитанием, если не знаешь, какого человека хочешь воспитать"... Общество даже в новейшей образовательной доктрине не дает пока четкого заказа, поэтому школе трудно сформулировать, кого же она собирается воспитывать. Сделать это в своем докладе попытался министр А. Шабалдас. Вот обозначенные им направления работы: воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, а также успешной адаптации на рынке труда.
Задачи трудные, и хотя на конференции, особенно во время работы секций, речь шла о положительном опыте в ряде школ и учреждений дополнительного образования, ясно, что основной опыт нужно нарабатывать. Особенно в такой важной для нашего края проблеме, как воспитание этнокультурной толерантности. Когда в одном классе, как выразился в докладе министр, сидят представители разных национальностей, религиозных конфессий и социальных групп, это в миниатюре – весь наш край, весь Северный Кавказ.
И речь идет не только о воспитании детей. Нужно воспитывать и педагога, который этой толерантности был бы научен.
Не меньше проблем в области трудового воспитания. Ученические производственные бригады, которые сейчас воссоздаются на Ставрополье, не начальственная прихоть и не тоска по прежним временам, а одна из возможностей научить детей, как адаптироваться на рынке труда. Свои модели трудового воспитания должны найти сельская и городская школы.
Конференция затронула еще много важных вопросов.
28 марта 2002 года