06:00, 16 марта 2002 года

Торговля – двигатель экономики

Как обстоят дела в торговой отрасли края? По каким направлениям будет развиваться внутренняя торговля Ставрополья в ближайшее время? На эти и другие вопросы накануне Дня работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства отвечает первый заместитель председателя правительства края – министр экономического развития и торговли Валерий Гаевский.

– Валерий Вениаминович, одна из итоговых цифр года - семипроцентный рост товарооборота. Довольны ли вы таким результатом?

– Вполне. Семь процентов роста дала розничная торговля. Предприятия общественного питания вышли на 9,4%. Конечно, это ниже, чем было, к примеру, в 2000 году (15,9% – розница и 28,6% - общепит), однако если идти в гору, то на определенном этапе неизбежно начинается торможение. Поэтому, несмотря на замедление темпов роста, могу утверждать, что 2001 год закрепил положительные тенденции во внутреннем товарообороте края. Значительно лучше прежнего сработала система потребительской кооперации. Кооперативное движение постепенно возвращает утраченные сегменты рынка и восстанавливает численность стабильных покупателей.

Если года два назад доли продовольственных и непродовольственных товаров, проданных на потребительском рынке, были примерно равными, то по итогам 2001 года структура продаж выглядит следующим образом: продовольственные товары – 45,7%, непродовольственные – 54,3%. Такой расклад является одним из косвенных показателей улучшения благосостояния населения.

– Помнится лозунг первого российского президента: "Покупайте свое, российское!" Как сейчас обстоят дела с "патриотизмом"?

– В этом плане очень благополучным был 2000 год, когда мы добились того, что на сто рублей продаж продовольственных товаров около половины суммы были от собственно краевых товаров, а от ста рублей по непродовольственной группе на ставропольские товары приходилось 11 рублей. В прошлом году мы эту планку не преодолели. По обеим группам произошло снижение примерно на два рубля. Мы воспринимаем это как сигнал к определенным действиям. Думаю, нужны и такие кампании, как ельцинская, и какие-то рекламные ходы, чтобы поддержать наших местных товаропроизводителей. Нужно привлечь внимание потребителей к ставропольской продукции, которая по качеству не уступает ввозимым аналогам.

Министерство экономического развития и торговли края приветствует создание в крае специализированных и фирменных магазинов ставропольских предприятий. Их число постоянно растет. Сейчас по краю работают в общей сложности 420 фирменных магазинов местной промышленности. Впечатляющих успехов в этом плане добились ОАО "Комбинат молочный Ставропольский", ООО Ипатовский "Сыродел", ОАО "Прасковейское", ОАО "Холод", ООО ПКФ "Экон".

Кстати о патриотизме. У нас сейчас в крае появляются современные предприятия торговли, которые по качеству обслуживания, по насыщенности товарами и по своему внешнему виду вполне могут состязаться со столичными супермаркетами. Я имею в виду магазины "Пушкинский", "Домино", "Нестеров" в Ставрополе, "Восточный мост", "Эльдорадо", "ХХI век" в Пятигорске и другие.

– Особая сфера торговли – алкогольный рынок. Здесь – и особые комиссии, и особые нормы и правила. Насколько успешны все эти мероприятия?

– В минувшем году был предпринят ряд мер, направленных на дальнейшую легализацию торговли алкоголем. В частности, стали действовать акцизные склады, которые должны вытеснить с этого рынка многочисленные посреднические фирмы и облегчить государству контроль за объемами продаж и качеством алкогольной продукции. Мы предъявляем достаточно жесткие требования к работе этих оптовых организаций, а потому количество их в крае значительно сократилось. Если в 1999 году лицензию на оптовую продажу алкоголя имели около ста организаций, то сейчас их осталось 36. Из них лишь 24 получили право работать с розничной сетью.

За 2001 год в крае было продано алкогольных напитков и пива на 5,7 млрд. рублей, что в товарной массе на 15% больше уровня 2000 года. В расчете на душу населения продажа алкогольных напитков и пива составила 8,9 литра, в то время как в 2000 году – 8 литров.

Поступление акцизов увеличилось в 2001 г. на 20%, в том числе в местные бюджеты – 126,9% (относительно уровня 2000 года).

– Насколько рентабельно сработала торговля края в целом?

– Доля прибыльных организаций торговли на конец прошлого года составляла 83,5% (для сравнения: в 2000 г.- 77,7%). Сальдо прибылей и убытков среди тех организаций, которые находятся под нашим учетом, превысило 240 млн. рублей – в пользу прибыли. Этот результат в два с половиной раза больше предыдущего года.

– Однако проблем на потребительском рынке остается немало.

– Конечно, проблемы есть. Тяжело идет борьба с нарушителями правил торговли. По-прежнему остро стоит вопрос качества товаров и услуг. За 2001 год доля забракованных товаров в проинспектированных группах составила 25% – по синтетическим моющим средствам, примерно столько же- по мебели, порядка 60-70% – по растительному маслу, сырам, кондитерским изделиям, товарам легкой промышленности, до 90% по мясу всех видов, колбасным изделиям и копченостям, рыбе, а также по водке и вину.

Такая доля брака на наших прилавках, естественно, удручает. Но мы не намерены "причесывать" статистику и смягчать жесткость наших проверок.

У нас потребительская культура возрастает, а потому однажды запятнать свою марку становится просто разорительно.

– Министерством экономического развития и торговли края совместно с учеными Ставрополья разработан проект "Концепции развития внутренней торговли Ставропольского края". Какие надежды возлагаются на этот документ?

– Мы наметили комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры всех звеньев торговой сети (опт, розница, общественное питание). Будет обновляться нормативно-правовая база, регулирующая торговую деятельность. Будут также задействованы механизмы государственной поддержки торговых организаций, оказывающих социально значимые услуги населению.

Мы давно бьемся над такой проблемой, как реализация излишков сельскохозяйственной продукции в городах. Теперь эта проблема будет решаться через проведение регулярных ярмарок, в том числе "Ярмарок выходного дня", развитие независимых розничных и торговых организаций, принадлежащих непосредственно товаропроизводителям.

Особое внимание в Концепции уделено поддержке развития торговой деятельности потребительской кооперации края. Ведь крупные "игроки" торгового бизнеса никогда не возьмутся за торговые точки с малым оборотом, а торговать в селах кому-то надо.

Проект концепции обсуждался на последнем заседании краевого координационного совета по вопросам развития торговли и бытового обслуживания населения, который я возглавляю. Доработанный после обсуждения текст будет вынесен на рассмотрение правительства края на одном из его весенних заседаний.

Елена МИХИНА
«Торговля – двигатель экономики»
Газета «Ставропольская правда»
16 марта 2002 года