06:00, 14 февраля 2002 года

Падают вертолеты-пенсионеры

С 11 февраля число военнослужащих в городке Северном заметно стало убывать. После отдыха началась их очередная трехмесячная командировка в Чечню. За время отсутствия буденновских летчиков там был сбит Ми-8, пропал Ми-24, разбился транспортный Ми-26. И хотя погибшие экипажи были из других полков, в Буденновском вертолетном тяжело переживали эти потери. Авиаторы хорошо знают друг друга вне зависимости от того, кто в каком полку служит. Многие вместе учились в военном училище или в академии. И потому, когда становится известно об очередном ЧП, в полку нередко можно слышать: "Это был мой однокашник". Больше им уже не свидеться.

Перед самой отправкой буденновских летчиков в Ханкалу довелось разговаривать с одним из высокопоставленных чинов 58-й армии. Он, прослуживший в авиации более двух десятков лет, наотрез отказался добираться до Владикавказа на вертолете. Причина одна – чрезмерная изношенность вертолетного парка: мало ли что может произойти в воздухе.

Кстати, подполковник Б., с которым мне не раз приходилось летать в Чечне, по этому поводу пошутил: "Да не бойся ты летать. Подумаешь - упадем. Так мы этого даже не почувствуем. Бах – и снова на небе". Интересно, что и тени сомнения – летать или не летать – ни у одного из буденновских летчиков не заметить. Они сделали свой выбор, отдают себе отчет в том, что летать обязаны и потому считают ниже своего достоинства уйти с летной службы.

Хотя, конечно, разговоров о плачевном состоянии техники, на которой им приходится воевать, можно услышать немало. Достаточно несколько дней побыть в Ханкале, увидеть, какими неимоверными усилиями техническим службам приходится поддерживать в нормальном состоянии вертолеты, и картина станет ясной. Новые лопасти стоят десятки тысяч долларов, а их боевики простреливают достаточно часто. Чтобы не сорвать задание, техники ночами перебрасывают лопасти с одного вертолета на другой, то же самое делают и с другими агрегатами, ибо снабжение новыми запасными частями, кстати, очень дорогостоящими, практически сведено к нулю.

Отсюда – частые жалобы летчиков на "неправильное поведение" вертолетов в воздухе. И одно дело – совершать вынужденную посадку на своей территории, как это на днях произошло с Сергеем Палагиным, и другое – в районах, контролируемых чеченскими боевиками.

Чрезмерный износ техники создает нештатные ситуации, с которыми раньше не приходилось сталкиваться даже опытным летчикам. В минувшем году вертолет подполковника К. упал в горах, потому что летчик не смог вывести его из левого разворота. Пилоты говорят, что в горах Афганистана с ними такого не случалось, ибо они летали тогда на новых машинах.

... Военный городок на три месяца почти опустел. Все основные летные силы переброшены в Ханкалу. Надо сказать, улетали летчики с хорошим настроением, они все-таки надеются, что за время командировки вертолеты их не подведут и количество взлетов всегда будет совпадать с количеством посадок.

Буденновск

Комментарии специалистов

Главная причина участившихся аварий вертолетов Ми-8 – основного военно-транспортного вертолета российской армии – старение техники и снижение уровня технического обслуживания авиапарка (об этом уже не раз писала "Ставропольская правда"). К такой не слишком оптимистичной оценке обстоятельств серии произошедших на Юге России с начала года авиапроисшествий с "Ми-8", склоняются отечественные гражданские и военные специалисты – конструкторы, производственники, военные авиаторы.

Хроническое недофинансирование военной авиации привело к фактическому упразднению прежде являвшейся законом системы так называемого авторского надзора за боевыми вертолетами со стороны разработчиков, сообщили в КБ имени Миля. "Ранее мы безжалостно выбраковывали ненадежные лопасти, втулки, другие детали и агрегаты; машины с такими узлами не допускались к эксплуатации, а теперь этого не делается", – отметил собеседник. "Усложнились процедуры оформления контрактов на проведение экспертизы, возросла ее цена, что, конечно, не устраивает военных",- считают в КБ.

Не имеют возможности отслеживать техническое состояние вертолетов и принимать необходимые меры также производственники. По словам главного инженера Казанского вертолетного завода (КВЗ) Алексея Карташова, об авиапроисшествиях военных вертолетов на КВЗ "узнают только из теленовостей". "К участию в разборе полетных авиапроисшествий нас не приглашают", – сетует он.

Старение техники и ухудшение технического состояния авиапарка усугубляет и так называемый "человеческий фактор", считает начальник авиации сухопутных войск, генерал-полковник Виталий Павлов. По его словам, из зоны обстрела или экстраординарной ситуации винтокрылую машину "способны вывести лишь опытные пилоты". В экстренном случае на новой машине "можно рвануть ручку на себя, резко сбросить обороты, изменив шаг винта, заложить противоракетный вираж или бросить машину на предельно малую высоту, огибая каждую кочку". Однако это под силу только побывавшим во многих переделках ветеранам, тогда как в войсках сейчас, по его словам, "больше половины – новички". "На старой, а точнее, изношенной машине, прошедшей несколько ремонтов, подобные действия равносильны самоубийству. И не потому, что машина плохая. Просто она уже не может столь четко выполнять команды, которые ей отдает экипаж", - подчеркнул генерал Павлов.

«Падают вертолеты-пенсионеры»
Газета «Ставропольская правда»
14 февраля 2002 года