Кому нужны "уроки у плетня"
Ставрополье завалено снегом, но в министерстве образования СК уже думают о весне. В частности о том, что в апреле в Ставрополь на краевой этап конкурса "Учитель Ставрополья-2002" съедутся педагоги из городов и районов. Марина Неботова, начальник отдела кадров министерства, бессменный секретарь оргкомитета конкурса "Учитель года Ставрополья", согласилась ответить на вопросы нашего корреспондента. Разговор зашел и о том, что в Москве, на российском этапе, представители края ни разу не добились сколько-нибудь ощутимых результатов. Вот что сказала М. Неботова:
– Как ни горько сознавать, но это правда. На протяжении многих лет мы выставляем своего претендента для участия во Всероссийском конкурсе "Учитель года", но ни разу представитель Ставрополья не становился участником суперфинала московских соревнований. То есть не попадал ни в пятерку, ни даже в десятку лучших. Мы многое делаем: сейчас состав участников расширился, практически все города и районы края проводят у себя конкурс и присылают победителей на краевой этап. В Москву едут лучшие, в последние три-четыре года это были учителя с хорошим потенциалом, с реальными достижениями в профессиональном мастерстве. Такие, как Наталья Тарасова из Предгорного района, Светлана Вишневская из Невинномысска, Елена Орлова из Пятигорска. И тем не менее...
– Можно высказать свое предположение? По моим наблюдениям, на краевом этапе конкурса часто наиболее высокий балл жюри выставляет не тому учителю, который дал замечательный "рядовой" урок – то есть такой, который он каждый день проводит в своей школе, в своем классе. Высоких оценок порой удостаиваются некие уроки-шоу. Горящие свечи, песни и пляски вместе с учениками – чего только не бывает и почему-то пользуется неизменным успехом у жюри. Вместе с тем за бортом остаются такие прекрасные педагоги, как А. Лещенко, учитель из ставропольского лицея № 17. У него на уроке черчения за сорок пять минут не только дети, но и далекие от предмета люди, присутствовавшие в классе, поняли тему. Причем работал он легко, изящно, прекрасно общался с незнакомым классом, а из техсредств ему хватило мела, доски и бумажной развертки... Это была не показуха, а продуманная технология, плод многолетнего труда.
Не в том ли причина наших неудач, что в Москве ценятся технологии, а в Ставрополе – зрелищность и театральность?
– Это так. Я недавно вернулась из Москвы, с курсовых занятий, где перед нами выступала в, частности, Елена Пахомова из Академии повышения квалификации работников образования Минобраза РФ, многолетний член жюри всероссийского "Учителя года". Она анализировала неудачи представителей разных регионов – тех, кому суперфинал, что называется, дышал в затылок.
О наших говорила с большим уважением. Но причиной неуспеха на конкурсе, например Натальи Тарасовой, назвала выбранную ею форму урока, который был задуман и организован как "литературный салон". Это красиво, зрелищно, но не дает представления о том, как же учитель работает каждый день. Между прочим, Е. Пахомова рассказала, что в заявках, которые присылают в Москву будущие участники, встречаются и такие: чтобы к уроку приготовили живую рыбу. Или деревенский плетень... Мы, сказала она, все это предоставляем. Но "урок у плетня" можно провести раз в четверть. На конкурсе нужно показать другое. Как ты ориентируешься в новых подходах к образованию, как справляешься с новыми программами, насколько владеешь новыми технологиями. Демонстрировать не себя, а свое профессиональное мастерство.
– Можно и технологии использовать для демонстрации себя. Вспоминаю урок русского языка в пятом классе на краевом конкурсе в прошлом году. Очень сложная тема: слитное и раздельное правописание частицы "не". Чего там только не было, набор самых разных приемов. Однако за урок дети написали всего два предложения. Грамотными они при такой методике не будут, но учительница этой цели и не ставила, она хотела показать жюри, что находится в курсе новинок... Возникает вопрос: состоится ли обо всем этом разговор в крае накануне нового "Учителя года"? И с методистами, и с членами жюри.
– Обязательно. Поводов для такого разговора много. Не только критерии оценки и отбора участников, но и проблема вовлечения их в конкурс. У нас около 28 тысяч учителей. На первый этап, в школах, должны выходить тысячи четыре педагогов. А их значительно меньше. Лучшие специалисты часто просто не идут на состязание. Это задача для методистов, управленцев, которые есть в каждом отделе образования.
Нужно изменить подходы к подготовке конкурсантов. Репетиторство, консультации, психологическая помощь... А когда они приезжают на подготовку в Ставрополь, главный упор следует сделать на технологии современного урока.
– Последний вопрос, который не могу не задать. Ни разу на Всероссийский конкурс не ездили педагоги из города Ставрополя. Ну не дают им первого места в краевом финале! А какие были участники - тот же Лещенко, Наталья Ефимова, в прошлом году – Елена Барчукова... Образованность, интеллект, владение современными методиками. Нормально ли это, что край никогда не представляют педагоги из его столицы?
– В ваших словах есть доля правды...
11 января 2002 года