Поверженный Берлин: как немецкая столица возвращалась к жизни в 1945-м
80 лет назад Красная Армия штурмом взяла Берлин – фашистская Германия была вынуждена безоговорочно капитулировать. Вспомним известные кадры, увековечившие победоносный момент войны – водружение Знамени Победы над Рейхстагом. Там нельзя не заметить, что покоренная столица Тысячелетнего рейха лежит в руинах.
Известно, что процесс расчистки города впоследствии растянулся на годы. Но тем не менее город вернулся к достойной жизни довольно быстро. Не особо растиражированной остается история о том, что этим столица Германии обязана прежде всего командующему 5-й ударной армией Николаю Берзарину (на снимке - в центре). В должности первого советского коменданта города он успел побыть всего несколько недель, но после ожесточенных боев смог быстро наладить быт берлинцев. Им в считанные дни стало доступно не только питание – хоть скромное, но регулярное. В Берлине после бомбежек и кровопролитных боев оживала транспортная система, усиленно восстанавливались коммуникации. И это далеко не все.
Судьбоносное решение
Чтобы представить, как много для спасения города было сделано Николаем Берзариным менее чем за два месяца, нужно понимать, насколько печальное зрелище представлял собой Берлин к моменту капитуляции Германии.
Значительная часть города была разрушена и выгорела – на протяжении войны он подвергался массированным авиаударам. Из-за сбоев в поставке продовольствия население голодало, а масштабное повреждение водопроводных и канализационных сетей не оставляло выбора – люди пили воду из реки Шпрее. И это оборачивалось лишь новыми жертвами. При этом в Берлине продолжали работать буквально считанные тысячи больничных коек, чего в тех катастрофических условиях было крайне недостаточно.
«Начался тиф, многие просто умирали на улицах. Не было электричества. Можно смело утверждать, что, если бы не советские войска и не организационный талант первого советского коменданта Берлина генерала Николая Берзарина, город попросту вымер бы и разрушился», - утверждает ведущий специалист Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Максим Синицын.
Эксперты называют судьбоносным для Берлина решение генерала о переходе города под советское командование в конце апреля – еще до того, как был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и когда продолжались ожесточенные бои. Советские солдаты тогда первым делом принялись за восстановление электростанции в Карлсхорсте, также в первоочередном порядке была организована поставка продовольствия для жителей Берлина. На тот момент среди населения поверженной немецкой столицы насчитывалось около миллиона детей и примерно 800 тысяч стариков.
Не хозяин
Понятно, ужасы гитлеровского режима, которые наблюдали советские войска, продвигаясь на запад, не могли не возмущать, не вызывать желания отомстить. И здесь показательно, говорят историки, что Николай Берзарин не стал идти на поводу у эмоций и не ставил целью месть. Мирное население этого не заслуживало.
«Сохранить ясность ума и человечность по отношению к бывшему врагу было сложно, - подчеркивает главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Дмитрий Суржик. - То, что сделал Берзарин как комендант Берлина, было направлено не на то, чтобы выступать в качестве «нового хозяина» или «покорителя», как вели себя наши западные союзники, а чтобы помочь простым людям создать фундамент будущего прочного мира».
Итак, комендант Николай Берзарин буквально сразу организовал в Берлине выпуск продуктовых талонов. Это был единственный способ пусть и совсем скромно, но накормить все население поверженного Берлина. Ютившиеся в развалинах и уже терявшие надежду на спасение берлинцы начали получать пищевые пайки. Так, каждый получал в неделю до трех килограммов хлеба, пятьсот граммов мяса, полтора килограмма сахара, натуральный кофе, овощи и молочные продукты.
Самые необходимые лекарства СССР стал доставлять в немецкие больницы на самолетах. Своевременная помощь помогла не допустить страшных эпидемий.
По сути, не была оставлена без внимания ни одна сфера жизни. Например, под охрану были взяты культурные ценности, чтобы они не подверглись уничтожению со стороны нацистских фанатиков или разграблению. Открывались кинотеатры, почтовые отделения. Удалось организовать радиовещание – передачи транслировались на всю Германию и рассказывали о происходящем в Берлине.
Неудивительно, что город быстро стал точкой притяжения – в Берлин устремились мигранты со всей страны. Видимо, с одной стороны, вышли из подполья те, кто прятались, а с другой – в Берлин потянулось очень много людей, узнавших, что там их будут кормить и давать работу. Так, сначала было напечатано два миллиона карточек на питание – примерно по количеству жителей города, когда вошли советские войска. Но буквально через пару недель население города увеличилось еще на 800 тысяч человек.
В целом за те 54 дня, что во главе Берлина был генерал Николай Берзарин, было открыто 585 школ, 88 детских домов, 13 театров, 210 библиотек, 194 кинотеатра. А к электричеству подключено 33 тысячи домов, свыше 400 парикмахерских, около 1,1 тысячи пекарен, почти 100 больниц и 150 аптек. Советский генерал завоевал искреннее уважение берлинцев.
«А вот в послевоенном Мюнхене после «работы союзников» люди бежали в села, чтобы работать на полях за крохи еды и воды, тогда как берлинское население получило снабжение. Берзарин предотвратил появление «черного рынка» и наладил мирную послевоенную жизнь населения, более 70 процентов которого составляли женщины, дети и глубокие старики», - говорит Дмитрий Суржик.
И тысячи цветов
Что известно о самом генерале? Николай Эрастович Берзарин, родившийся в 1904 году в Санкт-Петербурге, осиротел в 14 лет. Примерно с того жизненного этапа принято вести отсчет его блестящей военной карьеры.
Вступив в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, он поначалу стал пулеметчиком. Участвовал в боях против англо-американских интервентов, а позже – в 16 лет – в подавлении Кронштадтского мятежа. Позже служил в Сибири, на Дальнем Востоке, где был командиром пулеметного взвода.
Известно, что Николай Берзарин прошел высшие командные курсы и впоследствии возглавлял различные подразделения вооруженных сил. К маю 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора. Начало Великой Отечественной войны он встретил в качестве командующего 27-й армией Прибалтийского Особого военного округа, в дальнейшем возглавлял 34-ю, 39-ю и 5-ю ударные армии. С 20 апреля 1945 года получил повышение до генерала-полковника. А первым комендантом покоренного Берлина был назначен 24 апреля 1945 года.
Николай Берзарин погиб 16 июня 1945 года в Берлине в результате автомобильной катастрофы. Есть свидетельства, что тысячи горожан пришли проститься с человеком, сумевшим за неполные два месяца наладить в поверженном городе мирную жизнь. Было срезано множество цветов в оживающих городских садах. После прощания берлинцев со своим комендантом тело Берзарина отвезли в Москву, где похоронили на Новодевичьем кладбище.
Имя Николая Берзарина носят улицы в России, Германии, Молдавии.

Поверженный Берлин: как немецкая столица возвращалась к жизни в 1945-м
В Ставрополе отгремел «Солдатский конверт»

Ветеран Георгий Иванович Воронин в свои 99 лет живёт заботами Родины

Традиционная эстафета на призы «Ставропольской правды» прошла в преддверии Дня Победы

Гандболисты ставропольского «Виктора» не смогли пробиться в финал чемпионата России
