В Ставрополе побывала этноэкспедиция блогеров
В Ставрополе побывала этноэкспедиция блогеров из разных регионов страны во главе с экспертом по актуальным вопросам гармонизации межнациональных отношений, президентом Гильдии межэтнической журналистики, членом Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Общественной палаты РФ Маргаритой Лянге.
Акция организована при поддержке губернатора и правительства Ставропольского края, а также при участии краевой организации Союза журналистов России - регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики, руководимого Аллой Абастовой.
На площадке Северо-Кавказского федерального университета (партнера акции) прошел круглый стол с экспертами Гильдии межэтнической журналистики, активистами этнокультурных НКО и краеведами, журналистами, блогерами, студентами профильных направлений СКФУ «Ставрополье многонациональное – Ставрополье казачье: необычные ракурсы», а также мастер-класс М. Лянге «Блогинг на миллион. Как сделать межэтническую тему интересной для молодой аудитории». Маргарита Лянге познакомила участников встречи с опытом освоения этнокультурной темы в современном медиапространстве.
Для команды М. Лянге приезд на Ставрополье – это уже шестая экспедиция по регионам России. В эту команду входят блогеры, освещающие культуру и традиции народов России, от Камчатки и Республики Марий Эл до Республики Коми и Карачаево-Черкесии. В общей сложности у этой группы блогеров аудитория более трех миллионов подписчиков. В каждой новой поездке команда обновляет состав, чтобы шире и глубже представить особенности того или иного региона. Всегда важен свежий взгляд, убеждена Маргарита Лянге, потому что всюду такой взгляд способен открыть немало удивительного, чего «местный» взгляд порой не замечает. Вообще, журналисту крайне важно в силу профессии чаще перемещаться по стране, а страна у нас самая большая на планете и самая богатая, в том числе культурными запасами. Ни у кого в мире такого богатства нет, и надо этим творчески пользоваться. Даже ближайших соседей по своему субъекту или округу мы нередко знаем непростительно мало.
На Ставрополье М. Лянге поставила своей задачей узнать на месте, что наши блогеры и журналисты считают самым интересным в крае для остальной России. Потому что практика блогерства показывает огромный интерес в обществе к народам собственной страны, но пока что этот интерес не удовлетворяется. А интерес этот очень широк: люди хотят знать, как живут в регионах, что любят поесть, как женятся, и нет ничего стыдного в том, чтобы лучше узнать, кто как борщи готовит, кто как замуж выдает. Маргарита Лянге убеждена: если эти безусловно важные вещи не воспроизводятся в современном цифровом пространстве, они станут музейным нафталиновым экспонатом, они просто исчезнут, и мы уже будем жить в иной среде, не в той, которая нам дана от наших предков. Перевести в цифровую среду наши традиции, начать интересно об этом рассказывать – важная задача сохранения основ нашей истории. Нужно постараться огромное народное богатство, которое веками накапливалось на бумажных носителях, передавалось из уст в уста, сегодня сделать достоянием народа при помощи цифровых технологий. Не менее важно перестать бояться качественного честного блогерства. У самой М. Лянге 27 лет опыта работы на Радио России, а сейчас она – блогер-миллионник, потому как считает, что для нынешней молодой аудитории ее большой опыт в прежних формах работы мало кому интересен. Тут, как говорится, старыми заслугами не проживешь. А вот если человек услышит, что у нее миллионы подписчиков, ему уже интересно: почему же на нее подписано столько людей? Обязательно нужно облекать свои идеи в цифровой формат, иначе вы обречены на забвение. Нравится нам это или нет, но это факт сегодняшней действительности.
В России сегодня 130 миллионов пользователей интернета, 106 миллионов активных пользователей социальных сетей, и число это постоянно растет. Среднестатистический россиянин 8 часов в сутки тратит на пользование интернетом. Отметим: это средний показатель. Все это происходит с помощью прежде всего мобильных устройств, смартфонов. Значит, нужно делать отечественный этнокультурный контент смотрибельным и удобным для мобильных устройств. Только так сегодня можно достучаться до аудитории и получить какой-то отклик. Сайты, разумеется, должны занимать свое место, но надо понимать, говорит М. Лянге, что речь при этом идет только об удержании аудитории, которую мы нарастили в предыдущий период. Основной рост – на видеохостингах, в соцсетях. Если на сайте у гильдии 140 тысяч «заходов» в месяц, то на всех остальных интернет-площадках в сумме свыше 20 миллионов в месяц. Что же смотрят люди в интернете? Более всего – видеоформат. К сожалению, традиционные медиа как источник информации сильно проигрывают в борьбе за аудиторию в новых медиа. Налицо катастрофический разрыв. У традиционных каналов при всей их замечательности доля аудитории несопоставимо мала. Конечно, эти каналы должны работать и далее, но вот мера их влияния…
Гильдия межэтнической журналистики переживала все изменения времени, стараясь отвечать на вызовы. Появился сайт, появились первые сетевые странички, шел поиск формата. И вдруг оказалось, что на этнокультурной теме в видеохостингах даже типа нынешнего ютуба можно набрать миллионы подписчиков. Мы увидели колоссальную жажду на такие темы, говорит М. Лянге. И не только в самой России, но и в громадном Русском мире за рубежом.Так, с началом СВО пришло 250 тысяч подписчиков с… Украины. И они остаются, не уходят. И при наличии желто-голубых флагов ведут себя лояльно, задают разные вопросы. Например: неужели в России нельзя говорить на украинском языке? Это при том, что Россия – страна 170 языков!
Конечно, классикой по-прежнему остается сайт, а дальше – вот вам телеграм-канал, вот вам короткие веселые истории и так далее. Мы разным языком стараемся говорить о главном, опираясь на весь предыдущий журналистский опыт, говорит М. Лянге. По ее наблюдениям, самые успешные блогеры – вчерашние журналисты, которые не боятся нового, а стараются донести нужную информацию, пускай даже в «легкой» форме. Что, собственно, и остается главной целью журналистики.
В сети сегодня можно найти уже немало роликов команды М. Лянге, первый из которых отталкивался всего-навсего от… чайных обычаев народов и получил первый миллион читателей. А ролик-то внешне очень простой и веселый, но не случайно хорошо завирусился в детской и молодежной среде. Так с помощью не прямолинейных смыслов, «с улыбкой» негативное отношение меняется на позитивное. Контент должен быть связан с некими прикладными вещами, которые человек может транслировать на себя, убеждена М. Лянге. Не вообще истории рассказывать, а постараться найти связь с повседневной жизнью человека. Благодатной темой оказалась, например, языковая: на просторах нашей Родины в разных ее уголках одни и те же предметы могут называться по-разному, а через такие «крючочки» просыпается интерес и к самим территориям, о которых заходит речь.
Да, простые вещи многое могут открыть людям, те же традиционные блюда или какие-то праздники, про которые вроде бы все знают, а получается, и не все, и не знают! Еще один многообещающий акцент – семейный. Вот это точно интересно всем. И через это можно «закрутить» самые разные познавательные истории, через незамысловатые с виду сюжеты ненавязчиво рассказывая что-то интересное о том или ином народе России.
В гильдии успешно работает школа межэтнической журналистики с отделениями в 53 регионах. Они стали присылать свои ролики, показывая красоты своих регионов. Но специалисты подсказали, что все это слишком напоминает… телевизор. А аудитория уже «наелась» телевизора. Тогда команда гильдии начала учиться новому, придумывать, искать… Не забывая об обратной связи с подписчиками, отслеживая их мнение, их пожелания. Это важно.
- Мы не учим никого жизни, а общаемся с людьми. Мы с ними взаимодействуем, стараясь переключить вектор внимания (а в интернете так много всего, что можно утонуть) на нашу отечественную культуру. Например, после одного из роликов фанаты популярной игры «Дота 2» массово пошли на сайт Музея чувашской вышивки искать элементы национального орнамента. Но, - уточняет М. Лянге, - не нужно делать при этом национальную тему чересчур серьезной, переходящей в занудно официальную. Мы много шутим, но с серьезным внутренним настроем.
Практика показала: надо видеть хорошее в нашей российской жизни. Национальный вопрос – это не только про проблемы и серьезные совещания, он очень разнообразный, интересный и классный, ведь сам факт такого государства, как наше, - это факт успеха наших предков. Нам всем досталось мощное наследство, и надо быть умными наследниками.
Участники встречи слушали московскую гостью с огромным вниманием. А потом активно включились в мастер-класс, который тоже состоял по сути из обмена идеями на тему – что особенного можно показать о Ставрополье? Чего тут только не прозвучало, каких только удивительных аспектов не коснулись блогеры! И казаки-некрасовцы Ставрополья, и особенности истории национального освоения края, и знаменитое «Ставрополье – родина слонов» (куда же без них?!), и переводчик «Капитала» Герман Лопатин, и факт создания М. Лермонтовым стихотворения «Бородино» в конкретном месте Ставрополя, и солнце, встающее утром в просвете арки Тифлисских ворот…
На основании тем, предложенных ставропольскими коллегами, команда М. Лянге в течение экспедиции занималась подготовкой оригинального контента, способного по-новому интересно открыть стране наш край. А блогеры и журналисты Ставрополья, вооружившись полученными знаниями и рекомендациями, готовятся внести свой не менее оригинальный вклад в этнокультурный контент всемогущего интернета, в котором, как выясняется, еще так много белых пятен…
22 января 2025 года