15:00, 18 ноября 2024 года

Жертва финансовых мошенников на Ставрополье «помолодела»

Движется к финишу всероссийский опрос для граждан и представителей бизнеса о безопасности финансовых услуг. Его запустил первого ноября Банк России. Среди прочего участников опроса просят ответить, с какими видами кибермошенничества они сталкивались за последний год, пострадали ли от действий злоумышленников и вообще как банки информировали клиентов о правилах безопасного финансового поведения. О том, насколько сейчас население восприимчиво к предупреждениям и советам по финансовой безопасности, мы побеседовали с начальником юридического отдела ставропольского отделения Банка России Павлом Филем.

На фоне новостей о тех внушительных суммах, которые достаются мошенникам по причине доверчивости граждан, финансовая безопасность стала одной из тем, что постоянно на слуху. Опрос позволяет оценить, слышат ли советы люди?

Опрос о безопасности финансовых услуг проводится не впервые. Во-первых, его результаты показывают сильные и слабые стороны тех организаций, которые непосредственно предоставляют населению и бизнесу финансовые услуги. На основе ответов мы можем указать банкам на проблемы и дать рекомендации по исправлению недостатков.

Во-вторых, опрос дает понять, есть ли белые пятна в финансовом просвещении людей. Тогда есть возможность более четко скорректировать просветительскую работу. И в-третьих, подобные исследования дают нам возможность составить усредненный типичный портрет жертвы кибермошенников. Это знание тоже для нас важно, оно показывает с какими категориями граждан надо плотнее работать по части финансовой грамотности.

Результаты опроса мы публикуем у себя на сайте, делимся ими со всеми организациями и ведомствами, которые включены в сферу финансового просвещения или борьбу с мошенниками.

Как поучаствовать в опросе?

Опрос «Безопасность финансовых услуг» проводится на сайте Банка России. Ссылка на него видна на главной странице. Исследование продлится до 24 ноября включительно. Призываю ставропольцев поучаствовать – это займет менее 5 минут.

Вы сказали о составлении портрета жертвы мошенника. В нашем крае кто чаще попадается на уловки аферистов?

Действительно, так называемый портрет отличается в разных регионах России, а также может меняться от года к году. На Ставрополье по итогам опроса в конце 2023 года выяснилось, что типичная жертва мошенников заметно «помолодела».

Если в 2022 году это была городская жительница со средним уровнем дохода и средним образованием от 45 до 64 лет, то в 2023 году ее возраст спустился к отметке от 24 до 44 лет. Во многом это может быть связано с тем, что мошенники стали активнее использовать те каналы коммуникаций, где больше молодых людей: мессенджеры и соцсети.

Также надо отметить, что если в 2022 году среди пострадавших число мужчин было немногим больше, то в 2023 году доля женщин среди жертв кибермошенников стала существенно выше доли мужчин, а именно на 11 процентных пунктов.

Скажите, опрос показывает, какие ошибки чаще всего допускают жертвы мошенников?

Во всероссийском опросе прошлого года приняли участие почти 400 тысяч человек со всей страны. Это огромная и весьма репрезентативная выборка. И мы увидели, что есть несколько важных тенденций в поведении людей при контакте со злоумышленниками.

Так, 15% опрошенных из числа пострадавших сообщали незнакомцам коды из смс-сообщений, еще столько же – будучи введенными в заблуждение, переводили сбережения злоумышленникам. 14% назвали мошенникам данные банковской карты, а 11% ввели эти данные на мошенническом сайте.

Самый маленький процент пострадавших – 4,8% - оформляют под давлением мошенников на себя кредит и переводят полученные деньги аферистам.

Жертвы мошенников чаще теряют крупные суммы или небольшие?

Как правило, в новостях мы видим людей, потерявших крупные суммы. Но основную массу опрошенных жертв составляют люди, потерявшие до 20 тысяч рублей. Причем хочу обратить внимание: порядка 27% опрошенных пострадавших никуда не обращаются после контакта с мошенниками. И примечательно, что у большинства из них (78%) сумма ущерба составила как раз менее 20 тысяч рублей. То есть это самая многочисленная часть жертв мошенников.

Конечно, это неправильно. Нужно всегда обращаться в полицию, даже если вы считаете сумму ущерба незначительной. Ведь кто знает, возможно именно ваш случай и поможет задержать банду мошенников.

Вы сказали о финансовом просвещении населения. Оно развернуто в серьезных масштабах и в стране, и на Ставрополье - в частности. Но судя по тому, что люди продолжают верить аферистам, есть сомнения, что эта эти профилактические меры не дают результата.

Не соглашусь. На одного обманутого человека будут десятки человек, которые не стали с мошенниками даже общаться, сразу положили трубку, или удалили письма с подозрительными ссылками. Как раз об этом говорят результаты прошлогоднего опроса.

На Ставрополье мы опросили в прошлом году почти 3600 человек. Больше половины из них сказали, что регулярно видят материалы о противодействии мошенникам, о существующих рисках. А больше тысячи признались, что сталкивались с мошенниками, но никаких действий по их указанию не совершили. В свою очередь треть(!) опрошенных в момент диалога со злоумышленниками как раз вспомнили о правилах кибербезопасности. То есть получается, что они не поддались на уловки. И это очень хороший результат финансового просвещения.

Другой момент в подтверждение этого. В прошлом году мошенники похитили у россиян почти 16 млрд рублей. Если бы не просветительская работа, то по некоторым оценкам эта сумма могла бы быть в 50 раз(!) выше.

Юлия ПЛАТОНОВА