13:37, 22 октября 2024 года

Ставрополь – IT-столица России, или Женитьба на роботе: как проходил фестиваль RuCode

В конце минувшей недели в Ставрополе стартовал финал пятого Всероссийского фестиваля искусственного интеллекта RuCode. Его торжественное открытие состоялось в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова.

Собравшихся в зале участников приветствовали помощник Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Сергей Никитин и исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Ставропольского края Илья Дроздов. Директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель Программного комитета Всероссийского фестиваля RuCode по искусственному интеллекту и алгоритмическому программированию Алексей Малеев вручил кубок IT-столицы России.

«Для города большая честь принимать финал столь масштабного образовательного фестиваля о технологиях будущего, которые зарождаются на наших глазах, и стать столицей России в 2024 году в этой сфере. Отмечу, что это неслучайно - в нашем городе есть все условия для развития в области проектирования и разработки технологий искусственного интеллекта. Уверен, фестиваль станет для его участников полезным событием, на котором они обменяются опытом, сделают открытия, найдут свою нишу для дальнейшей деятельности», - сказал на открытии глава Ставрополя Иван Ульянченко. В рамках мероприятий было подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, научных исследований и культурного обмена между министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края и МИФИ.

Соорганизатором мероприятий в Ставрополе стал Северо-Кавказский федеральный университет. Он заслужил проведение одного из самых масштабных IТ-мероприятий страны - финала Всероссийского фестиваля по искусственному интеллекту и алгоритмическому программированию RuCode. Общее число зарегистрированных участников - более 12 тысяч человек, из них более 4,5 тысячи принимали участие очно. Фестиваль проходил в очном и дистанционном формате. За пять лет в нем участвовало более 500 тысяч человек. Ставрополь принял многочисленных гостей фестиваля из разных регионов нашей страны. Фестиваль проходил при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования России и федерального проекта «Популяризация науки и технологий». Организовал фестиваль Московский физико-технический институт в партнерстве с ведущими российскими вузами. Генеральными партнерами Всероссийского фестиваля RuCode2024 выступили МТС, Яндекс и Сбер. Региональными партнерами в Ставрополе стали компании ООО «Клаудфэктори», ООО «Дунай», ПАО «Сигнал», ООО «СТИЛСОФТ», АО «Электроавтоматика», ООО «СофИТ», ООО «Цифроград», ООО «Инфоком - С», Центр корпоративных решений СБЕР, ООО «Монокристалл», ООО Центр кибермедицины и прототипирования «Кибермед», а также Федерация гонок дронов Ставропольского края, Молодежный центр «Патриот» и Ассоциация лабораторий по развитию искусственного интеллекта.

На всех площадках СКФУ прошли мастер-классы, в том числе по работе с космическими системами зондирования, выставка достижений IT-компаний и их партнеров, квизы и квесты, ярмарка вакансий, гонка на дронах-симуляторах и другие образовательные проекты. Эксперты, ученые и руководители предприятий, использующих искусственный интеллект, в пяти тематических секциях рассказали о развитии ИИ, поделились опытом работы и ответили на многочисленные вопросы студентов. Особенный интерес у меня вызвала работа второй секции - «Искусственный интеллект в журналистике: опыт внедрения в работу редакций СМИ».

Работу секции открыла ее модератор Людмила Соколова, директор по информационной политике СКФУ:

- В этом году пятый раз проводится фестиваль RuCode. Сначала он проводился в Москве, потом стал проводиться в регионах. В прошлом году его принимал Екатеринбург, в этом году - Ставрополь. Такого нашествия людей, интересующихся искусственным интеллектом и IT-программированием, у нас никогда не было! Для работы в нашей секции мы пригласили Алексея Широких, генерального директора национальной ассоциации телевещателей, Алексея Папченю, директора Государственного автономного учреждения «Ставропольское телевидение», Наталью Оксак, главного редактора Российского информационного агентства «Федерал Пресс», Элеонору Расулову, управляющую телеканалом ОТВ, Анну Родину, руководителя медиапроектов МТС, и Игоря Красикова, начальника управления информационной политики МФТИ. В зале присутствуют журналисты, преподаватели, студенты и много наших коллег. Работа секции показывается по интернет–трансляции на платформах МИФИ и СКФУ.

Первым выступил Александр Широких - генеральный директор национальной ассоциации телевещателей:

- Искусственный интеллект помогает членам нашей ассоциации, телевещатели им активно пользуются, а вот заменит ли он журналистов? Ленивых точно да! Неленивых, наверное, не так быстро. Поговорим об этом немного позже, а если говорить о применении искусственного интеллекта в телевидении, то самое очевидное - это виртуальные цифровые ведущие. Первыми они появились в информационном агентстве Синьхуа в ноябре 2018 года. Это была революция, с одной стороны, а с другой - синтезация искусственная и неживая. Единственное применение такому ведущему было информагентство, у которого нет специализированной видеоредакции. После этого я не видел в этой области достижений, пока ваше Ставропольское телевидение не показало цифровую ведущую Снежану, такую фею искусственного интеллекта, которая произвела большой эффект в нашем обществе. Еще одно направление применения искусственного интеллекта - автоматизация создания интеллектуального контента, дайджестов и других продуктов.

Подробнее о своем опыте в процессе автоматизации создания интеллектуального контента рассказала Элеонора Расулова - управляющая телеканалом ОТВ:

- Все началось как эксперимент на спортивном тематическом канале, руководителем которого я являюсь. Мне нужно было следить за спортивными событиями в Америке. Из-за разницы часовых поясов ночные дежурства журналистов обходились очень дорого, и мы автоматизировали этот процесс за счет парсинга и рерайта. Когда оценили ресурсы того, чем мы пользуемся, начали более подробно изучать все нейросети и создали небольшой отдел для работы с ними. Все, что касается автоматизации, внедрения нового продукта, технологических каких-то моментов, все это развивается очень стремительно, очень эффективно и ежедневно. Все, что касается психологии и взаимоотношений с редакцией, имеет проблемы. У меня два телевизионных канала. Государственный 21-й и 22-й в Свердловской области. Порядка 150 человек у нас работает. И только человек 20 из них все эти новшества принимают, а 130 пока нет. С администрацией области были проблемы. Из-за наших новшеств мы начали публиковать новости раньше, чем в администрации о них узнавали. После нескольких бесед мы стали искусственно задерживать публикацию новостей на три минуты.

Обращаюсь к пионеру создания цифровых ведущих в нашей стране - Алексею Папчене, директору ГАУ СК «Ставропольское телевидение».

- Как вы пришли к использованию искусственного интеллекта на своем канале, что послужило толчком?

- Мне было интересно сделать эксперимент, сейчас много инструментов, которые позволяют создавать телеконтент без вмешательства человека. Мы нашли чат GPT, который прекрасно пишет текст, нашли голосовые нейросети и очень долго искали, кто сможет сделать визуализацию человекоподобного ведущего. Искали полгода, и появился вот такой продукт - HeyGen, сетка такая, нейросеть, которая предоставляла такие возможности. Но это был не телевизионный продукт, он предназначался для презентации. Связались с разработчиками, попробовали, и позже родилась Снежана, которая весь телевизионный мир всколыхнула. В России мы первыми вышли на телеэкран с цифровым ведущим. Были попытки в стране, но первой вышла наша Снежана на Ставропольском телевидении. У Снежаны сейчас есть клуб поклонников, многие думают, что это живая женщина, она нравится зрителям, к ней привыкли, ее слушают и пишут письма, предложения делают разные, на свидания приглашают, даже замуж зовут. Наверное, потому, что мы ее очеловечили насколько смогли. Хотя некоторые говорят, что пока погоду вел не робот, все было хорошо! А теперь погода испортилась.

- Не собираетесь и других ведущих заменить роботами?

- У нас есть еще цифровые ведущие, например, Роман Цифровой, он уже совершеннее, но все это воспринимается в крае как аттракцион, не больше. Люди либо не понимают, что это цифровой ведущий, либо не верят в это. Край у нас патриархальный, и запросов на глобальную замену живых ведущих на роботов пока нет. Хотя это экономит деньги и время. Вообще сопротивление внедрению нейросетей и искусственного интеллекта даже внутри журналистского сообщества огромное! А мы используем нейросети не только для цифровых образов, но и для построения планов, графиков, аналитики, обработки больших данных. Так или иначе используем нейросети почти во всем, для работы с текстами, для чистки аудиозаписей. Если записан брак по звуку, он чистится с помощью нейросети. Для монтажа тоже используем, это облегчает работу.

Содержательные выступления участников секции и обмен опытом продолжались больше двух часов. После окончания работы секции Людмила Соколова поделилась подробностями ее работы:

- Я модератор второй секции. Это была инициатива СКФУ собрать такую секцию, потому что есть повод поговорить об искусственном интеллекте в журналистике, который вызывает огромное сопротивление у нашего цеха. Искусственный интеллект для некоторых кажется чем-то инородным, ужасным, мешающим, но его надо как-то осваивать, просто принимать, наконец! Ткацкие станки в Англии тоже ломали, потому что они работали быстрее и люди боялись остаться без работы. Здесь аналогия, журналисты не понимают, что это удобно, боятся, что их загоняют в какое-то светлое будущее, а им не понятно зачем. Ведь когда все перешли от печатной машинки к компьютеру, поняли, что работать стало легче и быстрее. Пока искусственный интеллект пугает. Редакторы СМИ либо в панике, мол, зачем нам это нужно, либо начинают внедрять его сверху, еще больше настораживая журналистов и создавая ощущение, что всех уволят и заменят роботами. Конечно, молодому поколению будет значительно легче, ведь они уже сейчас играют в интеллектуальные игры, рисуя картинки, что-то переводя и конструируя. Им будет легко принять искусственный интеллект и работать с нейросетями. В конце концов, искусственный интеллект - это всего лишь инструмент в работе человека.

- Как сформировалась команда второй «журналистской» секции?

- С некоторыми коллегами я знакома по профессиональному цеху и пригласила их, чтобы они рассказали об искусственном интеллекте, о сервисах, с которыми работают, поделились своим опытом использования нейросетей. Эта профессиональная щедрость поможет другим коллегам развиваться. Ведь у журналиста нет завтра, если он не владеет этим инструментарием. В профессии останутся те, кто владеет нейросетями и элементарными навыками программирования для того, чтобы оптимизировать свою же работу. Принять это сложно, но необходимо. Например, один журналист написал четыре материала за смену, другой двадцать! Кого оставят на работе? Большое спасибо коллегам за то, что нашли время и возможности приехать к нам. Я им рассказала, что в августе попыталась исследовать, как журналисты Ставропольского края относятся к искусственному интеллекту? Опросили более ста человек, которые разделились на две группы. Одна категорически против нейросетей, а другая готова их внедрять, но боится «светиться», сказать, что пользуются нейросетью.

- Как быстрее решить проблему неприятия искусственного интеллекта?

- Мне кажется, что через какое-то время журналисты поймут, что это удобно и комфортно, как и компьютер, это удобный сервис и просто профессиональный инструментарий. Хотелось бы быстрее обучить журналистов и снять эти барьеры и страхи. На самом деле журналиста из профессии никто не уберет. Ведь никакой искусственный интеллект никогда не проведет интервью. Интервью не просто нажатие кнопки - это глаза в глаза, это эмоции, это расположение к человеку, этого никогда не сделает никакой робот! Записать информацию, обработать ее, это ему под силу, а вот магию общения никто не отменял. Много времени журналисты тратят на рутинную расшифровку текстов, а искусственный интеллект справится с этой работой за минуты! Конечно, человек должен сесть и обработать этот текст, и мозг здесь не лишний. Но то, что этот инструмент избавляет от дурной работы, делая ее в десятки раз быстрее, с большой экономией времени, это точно. Приведу пример использования мной нейросети. Мне нужна была картинка для иллюстрации публикуемого материала, но ее не было, и я попросила сотрудников сгенерировать ее. Картинку опубликовали, подписав, что она сгенерирована нейросетью. Это быстро помогло в публикации материала и не вызвало никакого отторжения. Однако не со всеми задачами искусственный интеллект справляется. Например, аналитику не в состоянии сделать никакой робот, он соберет только факты. А если журналист имеет свое лицо, уникальные профессиональные качества, то как GPT к нему ни прикручивай, этого журналиста не повторить, не заменить. Поэтому внизу любого авторского материала всегда написаны имя и фамилия автора. И когда я открываю газету, то хочу почитать материал именно этого человека, а не робота.

Во второй день фестиваля на площадке СКФУ прошли соревнования по алгоритмическому программированию в рамках Всероссийского фестиваля RuCode. На площадке Ставрополья участие приняли 104 человека в составе 40 команд, представляющих вузы, ссузы и школы Ставрополья. Самым юным участником фестиваля стал шестиклассник 50-й школы Ставрополя, воспитанник образовательного центра «Виртуальные миры» при СКФУ Владислав Роман. За пять часов каждая команда должна была решить максимальное количество задач, используя разные языки программирования, включая C++, Python.

Соревнования прошли одновременно в 25 городах Российской Федерации и Киргизии. В каждой аудитории, где они проходили, стояли камеры, по которым представители Книги рекордов России в онлайн-режиме фиксировали количество участников. Итогом стал новый рекорд - 1450 человек (предыдущий был 1076 человек) в один день соревнований. Этот финал официально вошел в Книгу рекордов России как самое массовое состязание. Победителей во всех видах соревнований наградили грамотами и ценными подарками.

Алексей БОЯРСКИЙ
«Ставрополь - IT-столица России, или Женитьба на роботе»
Газета «Ставропольская правда»
23 октября 2024 года