12:56, 8 октября 2024 года

Любовь и картошка: В семье ставропольцев Фаюстовых трудолюбие прививают с детства

Фаюстовы – фамилия для Ставрополья редкая, в Апанасенковском районе она пошла от уроженца Пензенской губернии Ивана Михайловича. Однажды в начале 50-х годов прошлого века он сел в товарный вагон в родном поселке Пачелма и отправился искать применение своим рабочим рукам, с трудоустройством тогда большие проблемы были.

Ехал пока не закончились рельсы, и это была станция Дивное. Здесь нашел он и работу, и любовь свою – Аннушку, а потом завез с малой родины семена картофеля, которым те места славились. Подрастал сынок Сережка, продолжатель фамилии, во всем родителям помогая. Отец мастеровой был, без дела не любил сидеть, а мальчонка поневоле крестьянскую науку у него и перенимал.

Вот уж и Сергей взрослым стал, свою семью завел. Понравилась ему одна девушка, да гордая оказалась, отвергла его ухаживания. Только и он свой характер имел, не упускал ее из виду. Между прочим, Фаюстов был известный в районе футболист. Однажды после очередной победы он увидел ее среди болельщиков и подкатил к ней прямо с поля. И холодное сердце Светланы растаяло. Был месяц май, а в октябре они поженились.

С годами на свет появились еще три маленьких носителя фамилии. Ваню и Аню назвали в честь дедушки с бабушкой, а старшего Олега просто потому, что имя было модное. Пять лет жили три поколения в одном доме, а потом старики отделили молодых, купили неподалеку им подворье и помогли построиться. Большая часть работ выполнялась объединенными родственными силами. Всяко приходилось в жизни: бывали и безбедные годы, и скупые на заработки. Но всегда в доме была еда, потому что по заведенному дедом Иваном порядку во дворе обязательно мычало, блеяло, кудахтало какое-никакое хозяйство. А это гарантировало как минимум наваристый мясной борщ на столе. А еще как неразменный рубль в подвале всегда водилась картошка. Ее выращивали и на домашнем огороде, и на даче, и на колхозных рядках – была такая практика в сельхозпредприятиях. Участвовали в посадке, прополке, копке все – от мала до дедушки Ивана. Случалось, когда излишки клубней здорово спасали от краха семейный бюджет, и детвора была в курсе, какая обновка куплена за «бульбу». И тогда нелегкая работа в поле обретала смысл.

Детей в то время не так, как сейчас, воспитывали. Не было никаких принцев и принцесс, вокруг которых вертелся весь мир, в семье Фаюстовых прививалось трудолюбие, каждый вносил свой вклад и в уборку (во дворе и сейчас чуть ли не десяток веников задействовано), и в готовку, и в организацию отдыха.

– Мы хотели, чтобы наши дети не стали беспомощными белоручками, а научились делать все, что умеем мы, – говорит Светлана Алибулатовна.

Бабушкины университеты – это мастер-классы по выпечке пирожков и блинов, их детвора очень любит, а сделанное своими руками, как известно, всегда вдвойне вкуснее. В доме Фаюстовых всей гурьбой готовят куличи и красят яйца, взялись даже за восточные сладости и довели до автоматизма приготовление чурчхелы. Все детские и взрослые дни рождения проходят в их большом и хлебосольном доме. Так случилось, что дети старшего сына Олега четыре года назад остались без мамы, и сразу после траурного мероприятия мальчики переехали к деду с бабушкой, потому что папа работает дальнобойщиком.

Дедушкина наука – это дружба со спортом, умение держать молоток в руках, заботливое отношение к земле. Он в знак памяти и уважения к отцовским традициям по-прежнему сажает картошку на даче, и все носящие редкую фамилию Фаюстовых ему в этом помогают. Была у Ивана Михайловича поговорка: «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко». Жива она и сейчас. Нынешняя малышня еще и смысла ее не понимает, а все-таки употребляет в разговоре. А для Сергея Ивановича и любовь, и картошка понятия святые. Влюбился и выбрал свою судьбу навсегда, они со Светланой Алибулатовной уже 47 лет вместе. Отца давно уж нет на этом свете, но его любимое занятие переняли внуки и правнуки. А в далекой пензенской Пачелме живет родной дядя Сергея Петр Фаюстов, он также научил свой род быть хозяевами на земле. Между прочим, пословица про любовь и картошку там тоже в ходу.

Конечно же, в семье не изменили своей традиции и в нынешнем году, заранее заготовили понравившиеся сорта. На Апанасенковье практикуют разные сроки посадки картофеля, кто-то выбирает март, кто-то июнь, а при желании можно и два урожая вырастить. Сын Сергея Иван в этом неплохо разбирается, потому что работает в сельхозуправлении главным агрономом, но на родительской даче он просто рядовой пахарь и сеяльщик, а главный здесь все-таки отец. Урожай копали опять-таки всей гурьбой. А вечером запекали по-черному: после шашлыка угли в мангале остались, вот и решили старшие Фаюстовы вспомнить пионерское детство. Вкусно…