Международная конференция на Ставрополье: Печальная песнь журавля
Осень все чаще напоминает о себе, вот и журавли тревожно курлычут в небе, тренируя крыло перед дальней дорогой. И словно на эту призывную песню «слетелись» в Приманычье орнитологи из многих регионов России, а также Монголии и Казахстана. В Дивном состоялась Международная научная конференция «Журавли Палеарктики: биология, охрана, управление». С 2000 года это уже пятая встреча в таком формате. Предыдущие проходили в заповеднике «Аскания-Нова» на Херсонщине, в Ростовской, Волгоградской областях и в Забайкальском крае. Продолжило географию наше Приманычье.
Гостям о Приманычье
Для этого пришлось объединить усилия рабочей группе по журавлям Евразии (РГЖЕ), Союзу охраны птиц России, Институту проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и Апанасенковской муниципальной окружной организации Всероссийского общества охраны природы - ее возглавляет наш земляк Виктор Федосов. Он рассказал собравшимся о Кумо-Манычской впадине, которая является местом массовых предмиграционных скоплений журавлей. К концу жатвы хлебов с Предкавказья, Предуралья, Казахстана слетаются сюда самые маленькие в мире журавли - красавки, к осени подтягиваются тяжеловесы - многочисленные стаи серых журавлей из европейской части России. Пожнивные остатки - это щедрое застолье для собирающихся в дальний путь пернатых. Еды и воды хватает всем - во впадине мирно уживаются 298 видов птиц. Рассказывает наш Виктор Николаевич (он кандидат биологических наук) даже с трибуны интересно, а уж если ведет экскурсию по степям или побережью рек, тут красноречию его остается только позавидовать. Приманычью повезло, что когда-то он, 25-летний молодой человек с дипломом инженера лесного хозяйства, родившийся и выросший в красивейшем воронежском поселке, прибыл в засушливый ставропольский уголок с заманчивым названием Дивное. Позвала его романтика, а именно птичий мир вольной степи, о котором читал когда-то в книгах.
Приняли его на работу в Дивенский лесхоз главным лесничим. Наверное, мог бы и на дальнейшее повышение рассчитывать. Но он не карьерист и решил идти своей тропой. Защитил кандидатскую диссертацию о птицах-кампофилах, то есть тех, что ведут наземный образ жизни - меньше летают, больше бегают по нашей неласковой, раскаленной или выжженной солнцем земле. Потом возглавил районное общество охраны природы, выращивает цветы и декоративные кустарники и свой миллион роз уже давно отработал. А главное - продолжает заниматься своим любимым делом, наблюдает за птицами.
Печальный берег
Второй день научной конференции начался с выезда на экскурсию. Седой Маныч встретил ранних гостей неприветливо: густой туман явно хотел что-то скрыть от людских глаз, а пронизывающий ветер надеялся отбить охоту к путешествиям. Но ученых разве этим испугаешь! Спустились к берегу, а тут печальная картина - повсюду мертвые птицы: чайки, кулики, утки, лысухи, в том числе и краснокнижные, уже истерзанные хищниками и довольно свежие. Социальные сети бьют тревогу уже пару месяцев, жители Апанасенковского округа выложили в сеть множество фотографий и видеороликов на эту тему, но внятного объяснения этой страшной ситуации до сих пор нет.
Ситуация осложнила и положение красавки - самого маленького в мире журавля. Его судьбой как раз и озабочены участники конференции. Для Приманычья это пролетный вид. Хотя в крае есть довольно неплохие условия для его обитания.
Журавушка за пазухой
Пожалуй, абсолютно все о красавке, занесенной в Красную книгу России, знает профессор Северо-Кавказского федерального университета Михаил Ильюх. По его словам, на восточной границе края существует хоть и немногочисленная (примерно 300 пар), но стабильная популяция. Гнездятся они обычно в злаково-полынных степях, но иногда могут обосноваться и на полях озимой пшеницы. Стараются расположиться подальше на пару-тройку километров от населенного пункта и друг от друга. Ученым университета удалось обнаружить гнездо в 200 метрах от кошары - это говорит о доверии птицы.
Но есть еще более красноречивые доказательства дружбы между человеком и журавлем, хотя принято считать, что в неволе красавка погибает. Житель села Красный Октябрь Николай Сахаров - человек в крае известный: художник, поэт, прозаик, орнитолог-любитель. О нем наша газета уже рассказывала («Журавль в руках», СП от 25 ноября 2009 г.) Кого только не было на его подворье: говорящий ворон, черноголовый хохотун, лебеди и т.д. Как правило, это подранки, которых он выхаживал и выпускал на волю. А маленькую Журку спас от лисы. Долго носил пичужку за пазухой, даже на работу втайне от начальства с ней ходил, чтобы кормить вовремя. В итоге прожила красавка со своим спасителем 42 года, игнорируя призывные крики кружащей над подворьем стаи сородичей.
Пластиковая «вода» в пустыне
Соседняя с нашим краем Калмыкия славится своим природным заповедником «Черные земли», это единственный в России полигон для изучения степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, самого подходящего для красавки места. Научный сотрудник заповедника Антон Абушин поведал, как им работается с самой крупной популяцией этого журавля в Европе.
- Наблюдается сильное снижение его численности. Восемь пар на сто километров - это неплохо, - говорит Антон Александрович, - но по сравнению с советским периодом маловато.
Более всего беспокоит молодого калмыцкого ученого вошедшее в моду хобби богатых людей с Ближнего Востока. Представленные им фотографии из интернета не для слабонервных. Охотники с гордостью демонстрируют свои трофеи: горы убитых журавлей, полный автомобильный кузов красавок. Жуткое варварство льется с десятков страниц в соцсетях. Браконьеры не гнушаются ловить птиц на месте кормежки сетями. Отсюда и резкий спад численности, продолжающийся уже более десяти лет.
Тема «модной» охоты очень волнует москвичей, супругов Ильяшенко - Елену и Валентина из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова.
- Да, красавка подвергается значительным испытаниям на путях миграции и местах зимовки, - подтверждает Елена Ивановна. - Охотники Саудовской Аравии создают «искусственные пруды» прямо среди пустыни, расстилают голубой пластик, расставляют профили и транслируют голоса журавлей, провоцируя птиц садиться к так называемому водопою. Международный союз охраны природы по нашей инициативе обратился в правительственные органы Саудовской Аравии с просьбой усилить контроль за незаконной охотой, увеличить штрафы и предавать огласке ее неблагоприятные последствия. К сожалению, просьбы эти остались без ответа.
Болезнь или отравление?
Орнитологи Ильяшенко привели еще два фактора снижения популяции серых журавлей, гнездящихся в европейской части России. В декабре 2021 года в долине Хула в Израиле произошла вспышка птичьего гриппа, из 25 тысяч зимовавших птиц погибло тысяч шесть-восемь. И это только на месте зимовки, падеж ослабевших особей продолжался еще и во время весенней миграции.
Следующий удар по серым журавлям - отравление поздней осенью и зимой прошлого года в Ставропольском крае. Счет потерям шел на тысячи. В результате в зиму 2022-2023 года в Хулу прилетела вдвое поредевшая стая журавлей.
Нынешний массовый падеж в долине Маныча, по словам ученых, задача с двумя неизвестными. Болезнь или отравление - вот в чем вопрос. Погибли птицы, которые не кормятся на сельхозугодьях. Значит, остается птичий грипп? Большинство участников конференции предполагают, что совпали оба фактора - и болезнь, и отравление.
Губят не только сорняк
Профессор Любовь Маловичко из Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева уверена, что в нашем крае гибель животных и птиц напрямую связана с отравлением пестицидами и минеральными удобрениями. В последнее время все шире применяется технология «нулевой» обработки полей, которая снижает себестоимость продукции и способствует поддержанию плодородия почвы. Но! Такие поля за сезон восемь, а то и десять раз подвергаются химической обработке из-за повышенной активности сорняков. Более того, опять используются яды для борьбы с мышевидными грызунами, при этом отравленная приманка остается на поверхности, то есть в свободном доступе. Засыпать ее в каждую норку - нужны лишние рабочие руки, а сельхозпредприятиям это невыгодно.
Ежегодно на полях и на берегах соленых озер в Петровском, Александровском и Красногвардейском районах находят погибших журавлей. Так, в декабре 2017 года в Александровском погибло более 230 особей. В ходе расследования установлена причина: отравление бромсодержащими препаратами. В декабре прошлого года на обрабатываемых фосфидом цинка полях в Петровском округе погибло 2900 журавлей. Ученые Тимирязевки считают, что нужно добиваться выработки государственной программы по экологизации сельского хозяйства в тех типах угодий, которые важны для биоразнообразия в целом. Так что это головная боль не только для «журавлятников».
Еще об одной относительно новой угрозе для пернатых поведал сотрудник Южного научного центра Российской академии наук Рамис Савицкий из Ростова-на-Дону. Это современные ветроэлектростанции (ВЭС). Одна из них два года назад начала функционировать на побережье Таганрогского залива Азовского моря. Энергокомпания сначала ее построила, а потом обратилась к нам за экологическим согласованием. Конечно, наше ведомство против, потому что совсем рядом проходит миграционный маршрут птиц. Они кормятся на местных полях и, рискуя жизнью, постоянно лавируют между ветроустановками.
Что делать?
Было еще много горячих споров о природе гибели птиц и зверей. Участники конференции демонстрировали фотографии и видеоматериалы, из которых видно, что и пресса, и общественность били тревогу. Но что изменилось? Четкого ответа до сих пор нет. Впрочем, аудитория озабочена даже не тем, кто виноват, гораздо важнее - что делать? Хорошо, что приглашение организаторов приняли контролирующие органы, а вот сельхозпроизводители не сочли нужным встретиться с учеными. Государственный инспектор Россельхознадзора Роман Седых уже не раз комментировал ситуацию на телевидении и вновь повторил, что на Маныче птичьего гриппа не обнаружено. Фактов отравления животных в крае предостаточно, и «нулевая» технология на самом деле опасна для животного мира, ведь количество обработок вместо двух-трех доходит до 15.
Есть свои проблемы в оценке ситуации и у правоохранителей. К примеру, законом не установлено, какая цифра определяет термин «массовая гибель».
Р. Седых разъяснил, что в настоящее время список разрешенных к применению на полях ядохимикатов включает 13 препаратов. Порядок использования арборицидов прописан в их регламентах, которые не предусматривают разбрасывание протравленных приманок. Государственный инспектор обратился к населению с просьбой о фактах разбрасывания срочно сообщать в органы Россельхознадзора.
Наш земляк Василий Ивашина, ветврач с большим стажем, предложил вернуться к практике советского периода, когда в агроландшафтах с мышами и полевками боролись, используя неопасные для других животных биологические препараты зоокумарин и бактокумарин.
Уже сейчас сельчане, работающие с ядами, жалуются на здоровье. На конференции привели страшный, известный в аграрных кругах пример: в одной семье трое мужчин в расцвете лет умерли от онкологии, все - агрономы, все понимали степень опасности, но боялись остаться без работы. В результате потеряли жизнь.
Ранее упомянутый молодой ученый из Калмыкии Антон Абушин по этому поводу добавил, что его коллегам поступают прямые угрозы:
- Если не нравится, что травят птицу, будем травить вас!
Охотники жалуются - мало зверя, птицы, некого добывать. Кто-то предлагает ввести мораторий лет на пять. С одной стороны, такая мера не помешала бы. А с другой - именно охотники, прочесывающие лесополосы вдоль и поперек, предают огласке случаи гибели зверей. Не будет их - и тревогу никто не забьет, статистику не испортит. Простой способ закрыть им рот.
Еще один больной вопрос - распашка сенокосов и пастбищ. Особенно страдают от этого восточные районы края. В последние годы в том же Приманычье участились пыльные бури, когда небо становится одного цвета с глиной. Подманки, где еще не так давно можно было любоваться тюльпанами и собирать грибы, распаханы до самой воды.
Среди участников конференции представители разных краев и областей, они по несколько суток поездами или самолетами добирались до Дивного из Якутии, с Курильских островов, Чукотки, Салехарда. А Москва, Ростов, Рязань, Иваново - это почти рядом. В работе делегации приняли участие экологи из Казахстана и Монголии. Проблем у всех много, и зачастую они схожие. Как их решить, до каких кабинетов достучаться - вот главная цель форума. Предлагали обратиться в Президентский фонд за приоритетным распределением научных грантов по изучению данной проблемы. Еще хорошо бы в регионах ввести разрешительную систему на обработку полей ядохимикатами, ведь это прямое загрязнение окружающей среды. Участники конференции сейчас работают над выработкой резолюции, с которой в дальнейшем планируют обращаться к власть имущим, стучаться во все двери, лишь бы быть услышанными и понятыми.
Журавль прилетел на конференцию!
Были на конференции и радостные моменты. Исследователей ждал приятнейший сюрприз. Да такой, что двое очень серьезных людей ликовали словно дети. Дело в том, что недавно орнитологи Кирилл Постельных и Кристина Кондракова на территории Окского биосферного заповедника в Рязанской области пометили журавля, закрепив на голени GPS-GSM-передатчик. Представьте себе, ученые получили четкий радиосигнал - он тоже прилетел за ними на конференцию и расположился в степи вблизи Дивного!
На этом приятные события не закончились. В следующем году исполняется 100 лет со дня рождения первого президента рабочей группы по журавлям Евразии Владимира Флинта. В связи с этой датой принято решение дать РГЖЕ имя этого выдающегося ученого и человека.
В долине Маныча
В последний день работы конференции все отправились на экскурсию в долину Маныча. Дорога предстояла дальняя: до села Киевка по асфальту, а потом еще столько же по степным дорогам. По пути заехали в Манычское, невозможно было проехать мимо красивейшего храма Рождества Пресвятой Богородицы, где стараниями настоятеля отца Алексея и его паствы создана поистине райская красота, даже павлины живут.
Всю дорогу, пока добирались, наш добровольный экскурсовод, основатель и директор школьного музея Виталий Понушков рассказывал об истории Апанасенковского района, здешних традициях и особенностях. Это была поистине занимательная география. Тем временем в краевом заказнике «Маныч-Гудило», где река Дунда впадает в Маныч, нас поджидал егерь Андрей Зражевский. С чердака старенького домика на гостей сердито зыркнул сыч - он тут ответственный за ловлю мышей. Близ фундамента разомлел на солнышке уж. Но в степи полно и гадюк! Однако прибывших не испугать - орнитологи уже ринулись к воде.
Андрей рассказывает, что студенты Тимирязевки, когда приезжают на практику, сносят сюда пресмыкающихся чуть ли не мешками - взвешивают, измеряют длину. После «медосмотра» отпускают на волю прямо с порога. Вот они и приживаются. Правда, в последнее время по его настоянию стали возвращать их на то место, где поймали.
Погода в этот день выдалась ненастная, было пасмурно, дул сильный ветер, ударяя в лицо горстями пыли. Птицы нашли убежище в зарослях тростника, берега Дунды обнажились на пару-тройку метров - за ночь ветер угнал воду. Через бинокль удалось рассмотреть качающихся на воде красноголовых нырков, пеганок, среди них раздувшихся от важности или от ветра лебедей. Но вообще-то эта «расфуфыренность» говорит о характере шипунов и кликунов, они агрессивны и не любят близкого соседства. В зарослях мелькает усатая синичка - хвост больше, чем она сама. Между прочим - «балерина», легко садится на шпагат.
Красноголовый нырок держится мощной стаей - его здесь до десятка тысяч. Еще в нерест рыбы собирается не меньше тысячи пеликанов.
Запах степной полыни
Экскурсанты разбрелись по степи на несколько километров от автобуса - фотографировали, наверное, каждую травинку, для многих здешние растения - настоящая экзотика. Хотя по миру попутешествовали немало: Испания, Монголия, Франция, Венгрия…
Но такого, как в приманычских степях, запаха полыни и эфиопского шалфея не встречали нигде. Это сравнимо разве что с дорогими терпкими духами.
Всеобщий восторг вызвали выстроившиеся в широкую колонну журавли - ученые по определенной методике принялись их пересчитывать. А те пританцовывали на месте, образуя волну, словно неведомый режиссер руководил этим причудливым танцем с реверансами. Насчитали около четырехсот.
Птичий двор Галины Гутор
Ветреный день близился к завершению, и на обратном пути представительная делегация проехала по улочкам Киевки. Здесь без особого труда нашли дом Галины Гутор. Учитель географии, орнитолог, увлеченный человек, она за годы своей работы в школе воспитала немало любителей природы, дети участвовали и побеждали в разнообразных конкурсах. Сейчас она переехала в Ставрополь, а в доме живет бывший ее ученик. Он сохранил двор в первозданном виде - все стены и ворота прежняя хозяйка расписала сценами своего увлечения, всюду птицы, птицы, птицы. Очень красиво.
…Наутро приманычская гостиница опустела, Виктор Федосов проводил последнего гостя и вернулся к своим розам. Через пару дней обещали морозы, и ученый, отложив в сторону фотоаппарат и бинокль, взялся за лопату - для кандидата биологических наук это вполне привычный инструмент.
21 октября 2023 года