Ставропольский психолог рассказала, как адаптироваться семье первоклассника к учебному году
Стартует очередной учебный год. Для первоклашек и их семей День знаний - праздничное и знаковое событие: меняется ритм жизни, у детей формируется собственная сфера ответственности.
Медицинский психолог Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 Марина Новикова рассказала, как быстрее и безболезненнее адаптироваться к школе не только ребенку, но и родителям.
- Марина, жизнь семьи, где ребенок пошел в первый класс, кардинально меняется. Как быстрее привыкнуть к изменениям?
- Начало школьного периода - крайне важный, ответственный и волнительный этап не только в жизни первоклассника, но и в системе его семьи в целом. Здесь столкнуться с переживаниями, волнением - абсолютно нормальная, даже здоровая реакция. Исключить стрессовую реакцию из-за поступления в первый класс невозможно, поэтому первой рекомендацией родителям для облегчения волнения и успешности адаптации к новым условиям будет необходимость самому признать свои чувства: «Да, я переживаю, да, жизнь изменится и наполнится новыми делами и чувствами, да, наступает важный период. Поэтому я и переживаю, мои переживания нормальны в этих условиях. Главное, держать их под контролем и не позволять им влиять на мою рассудительность».
Далее родителю будет спокойнее, если он сфокусируется на сильных сторонах ситуации. Например: «Мой ребенок хорошо подготовлен, мы выбрали хорошую школу, у нас компетентный и внимательный учитель, мой ребенок со всем справится, потому что семья готова ему помогать и поддерживать его, у нас все готово для учебы» и другие мысли в том же духе.
Семье может очень помочь, если она сможет посмотреть на первоклассника, как на отдельного человека - личность, а не на беспомощного малыша; как на того, кто все же способен справляться с трудностями и грядущими переменами.
Не лишней будет помощь других родственников или няни. Очень важно заранее продумать свой новый график, режим жизни. Если его не сформировать или он останется «дошкольным» - семье будет крайне сложно адаптироваться к новым условиям, что только увеличит внутрисемейное напряжение, может провоцировать конфликтность.
Также поможет грамотная организация пространства: где будет находиться форма, куда складываются карандаши, на какой полке лежат тетради и учебники и так далее. Налаженную систему потом будет проще поддерживать. Также лучше заранее покупать все, что понадобится для учебы.
Если, несмотря на всю подготовленность, все-таки есть крайняя тревога, полезно вспомнить другие этапы социализации ребенка. Например, детский сад. Вспомнить, что семья смогла это освоить, преодолеть и получить опыт адаптации к новым условиям. Это может дать развитие мыслям о том, что раз получилось тогда, получится и сейчас.
Несмотря на то, что это новый этап взрослости ребенка, помните, что он еще им остается и ему тоже нужно время для адаптации к своей новой роли, особенно если первоклассник не ходил в детский сад. Несмотря на то, что это очень трудно, постарайтесь справиться со своими нарциссическими ожиданиями насчет его успехов и со своей тревогой. Ребенку вы нужны как опора, и поэтому ваша готовность помочь ему адаптироваться и вера в него очень бы ему помогли.
- На что обратить повышенное внимание в первый год обучения? Где подстелить соломку?
- Приходя в первый класс, ребенок попадает в чужую, новую для него среду, в которой он еще пока не ориентируется, никого не знает, еще и должен соблюдать какие-то новые правила и прикладывать большие усилия в учебе, получая обширный объем новой информации. Ему приходится распрощаться с прежним, привычным графиком жизни и принимать новые условия, которые диктует школьный период и взросление.
Из-за всей этой новизны ребенок может столкнуться с такими проблемами, как повышенная нагрузка, повышенное эмоциональное напряжение, страх, тревога, неуверенность в себе, трудности установления новых социальных контактов, сопротивление новому режиму, отсутствие желания ходить в школу, гиперактивность, неуспешность, лень, слезы. И помочь ему справиться со всеми этими трудностями может только родитель.
Для этого необходимо на постоянной основе оказывать ребенку психологическую поддержку, оказывать фактическую помощь, если это необходимо, разделять с ним его переживания и радости, показывать ему, что сталкиваться с разными ситуациями - это нормально. И тогда страшное для ребенка событие может стать простым и легким.
- Как психологически помочь ребенку?
- Основа психологической помощи первокласснику - это внимание родителя, его искренняя заинтересованность в нем и любовь. На этом выстраивается вся остальная часть поддержки.
Для ребенка крайне важно знать, что вы внимательно выслушаете его рассказы о школе, так он ощущает, что переживает этот новый опыт не в одиночестве, а вместе с вами, что он важен для вас. И даже если его рассказ кажется вам не таким уж увлекательным или значимым, помните - для ребенка он может оказаться очень волнующим. Слушая внимательно, вы будете знать, в чем сыну или дочери нужна ваша помощь, о чем необходимо поговорить с учителем, что на самом деле происходит с ребенком, когда вы провожаете его за двери школы.
Любому школьнику, особенно первоклашке, нужно внимание со стороны близких. Обязательно уделяйте ему полноценное время (хотя бы несколько минут в день), не выполняя при этом параллельно каких-либо бытовых или личных дел. Когда ребенок увидит вашу искреннюю заинтересованность в его делах и заботах, он обязательно почувствует вашу поддержку, а значит, будет больше вам доверять и меньше от вас скрывать.
Вместе с тем научитесь сохранять спокойствие по отношению к школьной жизни ребенка: когда он приходит из школы, лучше не торопиться приставать сразу к нему с вопросами, дайте ему время на отдых и расслабление. Если заметите, что он грустен, раздражен или огорчен, то лучше немного позже в спокойной обстановке и спокойном доверительном диалоге аккуратно узнать о причинах его беспокойства.
Если ребенок рассказывает вам о том, что оказался включен в школьный конфликт с одноклассниками, более старшими учениками, учителем, важно заверить его, что вы обязательно во всем разберетесь, что вам важны новые подробности, если они будут появляться, и сдержите свое обещание, поговорив с другими сторонами конфликта. Ребенку необходимо ощущать вашу защиту.
Очень значимо для начинающего школьника, когда его родители подмечают его успехи и достижения (даже самые маленькие) и хвалят его, подчеркивая его достоинства и умения. В каждой работе ребенка можно найти то, за что он окажется достоин вашей похвалы. Это стимулирует стремления школьника и мотивирует на получение новых знаний и умений. Помните, что для первоклассника чего-то не уметь, не знать или делать что-то не идеально - это абсолютно нормально и попрекать этим не стоит. А еще ни в коем случае не сравнивайте успехи ребенка с другими детьми. Сравнения - это крайне травматично. Каждый упрек, каждое негативное сравнение влечет снижение мотивации на обучение и развивает недоверие ребенка, понижает самооценку и веру в успех.
Знайте, что если ребенок видит своих родителей спокойными, твердо стоящими на ногах в разных обстоятельствах, уверенными в себе и в нем - он почувствует, что бояться школы просто не нужно.
- Как наладить взаимодействие родителей с первой учительницей? Как избегать конфликтов и достигать целей?
- Эффективность воспитания и обучения ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации этого сотрудничества играют классные руководители. Поэтому налаженный благоприятный контакт между семьей и первым учителем является крайне важным моментом. Как это правильно сделать? Найдите возможность лично познакомиться и поговорить с учителем. Расскажите о вашем ребенке. Узнайте что-то, что для вас важно, о личности учителя, его образовании, взглядах на жизнь, систему образования, детей и так далее. Зачастую это может быть базовая информация, которая поможет в дальнейшем поддерживать более доверительный и теплый контакт. Не помешает сообщить учителю о возможных хронических заболеваниях и других особенностях ребенка. Обменяйтесь номерами телефонов. Это будет удобно вам обоим. Учителю, так как он сможет к вам обратиться, а родителю - в любой момент проверить состояние ребенка.
Предлагайте помощь учителю. Самый эффективный способ - быть в составе родительского комитета. Потому что комитет теснее и чаще всего взаимодействует с учителем касательно разных вопросов.
Не стремитесь спорить и отстаивать свою позицию. Если беседа с учителем становится похожа на самоутверждение обоих собеседников и стремление не прийти к конструктивному решению, а просто выяснить, кто сильнее, то организовать продуктивное сотрудничество будет крайне сложно. Основной целью беседы учителя и родителя должно быть объединение сил против возникшей проблемы. Важно удерживаться от оскорблений, угроз и унижений, даже когда учитель кажется вам неправым. Ничего кроме обратной агрессии это не вызовет. Это относится в принципе к взаимодействию между людьми.
- И все же, если мама или папа не в родительском комитете, но с ними тоже нужно как-то конструктивно общаться. Как здесь избегать конфликтов, если с мнением не согласен?
- Задача родительского комитета в том, чтобы люди, которым родители класса дали полномочия, выступали от их имени в решении сложных вопросов школьной жизни. Его сила - представлять интересы родителей и защищать их, когда они входят в противоречие с интересами школы или других сторон. Суть в том, что это общественное объединение, у которого больше полномочий, чем у отдельного родителя.
Важно, чтобы родители класса создавали сообщество, поддерживали друг друга и не забывали, что главное во всем этом процессе - дети и их образование. Решить конфликты между родителями и родительским комитетом важно, чтобы в классе не было лишних противоречий между детьми и учеба была у них в приоритете.
Для того чтобы отношения между родителем и родительским комитетом были более продуктивными и не походили на войну, стоит вступить в большее сотрудничество. Для этого возможно:
- периодически оказывать посильную помощь комитету. Большинство родителей считают, что все классные проблемы - это проблемы исключительно комитета, но не представляют при этом, насколько большая нагрузка зачастую ложится на их плечи;
- быть инициативным. Если возникают идеи касательно интересной и качественной организации чего-либо, если вы знаете эффективные пути решения каких-либо появившихся внутри класса проблем - озвучивайте их комитету. Грамотный комитет обязательно их рассмотрит, примет к сведению и, возможно, применит;
- старайтесь проявить больше доверия к родительскому комитету. Те выборы и решения, которые совершает комитет - исключительно во благо класса. Ведь представители комитета - это такие же родители, как и вы, и, принимая решения, они руководствуются комфортом и качеством и для своих детей тоже;
- обсуждайте важные вопросы вместе. Бывает так, что родитель не хочет участвовать в обсуждениях, организованных родительским комитетом: что купить, сколько купить, как поздравить учителя, как украсить кабинет, какую экскурсию организовать и многое другое. В результате может оказаться, что взгляд на этот вопрос комитета и ваш не совпали. Это может породить серьезный конфликт;
- попросите большей прозрачности расходов, совершаемых из взносов класса. Это даст больше понимания касательно трат и необходимости тех или иных взносов;
- сотрудничайте. Если возникает проблемная ситуация внутри класса - объединитесь с комитетом и стойте вместе против нее;
- проявляйте взаимное уважение. Это основа успешности любого взаимодействия. Важно быть понимающим и тактичным. Но вместе с тем вы имеете право на то, чтобы ожидать такого же отношения и в свой адрес;
- решите проблему изнутри. Самый простой способ изменить отношение к родительскому комитету - самому войти в него. Если, конечно, вы окажетесь готовы к этому.
- Стоит ли внедрять систему поощрений ребенка за хорошее обучение?
- Учеба - это работа для школьника. А за каждую хорошо проведенную работу человеку важно получать обратную связь - похвалу, материальное вознаграждение, признание. Поэтому система поощрений может играть большую роль для ученика, для роста его уверенности и замотивированности. Плюс к этому существование системы поощрений может улучшать отношения между учеником и родителем.
Поощрение может способствовать росту и упрочению мотивации, подкреплению положительного значимого опыта, взращиванию уверенности в себе и чувства справедливости. При наличии поощрений у ребенка есть шанс понять и почувствовать, что родители способны видеть не только его неуспех или недостатки, но и его достижения. Но правильно поощрять тоже надо уметь. Давайте разберемся, как не надо этого делать:
- не стоит поощрять сравнением с другими: «Ты умничка, не то что эта твоя одноклассница». Сравнивая ребенка с другими таким образом, вы рискуете взрастить в нем тщеславие, чрезмерную склонность ориентирования на других, а не на себя, заостренные нарциссические черты;
- денежное поощрение возможно, но важно помнить один момент: высока вероятность того, что при такой системе поощрений у ребенка исказится цель успехов и получения новых знаний. Вместо того чтобы стараться в учебе для повышения своих интеллектуальных способностей, из искреннего интереса к материалу или для духовных достижений, ребенок будет прикладывать старания исключительно для получения денег. Произойдет подмена духовной цели на исключительно материальную.
А теперь рассмотрим, как надо поощрять:
- хвалить и подчеркивать достоинства. Это, пожалуй, самое важное в системе поощрений. Ребенку важно ощущать, что его успехи заметны и значимы, что его старания небезразличны для его семьи. При этом важно акцентировать на конкретном успехе, а не абстрактном - вместо «Ты молодец!» лучше сказать «Здорово, что ты постарался и получил пятерку». Ребенку важно понимать, что именно ценно в его достижении;
- сделать желанный подарок за хороший промежуточный результат. Например, ребенок давно хотел новую игрушку. В этом случае вы можете презентовать реализацию его желания за, например, успешное окончание четверти, года обучения либо за успешное выполнение особенно серьезной учебной задачи. Главное в этом способе соблюдать баланс: не стоит поощрять каждый малейший успех подарком, иначе выработается стремление к получению материальной выгоды, а не новых знаний. Вы можете организовать вознаграждение подарком и в качестве неожиданного сюрприза, и в качестве предварительной договоренности о нем с ребенком: «Если ты успешно окончишь эту четверть - мы купим тебе того робота, которого ты хотел». Главное помнить, что вы несете ответственность за свои обещания. Если пообещали - значит надо выполнять, иначе у ребенка не будет причин вам доверять, если вы из раза в раз не дадите того, о чем договорились;
- можно поощрять новыми впечатлениями. Совместный поход в кинотеатр, в парк аттракционов или небольшая поездка за город - прекрасное вознаграждение за хорошие успехи в учебе. Главное тут выбрать такое мероприятие, которое больше интересно ребенку;
- хорошее и даже важное поощрение - предоставить дополнительное время на отдых. Например, освободить на какое-то время от домашних обязанностей и дать возможность провести это время по своему желанию.
- А если ребенок не отличник и не хорошист, как правильно себя вести родителю?
- Сперва родителю надо совладать со своими эмоциональными реакциями, чтобы удержаться от моментальной ругани, обвинений, упреков в отсутствии хороших результатов в учебе. Тут задача не поругать, а научить справляться с трудностями. Для этого необходимо разобраться в том, что является причиной недостаточно высокой успеваемости, и быть готовым к тому, что их может быть больше одной. После поиска причины попробовать вместе нейтрализовать ее. Причины могут быть такими:
- слабая изначальная подготовленность - низкий уровень запаса базовых общих знаний, недостаточно развитый навык получения нового опыта и новой информации;
- отсутствие заинтересованности в учебе - у ребенка нет сформированного желания посещать школу, получать новый опыт, привыкать к новым условиям жизни и деятельности;
- непройденная (незавершенная) адаптация к новым условиям - ребенок еще не привык к тому, что его жизнь теперь другая; не понимает, почему нужны какие-то новые правила, режим дня, какие-то задания, знакомства с большим количеством ровесников и взрослых;
- проблемы с концентрацией внимания - ребенку тяжело отсидеть на одном месте целый урок, сосредоточиться на учителе, на заданиях;
- повышенная нагрузка: кружки, внешкольные развивающие занятия, школа, домашние задания, домашние обязанности часто сочетаются в распорядке дня школьника. Такой режим может естественным образом утомлять, отнимать силы, что приводит к истощению и снижению продуктивности;
- отвлечения - ребенок чрезмерно увлекся общением, играми, хобби, и они занимают его основное время и место в поле заинтересованности и внимания. Места на получение новых знаний просто не остается;
- завышенные ожидания и перфекционизм родителей - в том случае, когда родителя устраивает только учеба на отлично и ошибки недопустимы. Такие родители, когда ребенок приносит оценку «4» за контрольную работу, обязательно спросят: «почему не «5» ?». Таким родителям важно, чтобы ребенок был абсолютным «достигатором» во всем, к чему прикасается - учебе, спорте, музыке. Но такие родители забывают, что понятие «хорошо» для всех разное и оно может не совпадать с реальностью или силами ребенка. Позвольте ребенку быть недостаточно идеальным - его мотивация станет выше;
- неприятности в школе - если у школьника возникают трудности в общении с одноклассниками или учителем, то это очень сказывается на успеваемости. Детской психике сложно отделить учебу от личного, поэтому сложности в окружении напрямую связаны с тем, как ребенок усваивает школьную программу.
Как только вы определите причину школьной неуспеваемости, сразу появится план, как ее устранить. После решения проблемы успеваемость начнет расти сама по себе. Главное - отношения с ребенком должны быть доверительными.
1 сентября 2023 года