20:15, 29 августа 2023 года

Ставрополец рассказал о речном путешествии из Москвы в Питер

Покачав крыльями и попрощавшись со Ставрополем, самолет стремительно понес нас с женой к началу нашего долгожданного путешествия. В новогоднюю ночь мы загадали желание - переплыть из Москвы в Санкт-Петербург. После новогодних праздников купили билеты на речной круиз с осмотром столичных городов, исторических и крупных духовных центров России. Спустившись с небес в Шереметьево за трое суток до начала круиза, решили провести время в Москве с максимальной пользой.

Век давний и сегодняшний

Мы открыли для себя музей-заповедник «Коломенское». Эти места помнят времена каменного века, великих князей и русских царей, которые с XVI века разместили здесь свою любимую резиденцию. В заповеднике находится уникальная шатровая церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 году, находящаяся в сокровищнице всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Атмосферу исторических времен создают не только домик Петра I, дворцы и церкви, но и огромные дубы, помнящие Ивана Грозного. Возрожденный дворец Алексея Михайловича погрузил нас в XVII век. Дворец поражает красотой куполов, крылечек и переходов. На богатые, раззолоченные интерьеры, роскошную резьбу, золотую роспись потолков, шелковую отделку стен можно смотреть часами! Впечатляют и подробности быта царей - вплоть до банных процедур с вениками и ледяной купелью. На огромных полках царевой бани одновременно могли париться до 40 человек. Царская трапезная порадовала нас отменным обедом и старинной медовухой.

Второй день мы провели в парке «Зарядье», открытом в 2017 году. В кинотеатре Медиацентра с 13-метровым полусферическим экраном, подвижной платформой, генераторами воды, ветра и запахов, пристегнувшись в аэрокреслах, виртуально пролетали над МГУ, Большим театром, центром «Москва-Сити», парками Горького и Победы, Новым Арбатом, Красной площадью и фонтаном ВДНХ, который обрызгал нас водой! Виртуозный полет над ночной Москвой между искрящимися и лопающимися шарами праздничного салюта оставил острое, незабываемое впечатление.

Табун из 3000 лошадей

Следующим утром мы поднялись на борт круизного четырехпалубного теплохода «А.С. Пушкин», длина которого оказалась на 30 метров больше футбольного поля, а двигатели - мощностью в табун из 3000 лошадей. Встретили нас как дорогих гостей, вручили ключи и доставили тяжелые чемоданы к каюте. Попрощавшись с Северным речным вокзалом, мы поплыли по рукотворному каналу имени Москвы длиной в 128 километров, отпраздновавшему свое 85-летие, в сторону Волги.

Директор круиза Анжела Одегова рассказывает о маршруте.

- Наш круиз длится две недели, - говорит она. - Неделю плывем из Москвы в Санкт-Петербург, неделю - обратно, с остановками в других городах.

- Расскажите об истории вашего большого судна, этот маршрут для него не сложен?

- Теплоход построили в 1990 году на верфи в Германии. Много лет он был плавучим общежитием для нефтяников Каспия, затем его отремонтировали и решили сделать круизным. Теперь возим туристов, сейчас вот входим в Рыбинское водохранилище. Мы прошли уже шесть шлюзов, но они еще не закончились. Раньше северные реки - Свирь, Шексна, мелкие и порожистые, были вообще не судоходными. С появлением водохранилищ на них открыли судоходство. Хотя все равно их пришлось углублять. Иногда туристы спрашивают, почему теплоход трясет на реке Свирь? Капитан объясняет, что воды не хватает, глубина маленькая, от дна судна до дна реки всего один метр! Иногда рядом с плывущим кораблем можно пройти по пояс в воде! Все крупные водоемы - Белое, Ладожское, Онежское озера и Рыбинское водохранилище - имеют очень коварный и капризный характер. Штормы здесь бывают с высотой волны до шести метров, они очень сильно раскачивают суда и легко могут их перевернуть. Когда начинаются штормы и туманы, навигация затруднена, наш теплоход в плавание не выпускают.

После приветственного обеда мы поднялись на верхнюю палубу и, удобно устроившись в шезлонгах, расслабленно созерцали проплывающие мимо живописные берега с деревушками, колокольнями и небольшими городами. Корабельный радиогид рассказывал об их названиях, истории создания и интересных фактах, с ними связанных. Именно так я и представлял себе отдых в речном круизе по России.

Проплывая город Мышкин

Утром как-то незаметно подошли к небольшому городку Мышкину. Его площадь всего 5 квадратных километров, а население - 5500 человек, но он имеет 14 музеев, славится купеческой архитектурой и стал крупным туристическим центром. Ежегодно сюда приезжают около 140 тысяч туристов. Первое упоминание о Мышкине - в летописях XV века, а городом он стал в 1777 году, получив свой герб в виде щита, на котором есть мышка, что и объясняет название города. Посетив Успенский собор, купеческую усадьбу, музей «Русские валенки», с удовольствием послушали замечательный мужской пятиголосый хор. Посетили Музей мыши, старинную мельницу с «амбарными мышами» и музей живых ремесел.

Плыть дальше предстояло в село Горицы. Оно находится на речке Шексна, соединяющей озеро Белое и Волгу. Здесь живут всего 457 человек, ежегодно встречающих более 100 тысяч туристов, осматривающих главные туристические объекты XIV - XVI веков: Успенский храм князя Владимира; монастырь и женскую Горицкую Воскресенскую обитель, в которой томили неугодных царских жен. А еще посетили картинную галерею художника Е.М. Лучкова и послушали мини-концерт «Кирилловская гармошка», приняли приглашение на чаепитие с местными пирогами и пряниками.

Из варягов в греки

Следующая остановка - в необычной, «упраздненной» деревне Мандроги на реке Свирь между Онежским и Ладожским озерами. По этим местам проходил путь «Из варяг в греки», и новгородцы основали здесь поселение. В XVIII веке по велению Петра I в окрестностях деревни шло строительство кораблей для молодого Балтийского флота. А во время финской оккупации с 1941 по 1944 год деревня была полностью разрушена. После войны ее решили не восстанавливать. В 1996 году на ее месте открыли крупный туристический центр, обслуживающий круизные теплоходы. Постоянно в ней живут 38 человек. Сейчас это замечательный музей жизни и быта русской деревни под открытым небом. Из Архангельской и Вологодской областей сюда перевезли старинные деревянные дома, церковь Пророка Елисея и часовню Святого Николая Чудотворца, построенную в 1696 году. Здесь мы посетили мастерские народных промыслов в старинных домах XIX века ремесленной слободы, музей «Лукоморье». Мимо действующей ветряной мельницы прошли в козульницу, где хозяйка готовила замечательные пряники - козули. Так называли древние лепные фигурки из ржаного теста в виде домашних животных. Их использовали в обрядах на праздники земледелия, дарили родственникам и друзьям. Их не ели, а ставили на почетное место в доме до следующего года.

Валенки и грибы

Огромный царь-валенок высотой в 3,2 и длиной 2,53 метра не позволил пройти мимо. Он признан самым большим валенком в мире - 360-го размера и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Свалян он из 500 килограммов шерсти, по традиционным валяльным технологиям, пропорционален настоящему и полностью соответствует ГОСТу по высоте и толщине шерсти. Весит 300 килограммов, и передвигают его 6 - 7 мужчин.

Неожиданно на пути возник Музей водки, в который не зайти было нельзя. Его коллекция состоит из 3500 экспонатов. Продающиеся рядом открытые пирожки-калитки из ржаного пресного теста пришлись очень к месту. Это традиционное блюдо карельской, северорусской и финской кухни.

При прогулке по лесным тропинкам деревни обнаружили огромное количество разных грибов. Белые, маслята, подосиновики росли буквально в трех метрах от нас! Попалась полянка лисичек. Сфотографировав это богатство, вернулись на корабль.

Российский сервис

Нужно отметить, что сервисное обслуживание в круизе было замечательное, над этим трудились 105 человек персонала. Утро на корабле начиналось с зарядки, желающие могли заняться йогой, суставной или дыхательной гимнастикой, аэробикой. Для отдыха туристов - музыкальные вечера, сольные концерты профессиональных пианистов, скрипачей и гитаристов, многочисленные мастер-классы, игры, танцы и дискотеки. Детишек развлекали аниматоры, работала игротека, детский клуб «Кот ученый», а в 21 час в каютах звучала обязательная радиосказка для маленьких пассажиров. Были и концерты с участием туристов. На одном таком после исполнения песни парень на коленях попросил руки своей девушки, протягивая ей цветы и обручальное кольцо. Она согласилась, приведя в восторг не только жениха, но и всех туристов.

Остров Валаам

Однажды утром корабельное радио сообщило, что мы пришвартовались в Никоновской бухте острова Валаам. Пересев на катер «Метеор» на подводных крыльях, мы понеслись мимо небольших островков, живописных бухточек и проливов, уединенных островных скитов - Предтеченского и Никольского - на другой конец острова в Монастырскую бухту.

С пристани по крутой лестнице поднялись в центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря, построенного в 1792 году, в котором хранятся мощи святых чудотворцев Сергея и Германа, основателей православной обители. Мы узнали о богатой истории монастыря, посетили нижний и верхний его храмы, послушали мужской монастырский хор, исполнивший церковные песнопения, и на автобусе, проехав через весь остров с его красивейшими лесами и осмотрев большое монастырское хозяйство, вернулись на корабль. После обеда отправились на пешеходную экскурсию к трем Валаамским скитам - Воскресенскому, Гефсиманскому и Коневскому. Нетронутая природа поразила своим великолепием! Любуясь скитами, лесными полянами, заливами и глухой чащей леса, мы по специальным настилам вышли к монастырской ферме, где отведали копченую форель, великолепные сыры и ни с чем не сравнимый монастырский йогурт. Пройдя больше шести километров по пересеченной местности, через четыре часа мы вернулись на корабль.

Чудеса Рускеалы

К причалу города Сортавала наш теплоход пришвартоваться не мог из-за большой осадки. Поэтому нас переправляли на берег на кораблике «Омик». У причала нас ждали автобусы, и все желающие могли выбрать подходящую экскурсию. Мы отправились на экскурсию «Чудеса Рускеалы». Почти пять часов мы гуляли по красивому горному парку Рускеала, бывшему мраморному карьеру, заполненному грунтовыми водами. Поселок Рускеала расположен в 20 километрах от границы с Финляндией. Здесь с 1765 года в знаменитых мраморных карьерах, или «ломках», как их здесь называют, начали добывать мрамор. На месторождении было заложено пять карьеров, в которых добывался мрамор четырех цветов, многие дворцы и две станции метрополитена Санкт-Петербурга отделаны этим мрамором. Раньше мрамор завозили из Италии, что было очень дорого. С открытием этого месторождения затраты на отделку зданий резко сократились. Добывали камень 500 человек. Длина карьера 460 метров, и он пронизан штольнями и штреками, соединенными между собой вертикальными шахтами. В 1999 году карьер получил статус объекта культурного наследия и включен в международный туристический маршрут «Голубая дорога».

Коневский монастырь

По пути в Санкт-Петербург мы зашли на небольшой, длиной 8 километров, островок Коневец. На нем находится Коневский (его также называют Коневской) Рождество-Богородичный мужской монастырь, основанный в 1393 году преподобным Арсением. Однако большая часть монастырских зданий была построена здесь в начале XIX века. Самые старые постройки датируются 1721 годом. Из-за частых разорений острова шведами в XVI - XVII веках более старые здания не сохранились. К основным достопримечательностям острова относятся Казанский и Коневской скиты, Конь-камень ледникового происхождения с часовней Николая Чудотворца, собор Рождества Пресвятой Богородицы. В древности на Коневце существовало финское языческое святилище, которое находилось около Конь-камня. Четыре километра, медленно пройденные в тихих и живописных лесах острова, умиротворяют, и церковные песнопения, которые мы прослушали, глубоко запали в душу.

Питер - он и есть Питер

Последний день круиза. Нас ожидали две экскурсии по Питеру, одна - обзорная автобусная, вторая - обзорная прогулка по рекам и каналам города. Нам показали панораму парадных набережных города, Дворцовую, Сенатскую и Исакиевскую площади, Невский проспект, Казанский собор, Гостиный двор, Петропавловскую крепость, Аничков мост, Адмиралтейство, Смольный и Зимний дворцы. Теплоходная прогулка дополнила впечатление от автомобильной экскурсии и показала город еще с одной стороны - водной, оставив не меньшее впечатление. Пять часов мы осматривали город, сделав десятки фотографий, и остались совершенно очарованы Санкт-Петербургом. Мы с супругой пробыли в Питере еще неделю, чтобы лучше узнать этот город и его знаменитые пригороды. Мы даже не подозревали, что только на поверхностное знакомство с Санкт-Петербургом нам не хватит и месяца. Это - следующий наш маршрут путешествия по России.

Алексей БОЯРСКИЙ
«Речной заплыв из Москвы в Питер»
Газета «Ставропольская правда»
30 августа 2023 года