В школе Пятигорска вводят моду на Пушкина
Вы удивлены? И возможно ли? Да, в пятигорской 31-й школе со спортивным уклоном. Предвижу еще вопросы: в чем выражается, какова цель и какие результаты? Обо всем по порядку.
В Пятигорске уже шесть лет осуществляется социальный культурно-образовательный проект «Пятигорск с Пушкиным». Много чего за эти годы происходило: и акция «Лето с Пушкиным» широкомасштабно прошла, и в гостях у Пушкина-сказочника воспитанники детских садов побывали, и двухдневный поэтический марафон «Онегин» наизусть» состоялся, и интеллектуальные игры родились…
Сегодня не об этом. Что может школа? Очень многое. Такая, как эта.
31-я школа в этом учебном году отметила свой первый, пока не круглый юбилей – пятилетие. И все годы своего существования она коллективный участник проекта. И не просто коллективный, но и весьма эффективный - флагман среди школ Пятигорска. А это значит, что творческое наследие Александра Сергеевича здесь изучается не только в рамках школьной программы и не только на уроках. «И в других школах произведения Пушкина включены в программу», - скажете вы. И будете совершенно правы. До того момента, пока сами не войдете в класс, допустим, выпускников, и не попросите что-нибудь прочитать из Пушкина наизусть. Я пробовала и неоднократно. Результат разочаровал: в лучшем случае одна-две ученицы вспомнят пару строк из письма Татьяны к Онегину, кто-то процитирует несколько слов о коте ученом, может, если повезет, напомнят о правильном целеполагании одной девицы, которое подарило ей счастливую, но и драматичную судьбу царицы, вам даже из «Онегина» первые строки первой строфы романа в стихах про «дядю честных правил» могут припомнить. И все! Предвижу благородный гнев кого-нибудь из учителей литературы и русского языка. У вас не так? Тогда вы – редкое исключение. Приглашайте меня в ваш класс. И вспомним истину: исключение только подтверждает правило.
Собственно, наш проект «Пятигорск с Пушкиным» и появился, чтобы иллюзию знания заменить на реальное знание строк и строф поэта. Кстати, хотя бы в таком объеме, как это было нормой в советской школе периода ее расцвета. Мне повезло тогда в ней учиться – семидесятые годы прошлого века. Опустим извечный вопрос нашей российской действительности «Кто виноват?». Перейдем сразу ко второму: «Что делать?». Вот именно эту парадигму и приняли в 31-й школе. Отметим для себя этот момент педагогической честности и профессионального мужества. Его долго не хватало в других педагогических коллективах, которые сейчас с разной степенью рьяности все же вослед 31-й школе двинулись.
И пошло: переменки с Пушкиным, каникулы с Пушкиным, выходные с Пушкиным, дома с Пушкиным… Все можно по отдельности взять в кавычки. Так назывались акции. Последняя, как вы догадались, совпала с периодом самоизоляции при пандемии болезни, которую и произносить-то не хочется: чур меня!
Скорректировали подход к произведениям, включенным в школьную программу. Как? А так, чтобы все произведения каждый (заметьте, это ключевое слово!) знал наизусть, если это предполагает программа: отличник на отлично, хорошист – тоже на отлично, и троечник не отставал. В рамках традиционного урока всех не проверишь. А уж о том, чтобы со всеми вы-
учить на уроке, и речи быть не может. Кстати, вы можете припомнить, как вас учили запоминать стихотворные тексты? Уверена, что хорошо помните, как учили писать, читать, считать… А вот учить наизусть – только методом множественного повторения. Так? Но ведь есть и другие приемы, и память у всех разная. У вас не отбили зубрежкой желание что-то запомнить и к месту процитировать еще в детстве? Значит, вам повезло: от природы память досталась хорошая. Но не все такие везунчики. И это не значит, что с когнитивными способностями что-то не так. Память-то и развивать можно. Главное, не ставить на себе крест в этом смысле и кое-что делать. Только в правильном направлении.
В 31-й школе приняли все предложения и приемы легкого запоминания, которые родились в рамках нашего проекта «Пятигорск с Пушкиным». И не просто приняли, но взяли на вооружение. Сегодня элементами мнемотехники в виде символических рисунков-подсказок (мы их называем «каракулями»), подсказок-жестов, чтением хором в 31-й школе никого не удивишь и не отпугнешь. А чего бояться? Когда на переменке помахать руками и посмеяться над «каракулями» всем вместе прикольно. А результат поражает своей неожиданностью: все запомнил! К тому же не знать невозможно: все вокруг знают, среда такая, Пушкин-среда. И у учителей подход меняется, когда нужно результат и свое мастерство показать не только на открытом уроке, а через реальное знание своих учеников: выучили, прочитайте хором, сделайте видео на память себе и детям, разместите в группу родителям – пусть порадуются.
Кстати, родители стали союзниками школы и в изучении творческого наследия А.С. Пушкина. И не только программных произведений, но того, что изучается факультативно, шире школьной программы. А как иначе? Дети развиваются, в лексиконе новые слова появляются (у Пушкина, как известно, самый обширный словарь), новые эмоции и опыт, безусловное развитие памяти и внимания, способности к концентрации, что, как известно, является бичом для некоторых детей. И, кстати, многие ребята восприняли приемы запоминания и используют их при изучении других предметов. Знаете, как родители поддержали? Не только мотивацией – некоторые из них сами стали участниками интеллектуальной игры и встали рядом со своими детьми и педагогами в уже известные пушкинские хоры 31-й школы. Другими словами, вспомнили или выучили то, что читают дети.
«Кавказ», «Памятник», письма Татьяны и Онегина, две строфы из «Онегина» такие значимые и важные для понимания ценности времени жизни («Блажен, кто смолоду был молод» и «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана») – эти произведения Александра Сергеевича или их фрагменты прозвучали в исполнении хоров с составом участников от семидесяти до почти трехсот человек! А как азартно рубились год назад в интеллектуальной игре тогда еще третьеклассники! Каждый из них для этого уже знал более двадцати строф из романа в стихах «Евгений Онегин». И только не говорите, что для таких детей это рано. Главное, чтобы не было поздно. Кстати, то, что оказалось интересно и по силам третьеклассникам 31-й школы, теперь проходит массовую проверку на нынешних восьмиклассниках. Но для реализации этих планов сделаны еще только первые шаги.
Все, что за эти годы прижилось и опробовано в 31-й школе, реально включить в жизнь любой школы. И, заметьте, не в ущерб образовательному процессу, за его рамками. Когда было торжественное финальное исполнение хором в двести человек стихотворения «Кавказ», мы пригласили руководителей объ-единений учителей русского языка и литературы всех школ города. Все были впечатлены, многие порадовались за коллег. Но ведь кто-то и съехидничал: «Представляем, сколькими уроками вы пожертвовали, чтобы выйти на этот рекорд!»
Ни одним! Заявляю ответственно.
А теперь пару слов о роли личности и личностей. Все шесть лет проекта мне задают вопрос: «Почему Пушкин?» Можно много говорить, но лучше, чем об этом сказали и написали великие, не смогу. Погуглите в Интернете, откройте и полистайте книги. Об этом тома написаны. Наконец, задайтесь вопросом: «Почему вслед за памятниками героям Великой Отечественной войны в первую очередь были снесены памятники Пушкину в Украине и Европе?» И все станет ясно: уничтожают символы нашей русскости в широком смысле этого слова и нашей силы. А мы должны их, эти символы, сохранить и передать нашим детям. И в 31-й школе это очень хорошо понимают. И много для этого делают. Не могут не делать. Еще бы: руководит-то школой Татьяна Анатольевна Золотухина, которая от пионервожатой выросла до директора школы. С соответствующим пониманием и патриотизма, и безусловной пользы каждого педагогического действия, и способностью ставить высокую планку достижений, готовностью встать рядом с коллегами, учениками, родителями в интересах развития детей. «В нашей школе учатся представители около двадцати национальностей. Мы все говорим по-русски, у нас одна историческая судьба и нас объединяет любовь к нашему Отечеству. Наши ученики – спортсмены. Они, мы верим, достигнут больших результатов в спорте и жизни. Они будут представлять нашу страну, наш край, наш город, нашу школу на различных площадках. И они должны быть хорошо образованными людьми. Как говорит человек, какие смыслы доносит – это очень важно. Пушкин им в этом поможет. Мы учили с детьми Пушкина и будем это делать впредь».
В 31-й школе много замечательных ребят. В спортивных состязаниях они завоевали массу наград. Зайдите в школу, и вы увидите их кубки и медали. За верность Пушкину пока никаких зримых наград не придумали. Возможно, потому что его наследие – уже награда. Символично, что именно здесь сейчас учится мальчик, которого в школе называют «наш Пушкин». Не только и не столько за его кудри на голове. Артемий учит строфы романа в стихах «Евгений Онегин» с завидным упорством. В свои одиннадцать лет он уже осилил половину текста, прибавляя в копилку своей памяти по одной каждую неделю. Казалось бы, четырнадцать строк не так уж много, всем по силам. Хочет выучить весь роман. Он сможет. Да и среда – семья и школа – этому способствуют. В 31-й это модно.
Есть ли в стране еще такая школа, не знаю. Если знаете вы, подскажите, обменяемся опытом.
27 мая 2023 года