В школе Пятигорска вводят моду на Пушкина
Вы удивлены? И возможно ли? Да, в пятигорской 31-й школе со спортивным уклоном. Предвижу еще вопросы: в чем выражается, какова цель и какие результаты? Обо всем по порядку.
В Пятигорске уже шесть лет осуществляется социальный культурно-образовательный проект «Пятигорск с Пушкиным». Много чего за эти годы происходило: и акция «Лето с Пушкиным» широкомасштабно прошла, и в гостях у Пушкина-сказочника воспитанники детских садов побывали, и двухдневный поэтический марафон «Онегин» наизусть» состоялся, и интеллектуальные игры родились…
Сегодня не об этом. Что может школа? Очень многое. Такая, как эта.
31-я школа в этом учебном году отметила свой первый, пока не круглый юбилей – пятилетие. И все годы своего существования она коллективный участник проекта. И не просто коллективный, но и весьма эффективный - флагман среди школ Пятигорска. А это значит, что творческое наследие Александра Сергеевича здесь изучается не только в рамках школьной программы и не только на уроках. «И в других школах произведения Пушкина включены в программу», - скажете вы. И будете совершенно правы. До того момента, пока сами не войдете в класс, допустим, выпускников, и не попросите что-нибудь прочитать из Пушкина наизусть. Я пробовала и неоднократно. Результат разочаровал: в лучшем случае одна-две ученицы вспомнят пару строк из письма Татьяны к Онегину, кто-то процитирует несколько слов о коте ученом, может, если повезет, напомнят о правильном целеполагании одной девицы, которое подарило ей счастливую, но и драматичную судьбу царицы, вам даже из «Онегина» первые строки первой строфы романа в стихах про «дядю честных правил» могут припомнить. И все! Предвижу благородный гнев кого-нибудь из учителей литературы и русского языка. У вас не так? Тогда вы – редкое исключение. Приглашайте меня в ваш класс. И вспомним истину: исключение только подтверждает правило.
Собственно, наш проект «Пятигорск с Пушкиным» и появился, чтобы иллюзию знания заменить на реальное знание строк и строф поэта. Кстати, хотя бы в таком объеме, как это было нормой в советской школе периода ее расцвета. Мне повезло тогда в ней учиться – семидесятые годы прошлого века. Опустим извечный вопрос нашей российской действительности «Кто виноват?». Перейдем сразу ко второму: «Что делать?». Вот именно эту парадигму и приняли в 31-й школе. Отметим для себя этот момент педагогической честности и профессионального мужества. Его долго не хватало в других педагогических коллективах, которые сейчас с разной степенью рьяности все же вослед 31-й школе двинулись.
И пошло: переменки с Пушкиным, каникулы с Пушкиным, выходные с Пушкиным, дома с Пушкиным… Все можно по отдельности взять в кавычки. Так назывались акции. Последняя, как вы догадались, совпала с периодом самоизоляции при пандемии болезни, которую и произносить-то не хочется: чур меня!
Скорректировали подход к произведениям, включенным в школьную программу. Как? А так, чтобы все произведения каждый (заметьте, это ключевое слово!) знал наизусть, если это предполагает программа: отличник на отлично, хорошист – тоже на отлично, и троечник не отставал. В рамках традиционного урока всех не проверишь. А уж о том, чтобы со всеми вы-
учить на уроке, и речи быть не может. Кстати, вы можете припомнить, как вас учили запоминать стихотворные тексты? Уверена, что хорошо помните, как учили писать, читать, считать… А вот учить наизусть – только методом множественного повторения. Так? Но ведь есть и другие приемы, и память у всех разная. У вас не отбили зубрежкой желание что-то запомнить и к месту процитировать еще в детстве? Значит, вам повезло: от природы память досталась хорошая. Но не все такие везунчики. И это не значит, что с когнитивными способностями что-то не так. Память-то и развивать можно. Главное, не ставить на себе крест в этом смысле и кое-что делать. Только в правильном направлении.
В 31-й школе приняли все предложения и приемы легкого запоминания, которые родились в рамках нашего проекта «Пятигорск с Пушкиным». И не просто приняли, но взяли на вооружение. Сегодня элементами мнемотехники в виде символических рисунков-подсказок (мы их называем «каракулями»), подсказок-жестов, чтением хором в 31-й школе никого не удивишь и не отпугнешь. А чего бояться? Когда на переменке помахать руками и посмеяться над «каракулями» всем вместе прикольно. А результат поражает своей неожиданностью: все запомнил! К тому же не знать невозможно: все вокруг знают, среда такая, Пушкин-среда. И у учителей подход меняется, когда нужно результат и свое мастерство показать не только на открытом уроке, а через реальное знание своих учеников: выучили, прочитайте хором, сделайте видео на память себе и детям, разместите в группу родителям – пусть порадуются.
Кстати, родители стали союзниками школы и в изучении творческого наследия А.С. Пушкина. И не только программных произведений, но того, что изучается факультативно, шире школьной программы. А как иначе? Дети развиваются, в лексиконе новые слова появляются (у Пушкина, как известно, самый обширный словарь), новые эмоции и опыт, безусловное развитие памяти и внимания, способности к концентрации, что, как известно, является бичом для некоторых детей. И, кстати, многие ребята восприняли приемы запоминания и используют их при изучении других предметов. Знаете, как родители поддержали? Не только мотивацией – некоторые из них сами стали участниками интеллектуальной игры и встали рядом со своими детьми и педагогами в уже известные пушкинские хоры 31-й школы. Другими словами, вспомнили или выучили то, что читают дети.
«Кавказ», «Памятник», письма Татьяны и Онегина, две строфы из «Онегина» такие значимые и важные для понимания ценности времени жизни («Блажен, кто смолоду был молод» и «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана») – эти произведения Александра Сергеевича или их фрагменты прозвучали в исполнении хоров с составом участников от семидесяти до почти трехсот человек! А как азартно рубились год назад в интеллектуальной игре тогда еще третьеклассники! Каждый из них для этого уже знал более двадцати строф из романа в стихах «Евгений Онегин». И только не говорите, что для таких детей это рано. Главное, чтобы не было поздно. Кстати, то, что оказалось интересно и по силам третьеклассникам 31-й школы, теперь проходит массовую проверку на нынешних восьмиклассниках. Но для реализации этих планов сделаны еще только первые шаги.
Все, что за эти годы прижилось и опробовано в 31-й школе, реально включить в жизнь любой школы. И, заметьте, не в ущерб образовательному процессу, за его рамками. Когда было торжественное финальное исполнение хором в двести человек стихотворения «Кавказ», мы пригласили руководителей объ-единений учителей русского языка и литературы всех школ города. Все были впечатлены, многие порадовались за коллег. Но ведь кто-то и съехидничал: «Представляем, сколькими уроками вы пожертвовали, чтобы выйти на этот рекорд!»
Ни одним! Заявляю ответственно.
А теперь пару слов о роли личности и личностей. Все шесть лет проекта мне задают вопрос: «Почему Пушкин?» Можно много говорить, но лучше, чем об этом сказали и написали великие, не смогу. Погуглите в Интернете, откройте и полистайте книги. Об этом тома написаны. Наконец, задайтесь вопросом: «Почему вслед за памятниками героям Великой Отечественной войны в первую очередь были снесены памятники Пушкину в Украине и Европе?» И все станет ясно: уничтожают символы нашей русскости в широком смысле этого слова и нашей силы. А мы должны их, эти символы, сохранить и передать нашим детям. И в 31-й школе это очень хорошо понимают. И много для этого делают. Не могут не делать. Еще бы: руководит-то школой Татьяна Анатольевна Золотухина, которая от пионервожатой выросла до директора школы. С соответствующим пониманием и патриотизма, и безусловной пользы каждого педагогического действия, и способностью ставить высокую планку достижений, готовностью встать рядом с коллегами, учениками, родителями в интересах развития детей. «В нашей школе учатся представители около двадцати национальностей. Мы все говорим по-русски, у нас одна историческая судьба и нас объединяет любовь к нашему Отечеству. Наши ученики – спортсмены. Они, мы верим, достигнут больших результатов в спорте и жизни. Они будут представлять нашу страну, наш край, наш город, нашу школу на различных площадках. И они должны быть хорошо образованными людьми. Как говорит человек, какие смыслы доносит – это очень важно. Пушкин им в этом поможет. Мы учили с детьми Пушкина и будем это делать впредь».
В 31-й школе много замечательных ребят. В спортивных состязаниях они завоевали массу наград. Зайдите в школу, и вы увидите их кубки и медали. За верность Пушкину пока никаких зримых наград не придумали. Возможно, потому что его наследие – уже награда. Символично, что именно здесь сейчас учится мальчик, которого в школе называют «наш Пушкин». Не только и не столько за его кудри на голове. Артемий учит строфы романа в стихах «Евгений Онегин» с завидным упорством. В свои одиннадцать лет он уже осилил половину текста, прибавляя в копилку своей памяти по одной каждую неделю. Казалось бы, четырнадцать строк не так уж много, всем по силам. Хочет выучить весь роман. Он сможет. Да и среда – семья и школа – этому способствуют. В 31-й это модно.
Есть ли в стране еще такая школа, не знаю. Если знаете вы, подскажите, обменяемся опытом.
27 мая 2023 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
