Работы художника Петра Горбаня представлены в экспозиции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств с успехом реализует проект мемориальных выставок «Фестиваль мемориальных коллекций художников края. Гильдия мастеров. Достояние». В очередной экспозиции - работы пяти замечательных ставропольских художников, каждый из которых уникален. А Пётр Горбань, наверное, гениален, и для автора этих строк по-особому памятен.
Все, кроме одного
Наше тревожное «сегодня» выросло из вчерашнего дня. Самое время напомнить об этом читателям, например, рассказом о мастерах кисти не столь отдаленного прошлого века. В пространстве очередной экспозиции сильнее всяких скреп время перехода от одного тысячелетия к другому объединило пятерку мастеров кисти. Лишь двое навсегда остались в своем тысячелетии. Остальные хлебнули не только безвременья бед и разрухи страны в «девяностых», но и пертурбаций «нулевых».
Художника, журналиста и педагога Н. Будникова помню со времен, к сожалению, уже «почившей в бозе», но дорогой сердцу краевой газеты «Молодой ленинец». Николай Дмитриевич частенько появлялся в нашей молодежке. Когда выходила «Палитра», ежемесячная страница по культуре края, он, оформитель и график, придирчиво оценивал верстку, качество иллюстраций и давал советы. А я, тогда выпускница ЛГУ и начинающий журналист, радовалась, что мое детище будет интереснее.
Осматривая картины, останавливаюсь рядом с пейзажем Ю. Смотрова – разно-цветный парк с фонтаном «Лягушка». Автор - художник, оставивший нам живописные эпизоды Ставрополя. Картина как кусочек «раньшей» жизни; в ней гармония света, цвета, музыки тех лет... А его «Дорога. Часы над городом» - словно вехи пройденного жизненного пути.
К сожалению, чеканщика, живописца и дизайнера Льва Бюлля знать не довелось. С его оригинальными фотографиями и работами познакомилась только благодаря экспозиции. Поклонница мастера Галина Перущая в день 85-летия подарила Льву Николаевичу необыкновенную куклу «Мини-Бюлль». Сделанная по образу и подобию мастера, она поразила не только своими размерами, но и любовью, с которой изготовлена. Здесь и нежность к долговязому, в стильной беретке интеллигенту-учителю, и юмор, и абсолютно узнаваемые черты прототипа. По-своему замечательны картины художницы Татьяны Фисенко. Они будто обнаженная жизнь души, вырвавшейся в мир. Художница не столько пишет, сколько выплескивает вовне все, что ее радует, беспокоит, удивляет. Одним словом, полотна на стенах зала, словно образы уходящего времени и людей, улыбчивых, серьезных, немного наивных, но куда более цельных и открытых в своих чувствах-мыслях, чем мы, нынешние.
Звёзды сошлись
Не берусь утверждать, что число имен художников имело для организаторов какое-то особое значение. Но, как говорится, звезды сошлись. В нумерологии цифра 5 является символом объ-единения всех стихий: воды, огня, земли, дерева, металла. Это одно из самых мощных простых чисел, которое означает вечное совершенствование; символ Вечной жизни, Вечного движения и Великой любви. А еще - олицетворение свободы; люди, попадающие под ее влияние, первопроходцы, до конца верные своему призванию.
Именно такими были все пятеро мастеров, в числе которых Пётр Горбань. По мнению художника Л. Черного, Ставрополье в конце советской эпохи вырастило целую плеяду метафизически талантливых художников. «Гречишкин – эпик (от слова «эпический»), Фисенко – трагик, а Горбань – характер. Жесткий характер и жесткая судьба. Эти две линии на протяжении всей жизни бились друг с другом не на жизнь, а на смерть. Пётр Семёнович пришел к ладу с самим собой, лишь когда вышел на тему Христа. Жесткая судьба и святая идея воссоединились».
При входе в музейный зал, хочешь не хочешь, взгляд невольно упирался в большое полотно «Мои натурщики». Шестнадцать молодых людей в грубошерстных свитерах и толстовках, скорее всего, собрались не случайно. Это единомышленники. У одной из девушек знакомые черты: Галина Туз, дочь известного писателя и детского хирурга Г.М. Шумарова, сама недюжинный писатель и поэт. Неужели все персонажи картины прототипы реальных людей? Кто-то рядом со мной узнал художника-оформителя Сергея Котинова… Значит, так и есть!
Пётр Семёнович по жизни искал натурщиков. Наброски незнакомых и знакомцев делал ежедневно; едва не за рукав приводил их в мастерскую прямо с улицы. О таком необычном способе работы «с натурой» мне говорил заслуженный художник РФ Валерий Арзуманов. «Пётр Семёнович был совершенно особый, титанического труда художник: неустанная работа в мастерской, мастер-классы… Когда в 60-70-х годах очищали «натуру», некоторые возмущались, что это такое: писать людей с улицы, с автовокзала… Настоятельно советовали Петру Семёновичу: напишите героя соцтруда или что-то другое, красивое… Горбань и слышать ни о чем таком не хотел, оставил огромное наследие: портреты людей, натюрморты, виды Ставрополя. И когда я однажды получил возможность увидеть все это, подумал, Боже, ведь он все время удивлялся тому, что его окружало».
С картинами Горбаня я познакомилась благодаря «Ставропольской правде», где работала заведующей отделом культуры. Около месяца выставка его работ украшала целый этаж в Доме печати. Когда работы убрали, пространство будто опустело. Такое острое чувство обиды испытывала лишь в детстве. Знаете, вот было-было что-то твоим, необходимым, и вдруг - нет! Позже один из коллег Петра Семёновича объяснил мне феномен воздействия живописи Горбаня так: «У кого-то картины существуют для зрителя, а у него – зрители для картин».
Хорошо помню свою первую встречу с художником в его мастерской. Судя по смелости мазка, яркости красок, неожиданности сюжетов, автор мог быть только молодым, резким, решительным. А встретил меня высокий, чуть сутуловатый, в зрелых летах мужчина. Разве что глаза с острым, иногда колючим прищуром выдавали человека упрямого, неспокойного и весьма придирчивого как к собственному, так и к чужому творчеству. От огромного количества полотен мастерская казалась тесной. С ними соседствовали предметы, знакомые по школьным урокам рисования: глиняная крынка, зубастый чугунный утюг, горшочек запыленного алоэ… Один пейзаж прямо-таки «высасывал» глаз насыщенностью светом, цветом, жизнью. На картине буйствовало яркое молодое лето.
- Что это? Где вы такое видели? – поразилась я.
- А вот там, посмотрите, я вид из окна рисовал.
- Как? Этот зеленый пятачок?
- Да вы приглядитесь, не спешите…
Чем пристальнее вглядывалась в открывающуюся панораму, тем острее ощущала удивительные превращения; старые тополя с раскидистыми кронами будто раздвигали пределы тихого дворика, заполняя собой все пространство, а солнце разукрашивало его во все цвета радуги.
Бывают ли картины «белыми»?
Когда в 1952 году после окончания художественного училища Горбань при-ехал в Ставрополь, он оказался едва ли не первым в городе художником с профессиональным образованием. Старшие, более опытные коллеги обласкали и заказами не обделили. Писал лозунги, плакаты наглядной агитации, даже стенгазеты оформлял. Но самым доходным делом в середине прошлого века считалось писать портреты передовиков и членов правительства. Взялся за дело и он.
Однако как ни старался, копия передовика производства казалась бледным подобием оригинала. Умные люди посоветовали подучиться у одного мастера из Кисловодска. Пётр Семёнович наблюдал за его работой и немел от удивления. Машина не отштампует экземпляры портретов с такой точностью, с какой их живописал коллега. Желтым лоб, розовым щеки, подбородок – чуть фиолетовым… Попробовал сам, так гладко и лаково, как у «учителя», не выходило, но заказчики работы брали. У француза Пабло Пикассо в творчестве были «Голубой» и «Розовый» периоды, а у Петра Семёновича - свой «портретно-костюмный». Ну, было… и было. Прошло. Он никогда не торговал талантом. И вряд ли многие из коллег о «том» себе могли сказать так же жестко, как он: «Тринадцать лет я учился зарабатывать деньги».
Не знаю, что именно явилось причиной коренного перелома: очередной конфликт с руководством Союза художников при отборе картин на выставку или что-то еще, но однажды, запершись в мастерской, Горбань решил, что работать будет только над тем, чего хочет сам. Наотрез отказался от заказухи и до минимума сузил круг общения. «Ушел в подполье», - острили шутники.
Бывают ли картины «белыми»? Вопрос этот задан не из праздности. «Черная» работа, - выдавил однажды чиновник от культуры по поводу картины Петра Семёновича «Домино». И на несколько лет вперед предрешил судьбу полотна – годами лежать невостребованным без надежды пробиться к зрителям. На струганом столе - надорванная пачка сигарет, коробок спичек да зигзаг незаконченной партии в домино. Рядом горстка костяшек. Больше никого, но ты реально ощущаешь дыхание людей. Кто они, в каких условиях жили и работали, сомнений нет. Короткий перерыв на обед в какой-нибудь теплушке, минута отдыха… Партия недоиграна, она будто все еще ждет игроков.
Первая персональная выставка Горбаня в Ставрополе прошла лишь в 1982 году. Не только зрители, но и знатоки увидели совершенно нового для себя сложившегося художника с ярким, нервным, иногда жестким почерком. Именно тогда его натюрморт «Домино», побывавший на одной из республиканских выставок в Москве, был опубликован в книге «Натюрморты художников России». Один за другим последовали вернисажи в Тбилиси, Орджоникидзе, Черкесске, Москве, Ленинграде… Восторженные отклики вызывали «военные» картины, такие как триптих «Пять тополей» и «Фашизм»…
Казалось, наконец-то пришел настоящий успех. Но чиновничий беспредел продолжался. В полотне «Карнавал» Горбаню категорически посоветовали переписать лицо героини. Вокруг женщины в костюме испанки безумствует карнавал. А у нее глаза такие, будто жизнь уже остановилась. Что это? Неоправданные надежды на счастье? А может, обратная сторона «пира жизни»? Пространство «пирующих» - сплошное кружение масок. Лишь одна маска сорвана, она обнажила страдающую душу. А остальные, кажется, намертво приросли к лицам.
Тогда Пётр Семёнович так и не переписал лица героини из «Карнавала», как не переписывал по рекомендациям высоких чинов ничего и никогда. Работы Горбаня, которые имели успех на вернисажах самого высокого уровня, в Ставрополе принимали с боязливой осторожностью. Пополнять ими музейные фонды не спешили. Так что после недолгого времени экспонирования полотна в основном возвращались в мастерскую к своему создателю.
Прозрение как предвидение
В рассказе о художнике и его картинах самым трудным бывает понять, что питает силы творческого человека, дает ему возможность творить? В случае с Горбанем одна из догадок - полученная очень рано закалка. В 1941 году, когда Петру исполнилось восемнадцать лет, началась Великая Отечественная война. Призвали в армию. В политическом танковом училище Сумгаита он выучился на танкиста. Воевал, куда направляли: Средняя Азия, Первый и Второй Прибалтийские фронты… Дошел до Берлина.
….Две картины Петра Семёновича Горбаня на выставке в музее я выделила бы особо. Впервые увидела их в его мастерской. Просто однажды он убрал один холст и стал прилаживать на мольберт другой. При этом обыденно так приговаривал: «Вот, говорят, что каждой картине нужна своя рама. Ругают, что у меня они простые, белые. А мне кажется, что такие рамы лучше всего выявляют суть; цвет не растекается в разные стороны, он ограничен в своих пределах»... Установил, наконец, картину и молча отошел в сторону. В первую минуту ничего не поняла. Какие-то непривычные, сине-сиреневые с коричневым размытые тона. Но уже в следующий момент во мне будто все перевернулось: проявилось целое поле, усеянное людьми. Оно уходило далеко к горизонту: мужчины, женщины, дети с трагически запрокинутыми руками, неестественно выгнутыми телами. Это были именно тела, а не трупы. Полнейшее ощущение, что экзекуция произошла только-только, и от этого впечатление было еще более сильным. Картина называлась одним словом «Фашизм». (Позже узнала, что сразу после того, как художник написал ее, у него начались ночные кошмары, бессонница).
Раздумывая об этом, не могу не вспомнить еще один случай, связанный с Горбанем. Он произошел в Берлине во время его военной молодости. Просто шел по улице и зачем-то вошел в полуразрушенное здание. Взгляд остановился на привалившемся к стене убитом немце. Перевел глаза на лицо и окаменел. Оно было точной копией его самого. Будто взглянул в зеркало на самого себя или… в глаза смерти. Петра Семёновича тогда будто ветром вынесло из здания.
Никогда он не пытался понять, почему с ним это случилось. Единственное, что знал наверняка: случилось Неслучайное. Даже в мирное время, когда пришла Победа и на земле установился мир, он помнил, что, пройдя через ужас войны, забывать об опасности возрождения фашизма на новом этапе нельзя. Человечество не уничтожит никто, кроме… другой части человечества.
Вернусь к еще одному полотну Горбаня, которое по манере подачи и силе воздействия сродни первой картине. А вместе они - жесткий, мистически-провидческий диптих. Обнаженные тела людей как бы составляют естественную пирамиду. Уродливо, ожесточенно одни карабкаются вверх, сбивая других, и сами, сбитые кем-то, летят вниз. «Божественная комедия» - так Горбань много лет назад назвал свое полотно, а потом добавил: «Или «Борьба за власть». Смысл предельно ясен. Во что бы то ни стало надо вскарабкаться вверх. По головам? Пожалуйста! Убивая и калеча других? Да запросто!.. Только бы оказаться наверху! Быть самым сильным! Самым первым! Самым, самым!..
В отличие от многих своих коллег тогда, в конце восьмидесятых годов прошлого века, Горбань кистью и красками делился своими мыслями об опасности пороков, разъедающих жизнь людей, и о том, как страшно, когда нравственные и моральные ценности подменяются другими: «Кто силен, тот и прав. Кто богаче – тот и умнее». Разделение людей на «белую» и «черную» кость способно полностью обесточить и обессилить любой народ. Он будет обречен на «гниение изнутри»…
Во время разговора о работе над этими картинами Пётр Семёнович сказал, что картины мало выстрадать, ими надо переболеть. Лекарство по восстановлению сил у него было одно: снова чистый холст, кисти и краски. Он становился к мольберту и писал напоенные солнечным светом медовые дыни, пурпурные гранаты, изумрудные сады… Художник возвращался к жизни через цвет и свет. Если же цвета становится недостаточно, это потому, что у человека счастья мало. Объяснял, что полноценно зрение работает только в детстве. Значит, людям хотя бы иногда через краски надо возвращаться в детство.
И еще: «Цвет – часть жизни в Боге»… или …«Что такое русская икона, как не совершенная гармония цвета?»… Только жизнь в Боге способна привести человека в равновесие, возвратить лад с самим собой…
Но это уже другая, особая тема разговора ...
23 ноября 2022 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
