О бюджете Ставропольского края: Каждый рубль пойдёт на благо людей
Состоялись публичные слушания по проекту регионального закона о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов под председательством главы комитета Думы края по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ивана Ковалёва.
В обсуждении приняли участие очно и в режиме видеоконференции около 800 человек. Это краевые и федеральные депутаты, представители органов исполнительной власти, контрольных органов, федеральных ведомств, муниципальных образований, общественных объединений края.
По видеосвязи открыл публичные слушания председатель краевой Думы Николай Великдань. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что работа над проектом бюджета проходит в непростых условиях кардинально изменившейся экономической ситуации, связанной с проведением специальной военной операции, частичной мобилизацией и западными санкциями, главный финансовый документ сохраняет социальную направленность.
«Даже в непростых условиях мы общими усилиями сможем выработать бюджет, где каждый рубль пойдет на благо людей и будет обеспечивать рост качества жизни и благополучия наших земляков. Будем добиваться этого вместе с губернатором, правительством и муниципалитетами. Приоритетным остается и выполнение наказов избирателей, завершить эту работу необходимо в 2026 году», – прокомментировал спикер краевого парламента.
При формировании проекта краевого бюджета были учтены прогнозные показатели, изменения в налоговом законодательстве и, конечно, факторы, продиктованные сегодняшней экономической ситуацией. Как отметила заместитель председателя правительства - министр финансов Ставрополья Лариса Калинченко, с учетом сокращения федеральной помощи (точные параметры прояснятся после второго чтения федерального законопроекта о бюджете) объем расходов в будущем году составит 150,7 млрд рублей. Бюджет будет дефицитным, но использование дорогих коммерческих кредитов на покрытие госдолга, тем не менее, не планируется. Федеральный центр готов предоставить бюджетные кредиты под 0,1 %.
Приоритетными направлениями остаются выполнение социальных обязательств, развитие экономики, реализация нацпроектов.
Около 16 млрд рублей (федеральное финансирование плюс софинансирование из краевого бюджета) предназначено на реализацию 11 нацпроектов в рамках 38 региональных проектов. Дорожный фонд планируется в сумме 13,3 млрд рублей, из которой 35 % средств будет потрачено на развитие местной дорожной сети.
Более 35 миллиардов рублей планируется направить на развитие сферы краевого образования. Это не только строительство, капитальный ремонт новых учреждений образования, но и развитие системы дополнительного образования, создание «Точек роста» для одаренных детей, профориентация. Будет продолжено решение задач по повышению качества образования. На развитие отрасли здравоохранения предусмотрено около 14 млрд рублей. А в целом на отрасли социальной сферы намечено направить более 66 процентов от всех расходов краевого бюджета. В денежном эквиваленте это 99,5 млрд рублей.
На реализацию социальной политики предусмотрено около 46 млрд рублей. По решению Президента РФ формируется целостная система поддержки семей с детьми. Вместо различных выплат семьям с детьми вводится единое универсальное пособие для детей до 17 лет. Предусмотрены средства на увеличение заработной платы «указным» категориям работников бюджетной сферы, на субсидии населению на оплату коммунальных услуг, льготное лекарственное обеспечение, детский летний отдых и другие социальные статьи.
Что касается доходной базы, следует учитывать, что в 2023 году вступят в силу некоторые налоговые новации. Несомненным плюсом для края обернется исключение такого понятия, как консолидированная группа налогоплательщиков, доля которых в налоге на прибыль составляет в крае около 25 процентов. Более плотный контроль налоговой службы за ценообразованием по сделкам позволит увеличить доходную часть краевого бюджета. Вводится такой механизм, как единый налоговый счет налогоплательщика, что значительно упростит жизнь юридических лиц: налоговая служба сама будет «расщеплять» уплаченное по уровням бюджета. Устанавливается единый день уплаты налогов - 28 число каждого месяца, что позволит эффективнее администрировать налоги.
Учитывая произведенную кадастровую переоценку земель, предусмотрено, что земельный налог при любом раскладе будет исчисляться с суммы, не превышающей стоимости, действовавшей в 2022 году.
Что касается курортного сбора, в доходную часть эти средства не включены, поскольку неизвестна судьба соответствующего нового законопроекта, который разрабатывается в настоящее время на федеральном уровне. До 31 декабря действует прежняя схема. А на будущий год среди расходных статей предусмотрена финансовая поддержка городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, цель которой сохранить уже действующие объекты курортной инфраструктуры. Обсуждение вопроса будет возобновлено после федерального решения, когда появится ясность в вопросе.
Перед участниками публичных слушаний выступили также министр образования Евгений Козюра, глава Ставрополя Иван Ульянченко, начальник краевого управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Анна Конева и другие.
По итогам обсуждения проект закона Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов одобрен участниками публичных слушаний. Безусловно, еще предстоит работа над документом. Возможны корректировки по итогам принятия во втором чтении федерального законопроекта о бюджете.
Принятый пока еще проект прокомментировал председатель комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике краевого парламента Иван Ковалёв.
«Публичные слушания - один из этапов аналитической работы над главным финансовым документом региона, - отметил он. - Что важно. Как это уже было подчеркнуто в ходе обсуждения, сохраняется социальная ориентированность краевого бюджета. Львиная доля средств будет направлена на социальное обслуживание, выплаты населению, развитие образования, здравоохранения. И что особенно важно, речь идет не только о строительстве и ремонте школ, детских садов, медучреждений, но и поддержке новых образовательных методик, современных медицинских технологий. Не забыли о детском отдыхе, субсидиях населению, социальных выплатах, других статьях расходов. И в сегодняшних сложных условиях необходимо сделать все для того, чтобы людям жилось комфортно. Что касается расходов, связанных с СВО. Обязательства перед мобилизованными и их семьями будут выполняться, мы их держим в уме. Средства на эти цели будут предусмотрены будущими бюджетными корректировками. Конечно, надо исходить также из того, что сокращение ряда статей неизбежно. В частности, мы уже уменьшили предусмотренные расходы на обеспечение деятельности краевого парламента на 8 млн рублей».
Много вопросов во время пресс-подхода было задано и главному докладчику Ларисе Калинченко. Она еще раз подчеркнула, что новации в налоговом законодательстве, о которых она сказала выше, будут полезны для роста доходов краевого бюджета. Просто надо к новым условиям работы приспособиться. По ее оценке, этот переход будет «плавным и бесшумным», учитывая профессионализм и налоговой службы, и финансового ведомства.
«Очень важно эффективно использовать возможности инфраструктурного меню, которые предоставляет регионам федеральный центр, - сказала Лариса Калинченко. - Инвестиционные кредиты, которые мы можем взять, позволят создавать необходимые инженерные сети, чтобы инвестор мог прийти на все готовое и ему оставалось только выстроить производство. В будущем это дополнительные рабочие места и, конечно, поступления в краевую казну. Средства, которые из Фонда национального благосостояния будут брать на льготных условиях (при условии погашения в течение 30 лет) наши государственные унитарные предприятия, решающие вопросы водоснабжения, теплоснабжения, также открывают большие возможности. Это важно и для юридических лиц, и для населения. Наше общее качество жизни зависит от того, каким будет водоснабжение, подача тепла, других ресурсов. Чтобы проекты реализовать, софинансирование из краевого бюджета уже предусмотрено».
Средства на обеспечение задач, связанных с проведением СВО, пока в бюджете не учтены.
«Это объясняется некоторой неопределенностью по доходам и расходам, - пояснила краевой вице-премьер. - С двумя неизвестными сложно все точно посчитать, поэтому надо подождать, когда будут все данные, необходимые для этого. Но финансовые инструменты, которые надо для решения этой задачи использовать, можно сказать, у нас под рукой. В этом году берем финансирование из резервного фонда. В следующем году это будет уже не непредвиденная история, надо изыскивать иные источники. В частности, на эти цели предусмотрены остатки на счетах на конец года. У нас уже есть перевыполнение по части доходов краевого бюджета. Необходимо не разогнать их на разные цели, а саккумулировать, чтобы решать подобные первостепенные задачи».
Важно также точнее знать размер федерального финансирования, что будет известно не раньше 22 ноября. Есть данные, что в целом помощь центра будет сокращена примерно на 10 процентов. Но по каждому региону это будет решаться индивидуально.
О ковиде. «Да, в основном докладе об этом ничего не было сказано, - прокомментировала Лариса Калинченко. - Просто мы не планируем эти расходы отдельно. В этом нет необходимости. Есть медицинские стандарты, в рамках которых предусмотрены все необходимые траты. Кроме того, за два года мы все технические вопросы по созданию коек, оборудованных аппаратами ИВЛ, обеспечению больниц медицинским кислородом уже решили. Невинномысский завод по производству медицинского кислорода способен сегодня обеспечить не только нужды края, но и соседних регионов. Кроме того, есть определенный запас экспресс-тестов. Все необходимое сделано. Если ситуация изменится, будем реагировать».
Спросили у главного финансиста края и о том, какие расходы больнее сокращать. «Не сокращать, не давать, - уточнила Лариса Калинченко. - В сегодняшней ситуации востребованным могло бы быть решение о дополнительной индексации заработной платы. Нет в проекте бюджета статьи по финансированию программы «Молодая семья». Пять лет мы находили на это деньги - по 1 миллиарду в год. Я не говорю, что это окончательно. Будем исходить из конкретной ситуации».
И все же, несмотря на проблемы, которые предстоит еще решать до окончательного утверждения главного финансового документа Ставрополья, несмотря на необходимость дополнительных расходов, которых не было в 2021 году, Лариса Калинченко не находит положение крайним. Законопроект она охарактеризовала так: «Бюджет сдержанного оптимизма».
11 ноября 2022 года