19:48, 2 июня 2022 года

Уполномоченный по правам ребёнка на Ставрополье: Самый лучший детский дом не заменит семью

Ежегодно 1 июня отмечается День защиты детей, который был учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. День защиты детей проводится с целью привлечь внимание взрослых к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиту от насилия и права на жизнь. Родители, как и государство, должны признавать и соблюдать права и свободы детей. Как решаются проблемы детства в нашем регионе? Как проходит стартовавшая детская декада? Об этом интервью «СП» уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае Светланы Адаменко.

- Понятно, что два года пандемии корректировали работу уполномоченного по правам ребенка. Означает ли это, что стало меньше работы?

- Отнюдь. Работы меньше не стало. Просто с учетом соблюдения ограничительных мер меньше было мероприятий в очном режиме, личных встреч в том числе. Однако количество обращений осталось на прежнем уровне. Работали прямые линии, электронная почта. Ежедневно поступало и продолжает поступать от 20 до 60 звонков на «горячую линию» уполномоченного по различным детским проблемам и вопросам.

Всего за прошлый отчетный год в наш адрес зафиксировано более одной тысячи обращений, в том числе устных. На многие со своими помощниками реагируем в оперативном режиме, с некоторыми работаем не один день. Здесь главное - результат. Граждане, которые обращаются, должны либо получить помощь и положительный результат, либо конкретные рекомендации, что делать дальше с правовой точки зрения.

С резонансными случаями, конечно, работали в очном режиме. Несмотря ни на какие ограничения стараемся лично проверять все факты, выезжать на места, встречаться с детьми и родителями. Особенно это связанно с чрезвычайными происшествиями, которые, к сожалению, случаются с детьми. И период пандемии не был исключением.

- Системой мониторинга уполномоченного отмечен рост преступлений в отношении детей и подростков. С чем это связано главным образом и как бороться с этим явлением? Как удается взаимодействовать с другими структурами, ответственными за благополучие детей?

- В прошлом году от разного рода преступлений, жестокого обращения пострадали 1375 детей. Да, действительно, статистика ухудшилась, и цифры сами за себя говорят. Причем, как ни страшно это сознавать, большая часть преступлений в отношении детей совершается в семье. Тем сложнее вовремя прий-ти на помощь. Понятно, что малоприятные события в семье родителями тщательно скрываются. Впрочем, шила в мешке не утаишь.

Растет, к сожалению, число преступлений против половой неприкосновенности детей. В 2021 году было возбуждено 240 уголовных дел на эту тему, в том числе в отношении родителей, отчимов, близких родственников, педагогов, спортивных тренеров… Дико об этом говорить, но это реалии сегодняшнего времени.

Что делать? Как спасти детей, как не допустить ситуации, в результате которой рушится детская жизнь, психическое здоровье? Мы выступаем, конечно, за ужесточение наказания за такие преступления. И законодатель сегодня такие шаги предпринимает более активно. Уголовным кодексом предусмотрено пожизненное наказание после рецидива. Думаю, такое наказание должно быть и после первого случая.

Не менее важный аспект – необходимо детей информировать и учить осторожности. Быть смелыми и уметь сказать нет!

Сегодня от взаимодействия субъектов профилактики детского неблагополучия (а их более 20) зависит многое. Это и контроль за социально опасными семьями, психологическая поддержка пострадавших от преступных посягательств детей, профилактика и просвещение родителей, повышение их ответственности. Должна быть системная работа, и уполномоченный тоже в этой связке.

- Обязанностей у уполномоченного много. Об этом можно судить и по опубликованному 28 мая в «СП» ежегодному докладу. Светлана Викторовна, какое направление работы вы назвали бы наиболее важным?

- Наверное, не получится выделить какое-либо направление отдельно, как наиболее важное. Мелочей нет в нашей работе. Ведь наш институт защищает права самых маленьких и наиболее уязвимых граждан - детей.

Бывает, поступит обращение о невыплате детского пособия. Начинаем разбираться, и выясняется, что речь идет о приемном ребенке, который ранее пострадал от насилия в своей родной семье, что у ребенка проблемы в школе, не успевает, находится на семейном обучении. А кто обучает? Мама, которая имеет педагогическое образование, но ни одного дня не работала в школе. И получается, что социальная и психологическая адаптация у ребенка нулевая. И тогда начинаем работать, как говорится, с конкретным случаем. Подключаем ведомства, службы и ведем семью, порой ни один год.

И все же есть вопросы и темы, которые требуют повышенного внимания. Это права и интересы особенных детей, детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Детей со статусом «ребенок-инвалид» в крае проживает 13723, ограниченные возможности здоровья сегодня имеют более 20 тысяч. И количество таких детей, к сожалению, из года в год растет. Большинство, более 90 процентов таких детишек, живут в семьях, с родителями. Многие из родителей не имеют возможности работать. Получают пособие, но оно небольшое.

Основные проблемы, с которыми к нам обращаются родители, воспитывающие особенного ребенка, это не только вопросы медицины, обеспечения лекарствами, реабилитации, но и все больше вопросы, связанные с получением образования - от дошкольного до профессионального, летнего отдыха, трудоустройства. И здесь немало проблем, они комплексные, в решении которых должны принимать участие многие структуры на межведомственном уровне. Для этого и создан в крае координационный совет при губернаторе СК по делам инвалидов.

- Когда речь заходит о беспризорных детях, на память приходит педагогическая классика - «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, «Республика Шкид» Леонида Пантелеева и Григория Белых. И ведь тогда смогли изжить беспризорность детей как явление. Как быть сегодня? Можно ли использовать тот бесценный советский опыт?

- Книги и труды Антона Семёновича - действительно бесценный и совершенный опыт для российской педагогики на все времена. Его, известные нам, инструменты воспитания трудных подростков, методические разработки актуальны и должны воспроизводиться и в наше время. Потому что это система, которую признавали во всем мире. Очень жаль, что сегодня системе Макаренко нет места в педагогических университетах.

Здесь надо обратиться к терминологии. Благодаря этой системе и наработкам мы искоренили в стране детскую беспризорность. Беспризорников у нас сегодня нет. Но есть, и мы с этим сталкиваемся постоянно, безнадзорные дети. Дети, которые остаются без надзора родителей, дети-бродяжки, совершающие самовольные уходы из семьи, учреждений. Ежегодно правоохранительными органами фиксируется более 500 самовольных уходов детей в возрасте от 10 до 17 лет из семьи, учреждений.

Находясь без контроля и надзора взрослых, дети нередко становятся жертвами преступлений или сами совершают их, попадают в чрезвычайно опасные для жизни и здоровья ситуации.

Конечно, надо повышать ответственность родителей за воспитание детей, их безопасность. Сегодня за неисполнение своих обязанностей должным образом для родителей предусмотрено в основном административное наказание, беседа с представителями полиции, опеки, членами комиссии по делам несовершеннолетних.

А специальные структуры, специалисты социальных учреждений, которых у нас очень много, должны помочь семье восстановить утраченные детско-родительские отношения и, если потребуется, сопровождать семью.

- Детский суицид - страшное и горькое явление. Что делать, чтобы предотвратить несчастье? Чья это ответственность в большей степени?

- Ежегодно в России более 1,5 тысячи подростков совершают суицид и более 20 тысяч попыток суицида - в возрасте от 10 до 14 лет. Мы свидетели, как суициды «помолодели».

При этом, как потом выясняется, дети не хотят умирать, а хотят заявить о себе, привлечь внимание к себе, к своей проблеме. А это значит, что взрослые, находящиеся рядом, не разглядели их горе, были невнимательны.

Уходят из жизни дети по разным причинам. Наиболее часто из-за конфликтов с родителями, в семье, конфликтов и агрессии в подростковой среде, школьных проблем, неразделенной любви, проблем со здоровьем, влияния Интернета.

Дети чувствуют себя одинокими, беспомощными, но при этом не могут довериться друзьям, родителям, педагогам. И здесь внимание родителей к этой проблеме очень важно.

Именно родителей должны в первую очередь волновать появившиеся отклонения в поведении: плохо спит, ест, не хочет ходить в школу, падает успеваемость, говорит о смерти. То есть ребенок подает сигнал взрослым, что ему нужна помощь. Реакция на такое поведение должна быть всегда. К примеру, необходимо обратиться к специалистам, психологу, а порой и к психиатру. К сожалению, и родители, и дети этого боятся.

Особенно редко обращаются к школьным психологам и, допускаю, вполне оправданно. Сегодня в школе один психолог на 700 детей, а в некоторых школах их нет и вовсе. Да и профессиональные качества психологов, мягко говоря, не всегда соответствуют запросам и требованиям.

Эту проблему необходимо решать. В Ставропольском крае в начале этого года постановлением правительства утвержден межведомственный комплексный план по профилактике суицидов среди несовершеннолетних, которым определены мероприятия в этой сфере для многих министерств и ведомств, учреждений и органов местного самоуправления. И самое главное, поручено принять дополнительные меры по воспитанию у детей позитивного отношения к жизни, умению адекватно реагировать на жизненные и личные трудности, по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних, обеспечению их занятости в свободное от учебы время, приобщению их к труду. Для эффективной работы в этом направлении у нас в крае достаточно ресурсов.

- Право ребенка на жизнь. В докладе говорится, что наконец в законодательство внесены новые стандарты строительства жилых домов. Это касается прежде всего окон, которые должны стать безопаснее для детей. Сложно было этого добиться?

- В 2021 году в крае из окон выпало 20 детей в возрасте от 1 года до 8 лет. Один ребенок, к сожалению, погиб, 16 получили очень серьезные травмы. Уже в этом году мы зафиксировали 6 случаев выпадения детей из окон.

Новые требования к безопасности эксплуатации и обслуживанию окон появились после того, как в России статистика травмирования и гибели детей в результате выпадения из окон стала просто зашкаливать.

По инициативе института Уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ были направлены соответствующие письма в Правительство России, Государственную Думу, Совет Федерации, в различные ведомства. Законодатели нас услышали. За это им большое спасибо. Сегодня застройщики обязаны устанавливать на все оконные конструкции специальные устройства для предупреждения случайного выпадения.

Конечно, никакими стандартами не уберечь ребенка, если он остается без присмотра взрослых. Родители должны быть всегда начеку. Поэтому мы сейчас, в период наступления теплого времени года, с участием наших общественников проводим большую работу по информированию родителей о возможных опасностях, подстерегающих детей в быту, формированию у них ответственного отношения к безопасности ребенка в пределах квартиры, дома и не только.

- Самое тревожное явление, на мой взгляд, это социальное сиротство. В одном из детских домов я спросила у мальчика: нравится ли ему здесь? Он с тоской в голосе сказал, что домой хочет. И это несмотря на то, что детдом весьма благополучный, а дома сильно пьющие родители.

- Ни один самый красивый и уютный детский дом не заменит ребенку семью, маму, папу. Детям трудно поверить в то, что они становятся ненужными, что самые близкие люди их предали.

Сегодня в крае 7 тысяч детей-сирот. Более 80 процентов - сироты при живых родителях, которые лишены родительских прав, так называемые «социальные сироты». Подавляющее большинство этих детей живет в приемных и опекунских семьях.

Есть банк данных детей, которые живут и воспитываются в государственных учреждениях. Их чуть больше 600 человек. Среди них много детей в возрасте от 13 и старше, имеющих ограниченные возможности здоровья. И шансов попасть в семью у них не так много.

Сегодня мы изучаем опыт некоторых регионов России, где активно создают ресурсные семьи или, как мы раньше говорили, профессиональные. Опыт такой уже одобрен на самом высоком уровне. Есть поручение создать условия для семейного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Иными словами, Ставропольский край готов работать в этом направлении, тем более, что регион вошел в десятку пилотных территорий по развитию семейного устройства детей-сирот, определенных Минпросвещения РФ.

- Как прошла детская декада? Насколько я понимаю, День защиты детей 1 июня дал старт большой череде мероприятий.

- Декада детства проходит замечательно. В этом году в очном формате уже состоялось много мероприятий, встреч с ребятами. Открылись детские учреждения летнего отдыха. И уже первая смена собрала более 50 тысяч детей. Как всегда не остались без внимания воспитанники детских домов, приютов.

Особое внимание было уделено и детям, прибывшим с родителями в наш край из ДНР и ЛНР. Таких детей у нас сегодня более тысячи. В муниципалитетах благодаря усилиям общественных организаций для ребят организовали экскурсии, походы, веселые праздники. И конечно же, были подарки. Их дети всегда ждут.

Спасибо всем, кто понимает, что наше богатство – это дети! Их надо не только защищать, но и оберегать.

«Самый лучший детский дом не заменит семью»
Газета «Ставропольская правда»
3 июня 2022 года