На Ставрополье за прошлый год выдали 101 разрешение на сохранение объектов культурного наследия
Управление по охране объектов культурного наследия Ставропольского края осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края. В компетенции управления – отслеживание сохранения объектов культурного наследия, взаимодействие с органами власти на местах в решении задач, продиктованных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и государственной краевой программой «Сохранение и развитие культуры Ставропольского края».
Сегодня на территории Ставропольского края на государственном учете и охране состоят 3644 объекта культурного наследия: 871 - федерального значения (из них 780 объектов археологического наследия); 1506 - регионального значения; 1267 выявленных объектов культурного наследия, из которых 1188 объектов археологического наследия и 79 памятников градостроительства, архитектуры, истории и искусства. Для обеспечения сохранности и использования объектов культурного наследия утверждены границы территории в отношении 843 объектов культурного наследия (126 - федерального и 348 - регионального значения, 369 выявленных объектов археологического наследия).
В течение 2021 года управлением выдано 101 разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Проведено согласование научно-проектной документации на проведение работ по сохранению 25 объектов культурного наследия и обязательных разделов об обеспечении сохранности 69 объектов культурного наследия. Выдано 98 заданий на проведение работ по сохранению таких объектов.
Главный принцип - сбережение
- В основе нашей работы – положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ведь наш край обладает значительным массивом объектов, нуждающихся в постоянном внимании и заботе, - говорит начальник управления Анна Конева. - У каждого объекта охраны есть свои уникальные особенности, послужившие основанием для включения его в реестр. Предметом охраны могут быть и объемные пространственные характеристики объекта, его габариты, силуэт и архитектурно-декоративные элементы, особенно на фасадах, характер и материалы отделки, а также многое другое. Может быть предметом охраны и внутренний сохранившийся интерьер - камины, лепнина, другие декоративные элементы, представляющие ценность, лестницы, их ограждения.
Как показывает практика, сохранность исторических зданий – дело многогранное, требующее грамотных усилий со стороны надзорных органов, местной власти, организаций, проводящих на объекте необходимые работы. Главный принцип – сохранение исторического облика, а направленная на это любая качественно выполненная работа занимает немало времени. А еще при проведении таких работ порой бывает сложно все предусмотреть и возникает необходимость корректировки.
- Мы осуществляем государственный надзор при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в рамках специальной проектной документации, - поясняет А. Конева. - При этом ведется и технический, и авторский надзор, а в ряде случаев и строительный. И если появляются какие-то отклонения от проекта, обязательно должна быть четкая их обоснованность. Проектная документация на проведение работ всегда проходит согласование с управлением с упором на положения государственной краевой программы «Сохранение и развитие культуры Ставропольского края». При этом хочу подчеркнуть: разработку проектной документации должны осуществлять лицензированные Минкультом РФ организации. Перед согласованием с управлением необходимо получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, проводимой не менее чем тремя независимыми экспертами, аттестованными Минкультом РФ, которая в свою очередь должна пройти общественные обсуждения. То есть для обеспечения сохранности объекта культурного наследия проектная документация проходит такой сложный фильтр.
Конечно, в работе не обходится без конфликтных ситуаций, поскольку инвесторы, берущиеся за реставрацию и приспособление исторических зданий, порой руководствуются прежде всего собственным видением работ. Но все спорные случаи, разумеется, решаются в пользу закона!
- Мы понимаем стремление арендаторов к достижению индивидуальности, но она не должна работать в ущерб исторической сохранности, - подчеркивает Анна Конева. - Стараемся убеждать, разъяснять, достигать взаимного понимания нашей общей ответственности за объект. И, кстати, мы благодарны тем, кто, прежде чем начать работы на таком объекте, спрашивает нашего совета. Да, еще не все четко понимают наше законодательство, не все его принимают, но лучше все-таки прийти и спросить у специалистов. Согласитесь, легче предотвратить нарушение, чем потом наказывать за неправильно сделанное и исправлять.
Каждый памятник ценен по-своему
Иногда приходится решать вопросы в судебном порядке. Например, только после судебного решения собственником дачи «Ёлочка» в Ессентуках было принято решение продать объект. Новый собственник проявил большую заинтересованность, и сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для сохранения этого объекта. Это результат работы надзорников и юристов управления. Там же, в Ессентуках, было принято решение суда о понуждении собственника гостиницы «Маяк» к проведению восстановительных работ. Это очень знаковый объект, выходящий на центральную площадь города, находящийся в очень плохом состоянии. Годами стоял завернутым в баннеры, но теперь их сняли, приступили к исследовательским работам, за ходом которых внимательно наблюдают специалисты управления. Все это также внушает надежду на положительный результат общих усилий.
Вообще территория Кавказских Минеральных Вод по понятным причинам находится в зоне особого внимания специалистов управления. Например, «Пушкинские ванны» в Пятигорске - объект федеральной собственности, который долгие годы стоял буквально без крыши и потихонечку разрушался. Сейчас у «Пушкинских ванн» уже есть новый пользователь, с которым заключен соответствующий договор.
- Объект культурного наследия может быть использован для любых целей, не приводящих к его физическому разрушению, - поясняет заместитель начальника управления Дмитрий Кусмачев, - и если его использование не противоречит предмету охраны. В случае с «Пушкинскими ваннами» новый пользователь обозначил своей целью использование объекта в направлении санаторно-курортной деятельности. Там будет создана возможность проживания отдыхающих с проведением ряда бальнеологических процедур, медицинского обслуживания. Для курортной зоны это вполне логично. Кстати, и внутри здания «Пушкинских ванн» есть интересные элементы, например, особая окраска и лепнина на потолке, а еще – уникальная метлахская плитка, особое керамическое покрытие пола, отличающееся большой прочностью, благодаря чему и сохранившееся через сто и более лет. Эту плитку сохранить нужно обязательно - как еще один предмет охраны, поэтому в ходе реставрации ее берегут, крепко укрывают, чтобы не повредить. Такая плитка в свое время активно применялась на Кавминводах на объектах медицинского назначения, которые, как известно, посещает много людей, и прочность покрытия играет особую роль. Плитка представляет ценность уже в силу того, что таких элементов, к сожалению, сохранилось мало, поскольку за десятилетия объекты подвергались различному воздействию, в том числе с участием мародеров и т. п.
На другом старейшем объекте исторического центра Пятигорска - «Лермонтовских ваннах» - в этом году планируется завершение реставрационных работ. Целый ряд объектов ремонтируется в Кисловодске. В этом году планируется ввод в эксплуатацию здания школы по ул. Богдана Хмельницкого, являющегося муниципальным имуществом. Исторически это была гимназия, сохраняющая свое функциональное направление и сегодня.
Контроль - залог успеха
В прошлом году в городе-курорте Пятигорске ввели в строй после реконструкции гимназию № 11, где проведена огромная работа, проходившая при внимании и поддержке губернатора края.
- Наша задача - постоянный контроль за ходом работ, поэтому специалисты управления ежемесячно выезжали на объект, все отсматривали, анализировали, при необходимости корректировали, - рассказывает Д. Кусмачев. - Замечания в ходе строительного процесса возникали нередко, и это в принципе нормально, все возникающие вопросы решались по ходу работ. И хотя строили чуть дольше, чем хотелось, зато и сделали на высоком уровне качества.
Свои культурно-исторические изюминки, требующие внимания специалистов управления, есть в разных уголках Ставрополья. Например, на въезде в город Нефтекумск привлекает внимание объект культурного наследия «Памятный знак «Европа - Азия». В прошлом году после разрешения, выданного управлением, он был отремонтирован и принят в эксплуатацию также при участии специалистов управления, которые отмечают позитивную роль муниципалитета, пошедшего на эти работы. Вообще отношения с муниципалитетами у управления складываются достаточно конструктивно. Многие власти на местах хорошо знают проблемы исторических объектов и понимают необходимость их сбережения, просто не всегда это позволяют местные финансовые возможности. Тем не менее подвижки идут. Так, в настоящее время город Ставрополь активно продвигает идею осуществить в рамках государственной краевой программы «Сохранение и развитие культуры Ставропольского края» реконструкцию каскадной лестницы на Крепостной горе: ее состояние таково, что лучше провести необходимые работы сейчас, не дожидаясь очевидных разрушений.
Также в краевой столице по-прежнему под особым контролем многострадальный объект на Комсомольской улице под номером 100.
Д. Кусмачев пояснил, что управлением утверждены зоны охраны этого объекта: речь идет о выделении зон, где в целях обеспечения сохранности объекта новое строительство, реконструкция существующих зданий либо запрещены, либо ограничены, учтены особенности проведения работ с городскими коммуникациями, в случае их необходимости предусмотрены определенные условия. Следующим этапом, надеемся, станет подготовка проектно-сметной документации реставрационных, восстановительных работ. Сейчас минимущества края ведет поиск нового арендатора, а по сути – нового инвестора. С предыдущим арендатором договор расторгнут, что тоже потребовало немало долгой кропотливой юридической работы.
Нынешний облик этого объекта наводит на вопрос: а насколько архитектурно и исторически важен он для города? По мнению специалистов, он уникален именно архитектурой, которую сегодня за видимыми разрушениями рассмотреть трудно, но здание по-настоящему интересное. И обладает очень хорошим потенциалом. Если его грамотно приспособить для современного использования, может получиться нечто очень привлекательное. К тому же в центре города. Понимание этого должны будут проявить потенциальные инвесторы. Порой, взявшись за некое историческое здание, инвестор горит желанием облицевать его именно нужным ему образом, с определенным цветом, например, брендовым, не совпадающим с охраняемым. В подобных ситуациях специалистам управления приходится разъяснять положения законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
- Нельзя забывать, что жизнь не стоит на месте, и появляются идеи украшательства какими-то новыми малыми архитектурными формами, - уточняет А. Конева. - Это нередко обусловлено событиями, происходящими в той или иной местности. Например, есть памятники воинской славы в селах, а в непосредственной близости с ними пытаются поместить еще некие новые объекты, поскольку эти зоны в селах, как правило, точки наибольшего притяжения людей, и на них компактно сосредотачивают порой мало совместимые по смысловой, тематической нагрузке объекты. Нам же важно в таких ситуациях еще и соблюдение границ территорий охраняемых памятников, объектов культурного наследия. Стараемся разъяснять и убеждать.
Как рассказали в управлении, в настоящее время внимание специалистов обращено на здание судебно-медицинской экспертизы на ул. Дзержинского в Ставрополе, где недавно ураганный ветер нанес значительный ущерб кровле. Сегодня ставится вопрос о грамотной реставрации.
Специалисты управления с удовлетворением отмечают: удается немало сделать для обеспечения сохранности бесценного культурного наследия. Так, в части знаковых объектов культурного наследия, связанных с оздоровлением граждан, а также культурными аспектами социального туризма, разработана и согласована проектная документация на проведение работ по сохранению целого ряда объектов. Среди них «Галерея над источником № 17» федерального значения, 1858 г., в Ессентуках, «Частный пансионат Ганешина», 1905 - 1907 годы, в Кисловодске (ныне комплекс зданий Федерального медико-биологического агентства), «Два флигеля, расположенные на территории бывшей усадьбы художника Н.А. Ярошенко» в Кисловодске (Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко). В рамках планомерной работы, проводимой с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, выданы разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ «Михайловской галереи», 1848 г., и здания детской художественной школы, 1896 г., в Пятигорске, здания «Церковь Георгиевской Крепости (деревянная)», 1780 г., в Георгиевске, «Доходного дома Курмояровых» в Ессентуках и других.
Общество должно знать
Еще одно важное направление работы управления, предусмотренное федеральным законом, - популяризация историко-культурного наследия края. Эта задача выполняется через установку информационных обозначений о принадлежности памятника к объектам культурного наследия. В 2021 году удалось подготовить большое количество согласованных обозначений на выявленных объектах. Надзорные мероприятия показали, что неплохо с этим обстоит дело в городе Ставрополе, несколько хуже на Кавминводах, особенно в Ессентуках.
- Общество, местные жители должны хорошо знать наши памятники истории, - говорит Анна Конева. - Помимо воспитательной, просветительской функции таких информационных надписей, они служат серьезным предостерегающим сигналом для вандалов: одно дело разрисовать стену обычного здания и совсем другое – на охраняемом объекте. Даже если он находится в неудовлетворительном состоянии, это не значит, что его можно еще больше разрушать. Тут и ответственность уже другая. Конечно, печально, что есть еще такие полуразрушенные объекты, на которых помещены таблички об особой охране. Для нас это настоящая профессиональная и человеческая боль: приходится размещать таблички на таких зданиях, но информирование все равно сработает положительно.
В 2021 году информационные таблички появились, например, на таких объектах, как «Особняк ХХ века» по ул. Университетской, 3, в Пятигорске, «Римско-католический костел», 1843 г., в Ставрополе, «Первый минеральный источник, открытый Гаазом Ф.П. в 1810 г.» в Железноводске, «Скульптура «Орёл», 1903 г., на горе Горячей в Пятигорске, «Особняк Кальченко» по ул. Чугурина, 62, в Георгиевске, «Дом архитектора Г.П. Кускова», 1912 г., по ул. Комсомольской, 125, в Ставрополе, «Церковная сторожка с первой школой грамотности» 1871 г., в селе Левокумском, «Здание курортной больницы» начала ХХ века по ул. Хмельницкого в Кисловодске и целом ряде других.
Немало предстоит сделать управлению в этом году. Хотя год непростой, в том числе относительно плановых проверок, контроля за исполнением предписаний. Но нисколько не снижаются темпы контрольных мероприятий, отслеживания хода работ на объектах, соблюдения охранных обязательств. Продолжаются профилактические осмотры объектов с целью определения их состояния. Никакие сложности переживаемого периода никого не освобождают от ответственности за бесценные сокровища, оставленные нам предыдущими поколениями. Наша задача – сохранить и передать эти ценности детям и внукам.
15 апреля 2022 года