Транспортная реформа стала темой круглого стола в Ставрополе
В краевом центре прошел круглый стол на тему «Транспортная реформа в Ставрополе: реальность и ожидания», в котором приняли участие представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, перевозчиков, общественники. Состоялся содержательный разговор о реформировании системы транспортного обслуживания граждан в Ставрополе и других населенных пунктах края.
Главное - качество
Понятно, что такого обстоятельного обсуждения проблемы не случилось бы, если бы не предшествовавшие события, связанные с результатами конкурса на замещение маршрутов общественного транспорта в столице региона. Разыгрывалось 25 лотов. Заявок было подано 79. Соответственно, часть из них была отклонена. С 1 февраля на линию выехали победители январского конкурса. Не согласившись с решением комиссии краевого министерства дорожного хозяйства и транспорта, проигравшие конкурс перевозчики обратились с жалобами в управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ставропольскому краю. Аналогичные заявления были поданы в арбитражный суд. По итогам их рассмотрения действия миндора были признаны законными. Пока не понятно, продолжатся ли судебные тяжбы.
Транспортного коллапса, несмотря на пессимистические предсказания и провокационные действия проигравших, не случилось. Конечно, некоторые неудобства горожане все же ощутили из-за сокращения числа транспортных средств на линии. Как пояснили ситуацию в краевом миндоре, это было связано с тем, что перевозчики только получили лицензии и были заняты оформлением документов. По закону им на это отводится 90 дней, так же как и на подтверждение заявленных транспортных средств.
Присутствовавшие в зале перевозчики пытались перевести разговор на вопросы юридического характера, связанные с результатами конкурса. Однако тема круглого стола была заявлена заранее. Принимались мнения и высказывания о том, какой видится работа общественного транспорта в краевой столице, что необходимо изменить, чтобы потребитель получал качественную услугу.
«Это пока не реформа, а приведение ситуации в сфере общественного транспорта в соответствие с законодательством. Мы в начале пути. Проведение таких круглых столов как раз таки и есть конструктивный диалог между властью и обществом, в котором звучат все мнения, - подчеркнул министр дорожного хозяйства и транспорта края Евгений Штепа. - Что касается конкурса по перевозке пассажиров в Ставрополе, могу сообщить только следующее: он был проведен в соответствии с действующим законодательством, а те, кто не согласен с его результатами, имеют право обратиться в надзорные ведомства, управление Федеральной антимонопольной службы, а в крайнем случае в судебные инстанции. Только эти органы могут дать оценку законности или незаконности наших действий в рамках конкурсных процедур. Звучат мнения о несоответствии победителей тендера критериям, которые должны предъявляться перевозчику. Мы говорим однозначно, так сказать, на берегу, что любой перевозчик, который не будет отвечать заявленным требованиям по истечении срока, отведенного для подготовки заявленных транспортных средств, будет лишаться лицензии. На замещение вакантного маршрута будет проводиться повторный конкурс».
Транспортная реформа коснется не только Ставрополя, но и всего края. Сейчас по поручению губернатора Владимира Владимирова готовится техническое задание на разработку цифровой транспортной модели для всей ставропольской агломерации, идет поиск подрядчика, который выполнит данную научно-исследовательскую работу. Будет учтена в том числе трудовая миграция. Из многих населенных пунктов, Невинномысска, Демино, Михайловска, на работу люди едут в краевую столицу. Научно-исследовательская работа должна определить не только формат ТС, но и транспортные потоки, которые способны обеспечить безопасность пассажиров, улучшить качество оказания услуг.
«Готовы ли мы идти на компромиссы с перевозчиками, которые остались недовольны? - сказал Евгений Штепа. - Не о компромиссах надо вести речь, а о соблюдении законодательства. Наша главная задача - оказание качественных услуг пассажирам. Вспомните транспортный коллапс, случившийся зимой прошлого года в Ставрополе.
Многие маршрутки тогда из-за обильного снегопада просто не вышли на линию. Несоблюдение расписания, графика движения недопустимы. Поэтому и ужесточены требования, которые предъявляются к перевозчику. Стоит задача обновить парк, увеличить число современных автобусов большой вместимости».
Горожанам нужна предсказуемость
Как отметил первый заместитель председателя Думы края Дмитрий Судавцов, надо учитывать бурное развитие Ставрополя, рост количества автомобилей и одновременно сокращение пропускной способности уличной сети. В этой ситуации общественный транспорт должен работать четко, без перебоев, чтобы легко можно было добраться из одной части города в другую. Тот факт, что регулирование отрасли передано на региональный уровень, он оценил положительно. Это в первую очередь дополнительные возможности для привлечения федеральных финансов для обновления парка и развития транспортной системы в целом.
«Я сторонник старой школы, - отметил спикер. - Общественный транспорт должен быть в руках государства. Это прежде всего социальная услуга, а не прибыльный бизнес. У общества есть запрос на создание надежной транспортной системы. Надо этому соответствовать».
Совершенно понятно, что старая модель пассажирских перевозок, когда многие работали «в серую», просто неприемлема. Горожанам все равно, кто выйдет на линию, им нужна предсказуемость: заявленный интервал движения должен быть соблюден. А примеров с точностью до наоборот у каждого найдется немало.
«Проблема транспорта есть и в течение двух-трех лет вряд ли решится, - считает председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин. - Придется потрудиться. Передача общественного транспорта в ведение региональной власти - правильное и свое-временное решение. Полномочия были городские. Заказывали и анализ проблемы, были и предложения, но дальше рассуждений дело по сути не пошло. Действовавшая транспортная сетка, когда раздали маршруты большому количеству перевозчиков, в итоге оказалась неэффективной. Транспорт малой вместимости годится на роль подвозящего к основным пунктам посадки. А он поехал по всем маршрутам. В результате возникло много дублирующих - отсюда и езда наперегонки. Конечно, такая работа горожан не устраивает. Что касается недовольства перевозчиков, которые не смогли вы-играть конкурс: увы, любая реформа ведет к таким вынужденным потерям. А главная задача власти - обеспечить регулярность движения общественного транспорта».
Дублёры есть
«Ориентироваться необходимо на интересы пассажира, - подчеркнул заместитель председателя Думы Ставрополя Александр Куриленко. - Необходимы выделенные полосы для общественного транспорта». Участники круглого стола согласились с тем, что это работает. И чем быстрее будет двигаться общественный транспорт, тем быстрее двинется общий автомобильный поток.
Урбанист, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков, представивший свое исследование, также с этим согласен.
«Запрос от горожан на комфортный общественный транспорт звучит все громче, задавать вектор действий должны те, кто им пользуется», - сказал он.
А таковых, по его расчетам, в городе более 50 процентов. По его мнению, необходимо уменьшить количество маршрутов: сегодня их около полусотни, а это слишком много. В справедливости этого убеждают и первые дни февраля: краевой центр обходится без некоторого количества транспорта, не вышедшего на линию. Правда, свою роль мог сыграть и факт перевода части горожан на дистанционное обучение и работу. Но исходить надо не из этого обстоятельства.
Среди предложений Андрея Чернякова - внедрение магистральных и подвозящих маршрутов с бесплатными пересадками, перевод всех городских маршрутов на регулируемый тариф, организация выделенных полос (их в Ставрополе нужно минимум 35-40 километров), обновление парка автомобильного и электрического транспорта, причем с акцентом на троллейбусы. И, конечно, эффективная цифровая модель контроля: «Чтобы лежа в ванной можно было посмотреть, какие транспортные средства работают на линии и с каким интервалом».
Забытое старое
Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта края Борис Борисов отметил, что регулируемые тарифы в ближайшие дни будут внедрены в Пятигорске и собственно по этому пути есть намерение двигаться и дальше. Будет вводиться единый билет на проезд. В качестве примера может быть Екатеринбург. Правда, там все это сделать было проще, поскольку в 90-е годы прошлого века предусмотрительно сохранили муниципальный транспорт.
«Как говорится, часто все хорошее - забытое старое. Дублёров много, - согласился он, - Но взять и отменить маршруты мы не можем. Конкурс имеет законную силу. Будем работать с перевозчиками. График движения установлен хороший - с 6 до 22 часов. Однако часто и густо не соблюдается».
Кстати, после того как будет создана цифровая модель движения общественного транспорта, о которой говорил глава миндора, на основе проведенного анализа могут произойти сокращения маршрутов. То есть перемены придут раньше, чем истечет срок, на который победители конкурса получили госзаказ. Однако законодательством это не запрещено. Борис Борисов пообещал, что все связанные с этим вопросы будут с перевозчиками обсуждаться. Он также обратил внимание на ситуацию, которая может стать миной замедленного действия. Контроль за действиями перевозчиков остался за городской администрацией, что может усложнить реформирование отрасли. В соответствии с новым законом о госконтроле это муниципальный уровень. Однако в данном документе не сказано и о запрете. Проблему надо решать на законодательном уровне. Договоренность обсудить данный вопрос с Думой края уже есть.
Как показал состоявшийся разговор, нерешенных вопросов достаточно, ими надо заниматься. Но первые шаги к тому, чтобы рынок транспортных услуг становился прозрачнее, комфортнее для пассажиров, сделаны. Надо двигаться дальше. С этим согласились большинство участников круглого стола. Представитель от перевозчиков также обозначил готовность к переменам. Реформа должна стать ответом на многочисленные жалобы со стороны горожан.
9 февраля 2022 года