Ставропольскому УФАС исполнилось 30 лет
Ставропольскому управлению Федеральной антимонопольной службы исполнилось 30 лет. Этой дате и результатам работы в 2021 году была посвящена пресс-конференция руководителя этого ведомства Сергея Никитина.
«Становление антимонопольной службы тесно связано с развитием в стране новой рыночной экономики, - отметил Сергей Иванович. - Изначально наша миссия – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. За три десятилетия на Ставрополье сделано для этого немало. Были и прецеденты, которые вошли в историю антимонопольных органов и края, и страны. В частности, мы в числе первых в 1999 году возбудили дело о картельном сговоре нефтяных компаний, поднявших цену на нефтепродукты. И доказали, что имели место согласованные действия ради извлечения прибыли. Наши решения были признаны законными всеми инстанциями, в том числе и Высшим арбитражным судом».
Отдел по борьбе с картелями успешно работает и сегодня. В 2021 году факты нарушения закона о конкуренции установлены в действиях 38 хозяйствующих субъектов, в результате чего сумма дохода, полученная от реализации картеля, составила 1,28 млрд рублей. Три дела находятся еще в процессе рассмотрения. Семь дел возбуждено по признакам уголовного преступления.
Богатая практика наработана и в отношении действий финансово-кредитных учреждений, использующих рекламу своих продуктов недобросовестно. Месяц назад прошло на эту тему еще одно совещание с представителями Центробанка в связи с высокой закредитованностью граждан.
«Одна из причин состоит в том, что не в полной мере доводится информация о конечной цене кредитов, - поясняет Сергей Никитин. - Страховка гарантий возврата, обслуживание счета, другие дополнительные платежи и на рекламных носителях, и в договорах займа указываются мелким шрифтом. Многие по этой причине просто этого не читают, а в итоге попадают в кабалу и платят больше, чем рассчитывали. Ставропольским управлением наработан богатый опыт в данной сфере. Арбитражный суд края, рассматривая жалобы, подтвердил законность наших действий. Признал их таковыми и Высший арбитражный суд, который обобщил наработанную практику и рекомендовал к применению на территории всей Российской Федерации».
В 2021 году Ставропольским УФАС возбуждено и рассмотрено 34 дела по признакам нарушения закона о рекламе. Выдано 22 предписания, в 12 случаях признаны факты нарушений без выдачи предписаний в связи с добровольным их устранением. Что выходит за рамки закона - реклама медицинских услуг, изделий без предупреждения о наличии противопоказаний, распространение недостоверной рекламы и др.
Большое число нарушений антимонопольного законодательства относится к сфере государственных и муниципальных закупок. Десять лет назад, когда действовал 94-й федеральный закон о госконтракте, их доля составляла 60 процентов. Сегодня, когда работает другой, обновленный нормативный акт - 44-ФЗ, количество нарушений практически все время колеблется вокруг этой цифры. В этом году это 57 процентов от общей массы. Поэтому соблюдение законодательства о закупках на особом контроле ведомства.
Что касается итогов 2021 года. Рассмотрено 1125 жалоб от участников торгов на действия заказчиков. Наиболее часто выявляются нарушения при проведении закупок, связанных с благоустройством территорий, поставкой медицинского оборудования, лекарств, капитальным ремонтом и строительством зданий. К типичным нарушениям относится противоречивая и запутанная инструкция, вызывающая сложности у участников торгов, что нередко сказывается на качестве заполнения заявок и, соответственно, становится причиной ее необоснованного отклонения. Иногда заказчик ссылается на нормы подзаконных актов, которые уже утратили силу или в них внесены изменения, устанавливает дополнительные характеристики, которые не предусмотрены каталогом товаров, работ или услуг. Главная цель - передать заказ «своему».
«Но это очень красочные кавычки, - комментирует Сергей Никитин. - Потому что зачастую «свой» оказывается далеко не своим, а точнее - недобросовестным исполнителем поставленных перед ним задач».
322 обращения поступило от заказчиков с просьбой включить в реестр недобросовестных поставщиков товаров и услуг в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта, 45 процентов таких жалоб удовлетворены.
«По предложению ФАС России ежемесячно мы проводим не менее пяти проверок по вопросам закупок для реализации нацпроектов на территории края, - добавил руководитель краевой антимонопольной службы. - Главная цель - получить финансирование и сдать объекты в эксплуатацию. При этом наша задача не допустить нарушений антимонопольного законодательства, но в то же время не затормозить ход реализации нацпроекта. С этим служба справляется, все нарушения устраняются оперативно».
Вопрос от «СП»: госзакупки регулируются сегодня обновленным Федеральным законом 44-ФЗ. Стало ли легче работать?
«Основная цель закона о госзакупках - максимальная прозрачность, - сказал Сергей Никитин. - Чтобы как можно меньше шансов оставалось у профессиональных жалобщиков, как я их называю, которые не готовы честно конкурировать с участниками торгов. Безусловное достижение новой законодательной базы - электронные торги, которые позволяют эффективнее контролировать прохождение конкурсных процедур с участием бюджетно-финанасовых, антимонопольных органов и в плане формирования цены, и в плане соблюдения закона, чтобы, проще говоря, никого не обижали. На электронной площадке потенциальные участники должны зарегистрироваться заранее, представить все необходимые документы. Таким образом нарушения, если таковые есть, проще отследить. Кстати, с 1 января 2022 года начнут действовать внесенные в закон изменения, благодаря которым будет сложнее осуществлять разные хитрости. Но только легкой жизни наша служба вряд ли дождется. Изобретут новые лазейки. Но наши специалисты остаются на высоте, стараются не упустить ни одной детали, быть в курсе всех правовых новаций».
Сергей Никитин особо подчеркнул, что эффективным новым инструментом в работе антимонопольной службы является профилактика. Хозяйствующий субъект не привлекают к административной ответственности, если тот готов добровольно устранить допущенное нарушение.
Под контролем антимонопольной службы находится получение доступа к услугам субъектов естественных монополий. Стоимость технологического присоединения давно вызывала обеспокоенность. Обеспокоенность эту почувствовал и Президент России. Владимир Путин подчеркнул, что технологическое присоединение к газовой сети должно быть бесплатным для всех. Штраф за невыполнение этого требования установлен высокий - до 600 тысяч рублей. Однако нарушители есть по-прежнему, причем законодатель, понимая серьезность ситуации, предоставил возможность без возбуждения антимонопольного дела переходить к административному производству. Суды в этом случае подтверждают правомерность действий службы.
Работы добавилось после старта «мусорной» реформы, для реализации которой в качестве пилота в 2019 году был выбран Ставропольский край. «Первое важное решение, которого мы добились, - акцентировал Сергей Иванович, - в крае действует не два региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, как поначалу предлагалось, а четыре. Появилась конкурентная среда, что позволило снизить тарифную составляющую во взаимодействии с региональной тарифной комиссией. Как достижение в отношениях с «Эко-Сити» оцениваю наличие в договоре об оказании услуг двух альтернативных способов расчета, основанных на нормативах накопления либо исходя из количества и объема установленных контейнеров. Регоператор настаивал на нормативах, что ущемляло бы права потребителей. По результатам судебных разбирательств мы доказали нашу правоту».
Одно из последних интересных антимонопольных дел связано с аэропортом в Минводах. В зоне накопления пассажиров после регистрации бутылка минеральной воды стоила 130 руб-лей, а в зале, до всех контрольных процедур, то есть там, где можно было воспользоваться принесенным с собой продуктом, на 30 рублей меньше. Теперь цена одинаковая. Ставропольское УФАС оперативнее других регионов отработало эту тему.
В чем сущность работы антимонопольной службы? «Мы отвечаем на вызовы времени как администратор в сфере экономики, - формулирует Сергей Никитин. - Более того, по итогам нашей работы принимаются изменения в действующее законодательство. Наша забота - развитие конкурентной среды, формирование благоприятного делового климата, повышение предпринимательской активности».
12 января 2022 года