Александр Писаренко

Александр Писаренко

Перед Новым годом принято подводить итоги и строить планы на год следующий. И ничего с этой традицией уже не поделать. Ведь это так важно: понять, что уже отработано, а на чем нужно сосредоточить усилия. Об этих двух составляющих деятельности Фонда социального страхования (ФСС) на Ставрополье рассказывает корреспонденту «Ставропольской правды» управляющий его региональным отделением Александр Писаренко.

– Несмотря на непростые условия и рост потребности по социальному страхованию, – говорит он, – наше отделение фонда выполнит все, что должно людям по всем видам страхования – по материнству и детству, по пострадавшим на производстве, по инвалидам. На сегодняшний день мы профинансированы в полном объеме, и до конца года закроем все свои обязательства.

Хочу отдельно сказать о перспективных моментах, которыми мы занимались в уходящем году наряду с нашей повседневной деятельностью. В первом полугодии мы пере-шли на электронный родовый сертификат, который оплачиваем медицинским учреждениям за помощь будущим мамам. Сертификат состоит из трех талонов. Первый талон родового сертификата открывают, когда женщина становится на учет по беременности. Второй талон активируется при оказании медицинской помощи при рождении ребенка. И третья часть родового сертификата – это медицинские услуги по наблюдению за ребенком в послеродовый период, в первые месяцы его жизни. Со второго полугодия минувшего года бумажный оборот этого документа был отменен на территории всего Ставрополья. Родовый сертификат теперь существует только в электронном виде, и все взаимодействие осуществляется между ФСС и медицинской организацией напрямую, женщине ни о чем беспокоиться не надо. И отчетность мы получаем по электронным каналам.

Второе важное направление нашей работы – внедрение электронного сертификата на получение технических средств реабилитации инвалидов.

– Много лет у инвалидов было только два пути получить средства реабилитации, не так ли? Можно было обратиться в Фонд социального страхования и стать там на очередь или потратить собственные деньги, принести в ФСС чеки, и фонд компенсировал инвалиду средства. Изменили ли ситуацию электронные сертификаты?

– Конечно. И изменили к лучшему. Примерно 20 процентов наших клиентов-инвалидов предпочитают вариант самостоятельной покупки средств реабилитации: человек сам может выбрать, что ему больше подходит. Но у этого варианта был и минус: зачастую мы не могли в полном объеме компенсировать потраченные инвалидом деньги. Мы можем вернуть только ту сумму, которая сформировалась в среднем по цене закупок, которые производит фонд. А она, что скрывать, ниже, чем стоимость одного изделия, ведь мы покупаем большими партиями и имеем возможность демпинговать. Тем не менее уже сейчас нашим инвалидам за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в 2021 году выплачена компенсация почти на 130 миллионов рублей.

С сентября прошлого года была запущена система электронного сертификата и появился третий способ, по которому инвалиды могут обеспечить себя необходимыми изделиями. В чем преимущества такой системы? Она не ограничивает инвалида в сумме, которую он может потратить на понравившееся изделие, которое прописано в его личной программе реабилитации. Чтобы сделать процесс удобнее и дешевле, мы привлекли ряд интернет-магазинов, например OZON, где, выбрав изделие, инвалид расплачивается сертификатом и получает, к примеру, трость. Сейчас мы приглашаем работать в такой системе несколько банков, в том числе Сбербанк, ВТБ и другие крупные финансовые учреждения. Мы считаем, что покупка средств технической реабилитации с помощью электронного сертификата в самое ближайшее время будет востребована и расширяться. Ведь, как правило, интернет-площадки предлагают товар по цене ниже рыночной. А это значит, что инвалид может потратить больше денег, и причем не своих, а сертификатных, перечисленных ему на карту МИР. При таком способе оплаты появляется еще одна возможность: если человеку понравилось какое-то дорогое изделие, он может к деньгам сертификата добавить и свои собственные.

Сейчас мы активно развиваем это направление. На Ставрополье уже наработана практика получения по сертификатам ортопедической обуви, слуховых аппаратов, тростей, разного вида опор. Но и два прежних способа продолжают действовать. В следующем году мы планируем примерно 10 процентов наших расходов на средства технической реабилитации инвалидов перевести в систему электронных сертификатов.

Еще одно направление, над которым мы усиленно работали в уходящем году, – это продолжение внедрения на территории Ставрополья электронных больничных листов. Уже сейчас в крае более 160 медицинских учреждений работают в системе электронного больничного. Большинство государственных организаций уже научились действовать в этой системе, и многие работодатели оценили ее преимущества: скорость обработки, четкость учета и многое другое.

– Александр Александрович, а региональное отделение ФСС, начавшее внедрять эту систему одним из первых в стране, успеет сделать все необходимое до срока, когда у нас останутся только электронные больничные?

– Мы спешим, и я этого не скрываю. Ведь в следующем году бумажный больничный лист уйдет в прошлое. С 1 января 2022 года останется только электронный больничный. Это позволит перейти в проактивный режим общения с нашими клиентами. Этот режим позволяет видеть больничный с момента, когда человек заболел, а после закрытия листка нетрудоспособности мы начинаем автоматически общаться с работодателями и назначать и выплачивать пособие гражданину.

– То есть заявительный принцип уходит в прошлое?

– Да. Не нужно приносить в бухгалтерию больничный лист. Теперь, минуя выздоровевшего человека, мы общаемся с работодателем, уточняем данные, назначаем и выплачиваем пособие. Это ускоряет процесс. С переходом на электронный больничный или, говоря иными словами, на прямые выплаты законодателем нам установлен срок десять дней на выплаты после представления работодателем всего пакета документов. Сейчас выплаты производятся в течение шести рабочих дней, а раньше, если помните, человек получал их только в следующем после сдачи больничного месяце. Проще стало общаться и с бухгалтериями работодателей: все вопросы решаются не через запросы по почте, а в электронном виде. Электронный листок нетрудоспособности позволяет исключить и финансовые риски. Если у работодателя по каким-то причинам нет денег или он находится в процедуре банкротства, сотрудник деньги от ФСС все равно получит в срок. Даже если работодатель не платит взносы в ФСС, мы все равно обязаны выплатить и выплачиваем деньги по больничному. Также упростилась ситуация и при рождении ребенка. Электронный больничный для всех – это очень значимое направление, которое со следующего года начнет работать в полную силу.

Есть у нас и еще одно достижение – это система ЭДО (электронного документооборота). Она действует в крае с 2020 года. На практике это многое упрощает. Если работодатель к ЭДО подключен, он может обращаться через нее в региональное отделение ФСС, заверив свое письмо электронно-цифровой подписью. И мы также можем направлять ему претензии, дополнительные запросы, а их бывает немало – человек забыл, что изменились реквизиты банковской карты, что он переехал, поменял паспорт… Система ЭДО сокращает время обработки документов до двух – четырех дней по сравнению с общением через почту, которое растягивалось на неделю – полторы. А уменьшение времени на решение технических вопросов влияет на скорость обработки и выплаты пособий, сокращает время ожидания денег.

– Экое у вас получается электронное ведомство…

– А иначе нельзя. Этого требует время.

Валентина ЛЕЗВИНА

Прощай, бумажный больничный! / Газета «Ставропольская правда» / 24 декабря 2021 г.