09:51, 2 октября 2021 года

Учитель русского языка и литературы лицея № 14 города Ставрополя Анастасия Шрамко: Моя работа заряжает меня больше, чем что-либо другое

Анастасия - в числе пятнадцати лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2021». Сейчас педагоги продолжают профессиональные состязания, 3 октября станет известна пятерка призеров, среди которых лишь один станет лидером соревнования. Прямо во время конкурса (проходит в Ростове-на-Дону) эксклюзивно для «Ставропольской правды» Анастасия Шрамко ответила на несколько вопросов о том, на что стоит обратить внимание при обучении детей.

- Анастасия, я и раньше восхищалась современностью вашего подхода к образовательному процессу: активно используете социальные сети, блогосферу, а посмотрев вашу видеовизитку к конкурсу, впечатлилась еще больше. Вы педагог цифровой эры. Каковы ваши принципы и методы работы?

- Большое спасибо за столь высокую оценку. Основной принцип, конечно, «не навреди». Мы погружаемся в цифровые технологии, в интернет, в социальные сети и медиа, и тут очень важно не увлечься. Кроме того, бывает, что технология используется ради технологии, а не ради результата. Технология не должна быть целью. Если подобного не будет, то, на мой взгляд, цифровизации опасаться будут намного меньше.

Но все же мой главный принцип - быть впереди, не отставать. Не чтобы подстелить соломку, а чтобы подать руку, если нужно, на-учить ориентироваться в огромном интернет-пространстве.

- В социальных сетях вижу, что вы читаете много книг по педагогике. Есть любимые? Есть ли всем известные коллеги, на которых вы равняетесь, берете их приемы на вооружение?

- Конечно, есть любимые книги. Если определить топ-3, то это в первую очередь «Мастерство учителя» Дуга Лемова. Книга - сборник педагогических инструментов и техник, которые на первый взгляд кажутся простыми, даже незаметными или ненужными, но обладают огромной силой и глубиной. «Мастерство учителя» - кладезь методических идей для педагога. На любой вкус и цвет, для любой цели. Оттуда мне пришла идея использовать фотоаппарат на уроке.

Еще нравятся «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина. Автор говорит о том, что не стоит учителю соглашаться на полуправильный ответ, лучше дождаться стопроцентного качества знаний. Описано, как этого достичь мягко, но эффективно. Ну и, конечно, «Практическая педагогика. Азбука НО» Димы и Наташи Зицер. Их книга пропитана любовью к ребенку.

Если говорить о коллегах, то обращаю внимание на Евгения Николаевича Ильина и всех педагогов, которые в своих социальных сетях или книгах предлагают интересные идеи.

- А бывает так, что дети не хотят учиться. Что делать? Что порекомендуете прочесть из педагогических трудов родителям, чтобы развернуть ситуацию на 180 градусов. Как действовать?

- Этому нежеланию может быть много причин, дело может быть не только в школе, но и в отношениях ребенка с друзьями или даже с семьей. Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует аккуратно разобраться, почему у ребенка нет желания учиться.

И следует понимать, что сразу на 180 градусов ситуацию развернуть невозможно, это уже больше относится к «заставить», а не к «направить». Заставить можно массой способов, но стоит ли оно того?

А почитать я бы советовала «Осколки детских травм» Донны Джексон Наказава, книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш, Димы Зицера. И вообще, читать вместе с детьми хорошие книги.

- Вы один из самых медийных учителей Ставрополья: ваш аккаунт в «Инстаграм» очень популярен, вы записываете подкасты, вас приглашают на интервью. Почему не меняете курс - не уходите в сферу бизнеса? Вы могли бы быть высокооплачиваемым тьютором или даже открыть собственную филологическую школу. Почему решили остаться в государственной школе?

- Никогда не рассматривала себя как самого медийного учителя Ставрополья. Думаю, ответ прост: в первую очередь я учитель, а потом блогер, создатель подкаста и так далее. Не было бы школы - не было бы и этих проектов.

А держат в школе всегда дети. Тьюторство или частные школы немного ограничивают эту сторону моей жизни. Индивидуальные занятия и уроки в маленьких группах не заменят класс и классное руководство. Пока моя работа, даже бесплатные кружки, заряжают меня больше, чем что-либо другое.

- Как вы все успеваете? Есть рекомендации по time-менеджменту от Анастасии Шрамко для тех, кто хочет взлететь в профессиональной сфере?

- Секрет в том, что я ничего не успеваю. Приходится расставлять приоритеты, и не всегда в них входит сон. Важно понимать срочность и важность своих дел, а еще уметь делегировать. Но не скинуть на другого, а четко объяснить алгоритм действий, желаемый результат и так далее.

Что касается моих командных проектов, очень важно сплотить команду и четко распределить обязанности. Да, на это будет сначала уходить чуть больше запланированного времени, но потом машина, если надо, потихоньку поедет и без тебя, как сейчас во время моего отсутствия на конкурсе. А вообще, команда будет требовать меньше времени и сил, ее больше нужно администрировать.

Также просто необходим четкий график без позволения отлынивать от него, но это без фанатизма. Не больше двух-трех основных выполнимых целей на день.

И когда надо много и долго работать, я использую технику Pomodoro: 25 минут работаю - 7 отдыхаю, 25 работаю, и так далее до перерыва. На самом деле она очень много позволяет сделать и быть в тонусе.

«Учитель русского языка и литературы лицея № 14 города Ставрополя Анастасия Шрамко: Моя работа заряжает меня больше, чем что-либо другое»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2021 года