© Фото: Елена АЛЕКСЕЕВА

С 2019 года на выполнение проекта выделено 68,238 миллиона рублей, из них 4,543 миллиона – средства регионального бюджета. Для того чтобы посмотреть, насколько успешно проводится модернизация учебных заведений, корреспондент «СП» побывала в трех школах-интернатах: краевой столицы, Светлограда и села Сенгилеевского.

Открывают таланты

Педагоги, психологи и медицинские работники Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №36 города Ставрополя занимаются детьми с нарушениями слуха. К каждому ребенку у персонала свой подход. Кто-то из ребят слышит частично, кто-то полностью лишен этой способности, но всех их объединяет желание войти во взрослую жизнь, не ощущая дискомфорта во время общения. Совместными усилиями родителей, врачей, педагогов и властей края удается осуществить эту мечту хотя бы частично.

Благодаря региональному проекту «Современная школа» в актовом зале интерната появилась интерактивная плазменная панель, которая занимает практически всю площадь стены за сценой и служит ее главной декорацией.

– Мы ставим просто великолепные спектакли. Наши ребята замечательно играют. В процессе репетиций они учатся коммуницировать, понимать этот мир, раскрепощаются. И то, как выглядит сцена, очень важно для них. Теперь у нас появился экран, который кардинально меняет декорации меньше чем за минуту. Без регионального проекта «Современная школа» у нас бы ее не было, – уверена директор школы №36 Татьяна Захарина.

Всего с момента старта реализации регпроекта в интернате учебному заведению выделено 0,3 миллиона рублей из краевого бюджета и 4,82 миллиона рублей – из федерального. За счет этих средств удалось модернизировать не только актовый зал, но и учебные аудитории, в первую очередь по предметной области «Технология». Практически во всех появились интерактивные доски. Теперь дети получают знания в современных условиях.

Шагнули в ногу со временем и кабинеты для практических занятий. Так, изостудия школы-интерната теперь отвечает актуальным стандартам образования: закуплены новые комплекты мебели, подставки под натюрморты, планшеты, необходимый реквизит для срисовывания. Полученные в студии знания помогают воспитанникам не только совершенствовать когнитивные способности, но и, возможно, развить навыки, которые могут лечь в основу их будущей профессии.

– Наши школьники обучаются по программе художественной школы. Да, у них нет соответствующего документа о ее окончании, но есть знания и навыки! К тому же и без дипломов наши дети участвуют в международных конкурсах на достойном уровне. И это здорово! Для ребят невероятно важны занятия художественным и музыкальным творчеством. Это дополнительные возможности для развития ребенка. Мы цепляемся за любую мелочь, которая способна повысить качество жизни детей, поможет им в будущем чувствовать себя увереннее, – считает директор школы-интерната № 36.

Распахнула двери в учебном заведении и столярная мастерская. Ранее для ее открытия не было финансовой возможности. Сегодня на месте аудитории, которую использовали как склад, а теперь отремонтировали и оснастили, мальчишки занимаются резьбой по дереву, мастерят кухонную утварь, шкатулки, скворечники. И это только начало. Приобретенное оборудование открывает широкие возможности.

– Эта лаборатория появилась с нуля. Мы закупили столярный верстак, ленточнопильный станок, напольный сверлильный станок, мини-станок по дереву с числовым программным управлением и множество других технических средств. Для наших парней это настоящий подарок. Проект реализуется у нас с 2019 года, и за прошедшее время восемь выпускников школы-интерната поступили в колледжи на специальности, связанные с художественной обработкой дерева, – рассказала учитель трудового обучения Светлана Савченко.

Девочки тоже не остались без подарка. Для них модернизировали учебное ателье: закупили новые швейные машинки, манекены, появилась и вышивальная машина на цифровом управлении. Такой агрегат есть в арсенале далеко не каждой швеи, поэтому можно смело сделать вывод о том, что девочки войдут во взрослую жизнь профессионально подкованными.

Чтобы получать какие бы то ни было специальные навыки, каждому учащемуся с нарушениями слуха необходимо для начала наладить образовательный процесс. Помогают в этом педагог-психолог и учитель-дефектолог. Для обоих в рамках регионального проекта «Современная школа» приобретено новое оборудование, которое позволяет с более высокой точностью диагностировать потребности и особенности ребенка, а значит выстроить индивидуальную программу обучения.

– У нас проводятся занятия по развитию слухового восприятия и технике речи. Появился интерактивный стол логопеда, который включает в себя узкопрофессиональное логопедическое программное обеспечение. Его задания направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков, словообразование. Удобно, что обучение можно проводить в игровой форме как индивидуально, так и в группе. Скажу, что работать теперь одно удовольствие, дети с нетерпением ждут каждый новый урок, – поделилась с журналистом учитель-дефектолог Мария Коляса.

Готовят к жизни

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 Светлограда в основном занимается детьми с умственной отсталостью и также принимает участие в реализации регионального проекта «Современная школа». Учреждению выделено 0,3 миллиона руб-лей из краевого и 3,98 миллиона из федерального бюджетов. На эти средства также закуплены интерактивные доски для аудиторий, которые сделали уроки интереснее, ярче и эффективнее. Особое внимание руководство школы уделило развитию мастерских. Теперь у педагогов появились все инструменты для того, чтобы вырастить из детей не только полноценных членов общества, но и специалистов рабочих специальностей.

– Все средства вложены в развитие образовательного учреждения. Мы стараемся, чтобы наши дети, выпускаясь, имели документ, подтверждающий профессиональную подготовку в какой-либо области. Это документ установленного образца – свидетельство о профессии рабочего. Навыки, полученные у нас, остаются на всю жизнь. Мы приглашаем работодателей на итоговую аттестацию. Случается так, что их трудоустраивают на взлете. Многие из ребят потом продолжают обучение в колледжах. Некоторые меняют специализацию, – рассказал директор школы-интерната Николай Трегубов.

В столярной мастерской, которую обновили благодаря «Современной школе», появилось оборудование, о котором многие директора цехов могут только мечтать. Новые технические средства задействованы в полную силу. Выпускные квалификационные работы юношей защищаются на основе изготовления мебели. Ребята занимаются не только процессом производства, но и разработкой конструкций шкафов, столов, тумбочек и прочего. Каждый объект – дипломная работа.

– Я занимаюсь с детьми начиная с пятого класса. В большей степени, конечно, с ребятами более старшего возраста. Мы здесь учимся, трудимся и достигаем успехов. У воспитанников много наград разных уровней. Новое оборудование позволило делать замечательную мебель. В Светлограде много организаций, которые ее изготавливают. И поэтому мы, педагоги, счастливы, что поднимаем детей не на одну ступень, а на две: не только даем базовые общеобразовательные знания, но и учим зарабатывать, – поделился педагог Сергей Коршун.

Девушки тоже выпускаются из Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 17 Светлограда с профессиональными знаниями. Для них оборудовано ателье. После участия учебного заведения в региональном проекте «Современная школа» швейной мастерской пришлось переехать в отдельно стоящее здание во дворе школы – количество закупленной техники и мебели потребовало большей площади.

– Новое помещение мы зонировали. Здесь есть комната для отдыха, теоретическая зона с интерактивной доской и практическая – с ленточным столом, на котором располагаются швейные машины. Раскроечный стол, оборудование для влажной тепловой обработки и примерочная точно такие же, как в настоящем ателье, – провела экскурсию учитель швейного дела Людмила Миронец.

Учитель швейного дела Людмила Миронец

Учитель швейного дела Людмила Миронец

© Фото: Елена АЛЕКСЕЕВА

Новое оборудование появилось и в сенсорной, и в логопедических комнатах. Они чаще используются для малышей в том случае, когда нужно провести антистресс-терапию, снять агрессивные состояния, провести диагностику развития психоэмоциональных и когнитивных способностей.

– Дети очень любят релаксационные занятия. Мы проводим и те, которые направлены на развитие познавательных навыков. Малыши любят и тактильную дорожку, и сухой бассейн. Мы занимаемся арт-терапией. В рамках «Современной школы» удалось приобрести диагностический инструментарий, который помогает нам более точно видеть динамику развития детей. Для ее отслеживания закуплено специализированное программное обеспечение, – пояснила педагог-психолог Елена Колесникова.

Новые направления

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 села Сенгилеевского готовится к открытию новых профессиональных направлений подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

– На выделенные средства в рамках участия в региональном проекте «Современная школа» в размере более семи миллионов рублей (0,3 млн рублей – из краевого бюджета и 7,3 млн рублей – из федерального. – Авт.) мы обновили материальную базу и развили инфраструктуру. Нам удалось оснастить как традиционные направления образования, так и открыть новые, – ввела в курс дела директор школы-интерната Светлана Скоромная.

Мастерские швейного и столярного дела уже были в арсенале школы-интерната. В них заменили оборудование на 90%. Это позволило абсолютно по-новому выстраивать учебный процесс. Приобретены новые швейные и вышивальная машинки, оверлок, гладильная система с отпаривателем и раздвижной манекен, регулируемый по размеру. В центре учебного ателье появился подиум для демонстрации готовых изделий, ученицы теперь смогут устраивать показы мод.

Для столярной мастерской закуплены новые верстаки, фрезерный станок, шлифовальная машина, промышленный пылесос, деревообрабатывающий станок. Лазерный гравировальный станок с числовым программным управлением – самая интересная покупка как для педагогов, так и для учеников. Теперь дети смогут не только осваивать современные технологии, но и самостоятельно изготавливать поощрительные подарки: именные линейки, брелоки, значки, пеналы и многое другое.

– Для введения нового направления мы приобрели клининговое оборудование. Так мы расширим профессиональную подготовку, подготовим специалистов для работы в клининговых компаниях. Дети уже охотно начали осваивать сложные агрегаты. Есть первые успехи. Мы очень этим довольны, – поделилась радостью воспитатель Ирина Мариенко.

Это направление в будущем нужно лицензировать, для того чтобы выпускники получали сертификат специалиста. Процесс начнется в ближайшее время, а пока школьники перенимают навыки у наставников. Появился и еще один образовательный вектор: открывается новое направление, оно нацелено на подготовку рабочих тепличного хозяйства.

– Я думаю, что мы тоже будем лицензировать эту деятельность. Она на Ставрополье очень востребована, тепличное хозяйство на юге страны развивается. Как раз по этой причине открыта учебная теплица с круглогодичной системой отопления, – пояснила Светлана Скоромная.

Директор обратила внимание и на то, что заменена мебель в учебных лабораториях, а также приобретены интерактивные панели с раздвижной системой, которые позволяют учителю прямо на уроке выходить в интернет и использовать дополнительные образовательные материалы. Такие устройства разместили в каждом кабинете.

От себя добавим, что в части коррекционно-развивающего оборудования тоже много обновок. Материально-техническую базу пополнил сухой бассейн с подсветкой, релаксационное и развивающее оборудование.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Подготовить к самостоятельной жизни / Газета «Ставропольская правда» / 22 сентября 2021 г.