© Фото: ipatovo.org

Министерство образования Ставропольского края продолжает реализацию нацпроекта «Образование». В его рамках ведомством разработаны и воплощаются в жизнь региональные проекты: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы».

«Современная школа»

Какой должна быть современная школа? В школах должны давать не только теоретические знания, но и вырабатывать практические навыки, мотивировать на изучение дисциплин и вне школьной программы. Ожидается, что такая прикладная форма обучения вскоре принесет плоды в виде профориентированных выпускников, будущих высококлассных специалистов. Для этого на Ставрополье переоснащают уже имеющиеся школы и строят новые.

За счет средств федерального и краевого бюджетов в регионе уже появилось три новые современные школы в городах Михайловске и Кисловодске, а также в селе Красноярском Андроповского района. Обновлена материально-техническая база десяти коррекционных школ, появились мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по направлениям «Информационно-коммуникационные технологии» и «Сфера услуг».

– Для нас очень важно, чтобы ребята еще подростками попробовали свои силы в тех или иных профессиях. Не важно, парикмахерское искусство или поварское дело привлечет ребенка. Главное для нас то, что он потом придет в социально важную профессию, которая поможет ему заработать на жизнь, – считает заместитель министра образования СК Галина Зубенко.

К слову, в крае создаются современные условия для получения качественного образования детьми в сельской местности за счет открытия центров цифрового, гуманитарного и естественно-научного профилей «Точка роста». Они распахивают свои двери в регионе с 2019 года. В настоящий момент в сельских школах края работают уже 112 современных образовательных центров, на базе которых школьники как получают дополнительное образование, так и занимаются по школьной программе во время проведения уроков ОБЖ, технологии и информатики.

«Точка роста» оправдывает свое название. Это путь к качественному образованию, развитию талантов детей. В центрах школьники работают не только на современных компьютерах, но и 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, реализуют свои собственные уникальные проекты, – рассказал Евгений Козюра.

«Цифровая образовательная среда»

Какое же современное образование без современного программного обеспечения и технического оснащения? Вопрос риторический. Для того чтобы школы и организации дополнительного образования шли в ногу со временем, на Ставрополье реализуется региональный проект «Цифровая образовательная среда». Но дело только закупкой нового оборудования и компьютерных программ в его рамках не ограничивается. Так, на базе помещений технопарка «Кванториум» в Михайловске открыт центр цифрового образования детей «IT-куб».

Это отдельное подразделение, где на бюджетной основе дети учатся программировать. Здесь школьники изучают Си-подобные языки программирования, Python и Java. Важнейший момент: ребята в «IT-куб» получают не только теоретические знания, но и практикуются – учатся программировать самостоятельно. Они изучают основы программирования Android-приложений, робототехнику, компьютерную гигиену и защиту от вредоносных программ.

Благодаря обучению основам виртуальной и дополненной реальности некоторые школьники создают собственные проекты. Дети с помощью наставников создали виртуальный исторический парк, тур по музею и даже программу виртуальной и дополненной реальности для изучения геометрии. И это далеко не весь перечень разработок. Отрадно, что каждую из них можно использовать в школах уже сейчас.

– Суть моего проекта заключается в том, что виртуально, при помощи VR-шлема, можно проникнуть в любую геометрическую фигуру, посмотреть, как она выглядит изнутри со всех ракурсов. Для многих школьников проблема нарушения пространственного мышления – препятствие к качественному изучению предмета. Теперь она легко решается. В школе, в которой я учусь, мне пошли навстречу – разрешили протестировать мое готовое приложение в нашем классе. Учитель был приятно удивлен современными возможностями, – поделилась планами начинающий программист – одиннадцатиклассница из Ставрополя Ирина Кувшин.

Для школьника иметь такие прикладные знания – возможность выбора будущей профессии и более легкого поступления в вуз, чем Ирина Кувшин сейчас и занимается. Пожелаем девушке успехов!

«Успех каждого ребёнка»

Региональный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает применение также самых современных методов обучения с использованием инновационного оборудования: 3D-принтеров, квадрокоптеров, шлемов дополненной виртуальной реальности и прочих техноновинок. Такая форма получения знаний сближает результаты работы системы образования и запросы реального сектора экономики, а значит, обеспечивает страну необходимым потенциалом для успешного будущего. Для достижения этих целей на Ставрополье открываются детские технопарки «Кванториум». Они уже успешно работают в Михайловске и Невинномысске. Появился в крае и мобильный технопарк: автомобиль, груженный техническими новинками, путешествует по отдаленным территориям региона вместе с педагогами.

Стратегия научно-технологического развития ставит перед системой образования задачу воспитания инновационного поколения инженерно-технических кадров. Учебный процесс строится следующим образом: дети получают задачу из реального сектора экономики и начинают предлагать свои идеи по ее решению. Школьниками разрабатываются проекты, которые реально воплощаются в жизнь. Затрагиваются самые разные сферы. Направления в технопарках «Кванториум»: HI-TECH, «Биоквантум», «Энерджиквантум», «Геоквантум», «Робоквантум», «It-квантум», шахматы и математика. Подчеркнем, что перечисленные области обучения абсолютно идентичны и для стационарной, и для мобильной версии технопарков.

– Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен в первую очередь на создание современной инфраструктуры, чтобы дать каждому школьнику абсолютно бесплатно как можно больше возможностей для развития своих способностей, – пояснила заместитель министра образования Ставропольского края Диана Рудьева.

И уже видны первые результаты регионального проекта. Детей замечают руководители производств и даже приглашают их на работу. Один из таких ребят – Андрей Пронин из Ставрополя. Одиннадцатиклассник получил письмо от компании-резидента Сколково, которая занимается разработкой инновационного оборудования и технологий для приема данных с космических спутников. Руководство компании готово заключить трудовой договор с Андреем, после того как он получит профессиональное образование.

«Молодые профессионалы Ставропольского края»

Как уже говорилось выше, сформировать поколение конкурентоспособных специалистов, владеющих современными навыками, – одна из первостепенных задач для развития экономики страны и региона. Для ее решения реализуется региональный проект «Молодые профессионалы Ставропольского края».

Он разработан и воплощается в жизнь, для того чтобы модернизировать систему профессионального образования региона к 2024 году. Прежней она уже не будет: новая форма адаптирована под потребности сегодняшнего рынка труда. С момента старта проекта удалось открыть несколько ключевых точек для модернизации системы подготовки кадров.

В колледжах и техникумах появилось 15 мастерских, нацеленных на обучение разным компетенциям в прикладном формате – и это не придел! Среди них поварское и кондитерское дело, эстетическая косметология, администрирование отеля, бухгалтерский учет, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, IT-решения для бизнеса на платформе 1C, агрономия, ветеринария и многие другие. Все оборудование для оснащения мастерских закуплено за счет федерального и краевого финансирования, причем в соответствии с мировыми требованиями WorldSkills. Это было необходимо для того, чтобы наши новоиспеченные специалисты могли успешно участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства, достойно представлять Ставрополье, стать профессионалами своего дела.

Открытием мастерских процесс модернизации не ограничился. В регионе на базе Ставропольского государственного аграрного университета создан центр опережающей профессиональной подготовки. Средства на его открытие получены благодаря усилиям правительства региона – по результатам конкурсного отбора по предоставлению субсидий из федерального бюджета.

– Здесь можно получить прикладные знания и конкурентные профессиональные навыки более чем по 30 направлениям деятельности – от информационных технологий и финансового планирования до поварского дела и парикмахерского искусства, – рассказал о работе центра министр образования СК Евгений Козюра.

* * *

Реализация перечисленных региональных проектов стартовала в 2019 году. Так, в год старта регпроектов на их претворение в жизнь из бюджета Ставрополья выделено более 171,56 млн рублей, а в следующем, 2020 году – 151,31 млн. Это позволило привлечь в регион из федерального бюджета более 1,39 млрд рублей и 1,5 млрд рублей соответственно. Что же касается текущего года, то здесь «коронакризис» не помешал – цифры не менее внушительны. Ожидается, что за год на реализацию региональных проектов в рамках нацпроекта «Образование» потратят из краевого бюджета 973,5 млн рублей и федерального бюджета – 2,53 млн рублей.

Столь серьезные вложения необходимы для того, чтобы к 2024 году сформировать на Ставрополье единую образовательную среду с развитой современной инфраструктурой, технологическим оборудованием, цифровой образовательной «биосферой» и самое главное – компетентными специалистами, работающими в отрасли, сопровождающими детей в их самореализации.

– Реализация национальных проектов, в том числе и национального проекта «Образование», в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности правительства Ставропольского края и министерства образования Ставропольского края, – подчеркнул министр образования СК Евгений Козюра.

Расскажем об основных достигнутых результатах реализуемых региональных проектов нацпроекта «Образование».

Елена АЛЕКСЕЕВА

Для успешного будущего страны / Газета «Ставропольская правда» / 19 июня 2021 г.