В скором времени на Кавминводах начнется строительство велотерренкура. Этой теме была посвящена пресс-конференция, прошедшая в Железноводске с участием глав некоторых городов региона, а также представителей регионального минприроды.

Грандиозный проект

Проект создания велотерренкура можно смело назвать грандиозным не только в российских рамках, но и международных. По протяженности – 75 километров – аналогичных велотрасс нет даже в Европе. Проект Кавминводского велотерренкура утвердило Правительство России, выбрав именно наш регион из всех заявленных. На его реализацию из федерального бюджета выделено 2,8 миллиарда рублей. Экотропа свяжет несколько городов Ставропольского края. В рамках работ планируется воссоздать курортную инфраструктуру XIX – XX веков, в том числе восстановить дороги и заброшенные терренкуры. Маршрут с твердым покрытием, со смотровыми площадками пройдет от Минеральных Вод через Железноводск, Лермонтов до Пятигорска. От горы Змейки, вдоль Железной и Развалки, вплоть до Машука. Здесь поставят новое освещение и приборы видеонаблюдения, приведут в порядок туристические домики, устроят новые места отдыха с нестационарными кафе и павильонами для защиты от дождя с розетками для телефонов, обеспечат бесплатный Wi-Fi, а также восстановят питьевые бюветы на всем пути.

Проект, бесспорно, впечатляющий по своему размаху. Как только пошли разговоры о его воплощении, вокруг него появились как сторонники, так и противники, в основном представители общественности. Эта тема широко обсуждалась в социальных сетях, проводились общественные слушания. Они прошли в Минеральных Водах, Лермонтове и Железноводске. Было решено создать общественный экологический совет, в который может войти любой желающий. От встречи к встрече постепенно стал выстраиваться конструктивный разговор. Обе стороны обсуждали и взвешивали все за и против, постепенно приходя к единому решению.

«Мы не пытаемся что-то сглаживать, что-то скрывать, выдавать желаемое за действительное, проект по Железноводску носит чисто восстановительный характер», – подчеркнул глава Железноводска Евгений Моисеев в начале пресс-конференции. Он напомнил, что идея строительства велотерренкура возникла в связи с необходимостью ремонта терренкуров в курортном парке. Они созданы 40 – 70 лет назад и за это время практически пришли в запустение. Курортников встречают очень живописные картины: старый разбитый асфальт, проржавевшая водопроводная труба с сетью питьевых фонтанчиков через каждые десять метров, заброшенные туалеты, разбитое освещение. Малые скульптуры и фигуры животных, когда-то радовавшие отдыхающих, в лихие 90-е были распилены и разворованы охотниками за металлом. На их месте остались лишь печальные пеньки или вывороченные ямы, зияющие на пути терренкуров, которых около двух десятков километров разной ширины – от четырех до восьми метров.

– Мы хотим систематизировать все и сделать терренкуры единой шириной шесть метров. Начав с обсуждения ремонта, мы пришли к необходимости взглянуть на эту тему шире, с прицелом на будущее, чтобы расширить функционал наших курортов, помимо туристического, курортного, досугового, оздоровительного, прогулочного пешего, предложить жителям и гостям еще и вело-, и экологический туризм, - отмечает глава Железноводска. – Мы сможем проводить крупные велосоревнования. Обратились в Москву, в Федерацию велосипедного спорта, Минспорт России. Нас полностью поддержали. К нам приезжали специалисты и сказали, что если ширина будет шесть метров, то появится возможность проводить соревнования любого уровня, в том числе международные велогонки. Иностранцы смогут смело приезжать к нам тренироваться. Мы в любом случае должны ремонтировать существующую инфраструктуру, как это сделано уже с Лермонтовским терренкуром, Пушкинским и другими, а также в центральном районе парка. Ничего нового в Железноводске не делается, мы просто восстанавливаем покрытие и форматируем ширину.

© Фото: Татьяна СЛИПЧЕНКО

В ответе за каждое дерево

В ходе встречи представителям СМИ представили проект экотропы в «разрезе». Осуществление всего задуманного пройдет в 2021 – 2023 годах. На пресс-конференции журналисты озвучили наиболее острые вопросы, которые в свое время были подняты противниками проекта. В частности, о судьбе деревьев, которые пойдут под топор в результате выравнивания пеших дорожек до обозначенной в проекте ширины, а также возможном вреде флоре и фауне. По этому поводу Евгений Моисеев напомнил, что губернатор Владимир Владимиров поставил задачу пересадить деревья, которые могут пострадать в ходе строительства. Существует специальная успешная технология пересадки взрослых деревьев. В проекте заложены средства именно на такой вид работ. Весь этот процесс будет жестко контролироваться различными ведомствами. Каждое реликтовое дерево на особом счету и за его уничтожение придется отвечать по закону.

Еще одной резонансной темой, всплывшей в связи с реализацией проекта, стал якобы повышенный радиоактивный фон на маршруте будущего велотерренкура и возможная опасность для здоровья отдыхающих, о чем также вспомнили на брифинге. По этому поводу представители глав городов Кавминвод напомнили, что любая курортная местность, где есть минеральная вода, всегда имеет повышенный уровень радиации. Иначе это не курорт. В той же «Славяновской» и любой другой не менее известной минеральной воде находится небольшое количество радия, радона, элементов фториевой группы. Этого никто не скрывает, все указано на этикетке продукции. Учеными в течение нескольких столетий доказано, что радоновые ванны хорошо помогают в лечении многих заболеваний. Еще большим целебным эффектом обладает газообразный радон. Таких источников по всему миру единицы. И один из них находится как раз на горе Бештау. В такой шахте сейчас один из санаториев КМВ разрабатывает уникальный проект по лечению радоном – газом, который выделяется прямо из земли.

Кроме того, многочисленные замеры показали, что в Железноводске, а также на горе Бештау и на кольцевой дороге близ нее уровень радиоактивного фона и иные показатели чистоты воздуха находятся в норме, добавил Евгений Моисеев. По его словам, мониторинг экологического состояния местности будет проводиться регулярно, независимо от того, какие проекты здесь будут реализовываться.

Спасти Бештау благодаря «философии курортов»

Благодаря велотерренкуру ставропольские курорты станут международным центром экологического, спортивного и активного туризма. Согласно проекту, восстановят десятки километров «убитых» терренкуров, которые были созданы несколько десятилетий назад. Также будет создано более сорока новых туристических маршрутов, которые пройдут по самым знаковым местам экологических троп. В проект велотерренкура включен и Лермонтов. Для города это важное событие, способное изменить его имидж, сделать более перспективным, убежден глава Станислав Полулях. Изначально населенный пункт создавался под одну важнейшую задачу – формирование ядерного щита. Он выполнил свою миссию. Но город остался, и ему надо дальше развиваться, наращивать промышленный и не только потенциал.

– Мы находимся в центре КМВ и потому хотим интегрироваться в семью городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, – замечает Станислав Полулях. – У нас есть такой уникальный географический объект, как гора Бештау, часть которой территориально находится в Лермонтове. И естественно, не использовать этот проект, чтобы интегрироваться в КМВ с его философией курорта, было бы, наверное, неправильным. Гора окружена кольцевой дорогой около 14 километров. Она создавалась после революции Кавказским обществом, потом использовалась в народном хозяйстве. Но сегодня по существу осталась бесконтрольной. Отдыхающие оставляют за собой стихийные свалки, которые нам приходится убирать, неся немалые убытки, к тому же и специализированная уборочная техника в иные уголки не может добраться. И если мы не предпримем в ближайшее время срочных мер, эту великолепную гору мы можем попросту потерять. Одним из рецептов спасения в данном случае может стать велотерренкур, который ограничит несанкционированный доступ автотранспорта. Бесспорно, это улучшит экологическую ситуацию.

Большинство жителей города поддерживают эту идею, добавил глава. Заезд на гору автомобилей и стихийные автостоянки в последние годы стали настоящим бедствием, наносят вред окружающей среде. Станислав Полулях продемонстрировал на брифинге фотографии с последствиями вторжения «автоцивилизации», уничтожающей под своими колесами редкие растения. Особенно изощренно действуют квадроциклисты, добирающиеся до самых нетронутых уголков природы и оставляющие после себя безжизненную землю.

Вот почему сегодня так важно включиться в проект строительства велотерренкура, чтобы можно было контролировать ситуацию, ограничив доступ на Бештау автомобильного транспорта, убежден глава Лермонтова. В рамках проекта, кстати, предусмотрено две специализированные стоянки на территории города, но это никак не относится к Бештаугорскому заказнику, добавил Станислав Полулях. «Я считаю, это очень нужный, очень важный проект как для всех Кавминвод, так и для нашего города, – говорит глава, – он даст новый импульс развитию, в том числе туризма».

Кстати, в ходе обсуждения проекта велотерренкура его противники высказывали мнение, что лучше вообще ничего не предпринимать, оставить все как есть. Мол, и любителей дикого или экстремального туризма хватает, пусть ходят и ездят по разрушенным дорожкам, преодолевая трудности. Но как показывает практика туриндустрии, таких туристов единицы, основная же масса отдыхающих предпочитают цивилизованное времяпрепровождение: спокойно пройтись в лесной чаще, не сбив ноги в кровь, или с удовольствием проехаться с ветерком на двухколесном друге по обустроенной велотрассе. К тому же это еще и поступление немалых средств в бюджет, новые рабочие места и улучшение всей курортно-оздоровительной инфраструктуры. А в конечном итоге – укрепление международного туристического имиджа Кавказских Минеральных Вод.

Самый жесткий контроль – общественный

Кавминводский велотерренкур поможет не только привлечь инвестиции на территорию Ставропольского края, но и позволит оздоравливаться местным жителям и туристам, подчеркивали участники пресс-конференции. Объект и спортивный, и бальнеологический одновременно, дающий возможность огромному числу ставропольцев заниматься активным отдыхом, в том числе и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта в любом случае будет осуществлена с соблюдением норм природоохранного законодательства, отметил в ходе пресс-конференции первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Александр Рябикин.

– Учитываются все природные факторы при реализации проекта, минимизируются всяческие риски, которые могут быть, анализируются и сводятся на нет, – рассказал журналистам первый замминистра. - Потому под контролем будут находиться и соответствующие органы, реализующие проект. Все общественные организации проявляют высокий интерес, поэтому оценивать деятельность органов власти будут еще и общественники, которые смогут не только отслеживать производство работ, но и будут понуждать всех участников проекта более тщательно смотреть за качеством работ и соблюдением норм. При краевом минприроды создан общественный совет, который также обсуждает эту тему. Мы открыты и готовы взаимодействовать, причем не только на словах.

– Проектировщики и представители экспертного сообщества высказали свое мнение, все предложения и замечания были учтены, – констатирует Александр Рябикин. – Проект прошел необходимые процедуры согласования и экспертизы. В настоящее время проблем и препятствий для его реализации не существует.

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Велотерренкуру быть / Газета «Ставропольская правда» / 13 февраля 2021 г.