Почти 70 процентов расходов бюджета Ставрополья запланировано на финансирование социальных отраслей
- Геннадий Владимирович, пандемия безусловно потребовала дополнительных бюджетных трат. Какие в связи с этим возникли трудности при принятии регионального бюджета? Какие принципиальные вопросы поднимались при обсуждении главного финансового документа края?
- Бюджет Ставрополья – самый важный для края документ. Он определяет, как мы будем жить весь следующий год. При его принятии в приоритете всегда были и остаются люди и исполнение перед ними социальных обязательств. В этом году региональный бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов формировался еще и с учетом необходимости преодоления последствий пандемии коронавируса. С учетом всех мер безопасности мы организовали открытое обсуждение основного финансового документа на стадии формирования и провели бюджетные слушания - впервые в формате видеоконференции.
Самое главное, удалось сохранить его социальную направленность. На финансирование социальных отраслей запланировано почти 70 процентов расходов краевого бюджета. Больше половины этих средств будет направлено непосредственно на социальное обслуживание населения и меры поддержки граждан. В том числе и на повышение оплаты труда работникам государственных и бюджетных учреждений края в зависимости от показателя средней зарплаты в экономике края, как того требуют президентские указы. Это педагоги дошкольных образовательных учреждений, школьные учителя, ряд категорий медработников, мастера производственного обучения.
При рассмотрении законопроекта о бюджете депутаты выразили консолидированное мнение о необходимости сохранения индексации социальных выплат для таких категорий, как семьи с детьми, приемные родители и опекуны, ветераны труда Ставропольского края, труженики тыла и другие. Поправкой губернатора Ставрополья в бюджет 2021 года было заложено на эти цели почти 274 миллиона рублей.
В приоритете бюджетных расходов остаются отрасли здравоохранения, образования, культуры. Только в 2021 году на Ставрополье предусмотрены средства на 14 детских садов, 3 новые школы, 10 спортивных объектов и 6 учреждений здравоохранения. Если говорить о цифрах, то они таковы. Социальная сфера получит более 48 миллиардов рублей, образование – 29 миллиардов рублей, здравоохранение – более 12 миллиардов рублей, культура – 1 миллиард 344 миллиона рублей.
В бюджете 2021 года финансирование социального направления выросло более чем на 10 миллиардов по сравнению с текущим годом. Это значит, что мы сможем направить больше финансов на такие важные направления, как работа учреждений соцобслуживания, поддержка семей с детьми и молодежи, защита детей-сирот, помощь ветеранам, инвалидам, пожилым людям.
В образовательной сфере средства пойдут на финансирование дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования, профессиональную подготовку и переподготовку учителей.
Важность расходов на здравоохранение мы в полной мере ощутили в период пандемии. Запланированные в бюджете средства предназначены для финансирования стационарной и амбулаторной медицинской помощи, служб скорой помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, санитарно-эпидемиологического благополучия и на другие важнейшие направления.
В сфере культуры средства предназначены на финансирование сети государственных организаций, комплектование книжных фондов библиотек, капремонт и модернизацию муниципальных учреждений дополнительного образования. Новым направлением финансовой поддержки является создание виртуальных концертных залов.
Как отметил губернатор в ходе прямой линии, в этом году, несмотря на дополнительные траты на борьбу с пандемией и связанные с ней потери в экономике, стояла задача выстроить бюджет на будущий год реалистичным и взвешенным по доходам, в то же время ответственным по расходам, не допустив потерь по статьям с социальными обязательствами. Была проведена большая работа. Считаю, что с поставленной задачей совместными усилиями законодательной и исполнительной власти справились.
Основные параметры бюджета-2021 на сегодняшний день выглядят так. Объем доходов превысит 129,6 миллиарда рублей, а расходов – 133,5 миллиарда. Дефицит составит 3,9 миллиарда рублей. В структуре собственных доходов краевой казны в 2021 году прогнозируется рост налоговых и неналоговых поступлений на 10,5 процента. Размер государственного долга не увеличится и составит 36,4 миллиарда рублей. На нацпроекты запланировано 16,5 миллиарда руб-лей, из них свыше 4,5 миллиарда – краевые средства, выделяемые сверх необходимого софинансирования.
- В последние годы, по моим наблюдениям, на заседаниях Думы депутаты практически не задают вопросов при принятии бюджета. Раньше обсуждение этой темы проходило достаточно бурно. Чем вы это объясните?
- Ни в коем случае это не свидетельство пассивности депутатского корпуса. Парламентарии начинают работу над бюджетом будущего года уже в июне - июле.
Вначале с администрациями той территории, от которой избраны, или министерствами, по линии которых реализуется объект. Это взаимодействие продолжается и после подачи соответствующих заявок от муниципальных округов и краевых ведомств.
Важный этап - публичные слушания. Обсуждение главного финансового документа с представителями различных категорий населения помогает снизить количество нерешенных вопросов, получить предложения, которые помогут сделать бюджет более сбалансированным. В этом году слушания проходили в формате видеоконференции, о чем я уже сказал выше, к обсуждению документа подключились все территории.
В ходе этого мероприятия при помощи видео-связи свои замечания и предложения законодателям смогли высказать представители органов исполнительной власти и муниципалитетов, общественные организации и жители Ставрополья – всего более 740 человек. Многие предложения были использованы в дальнейшей работе над бюджетом. Далее по процедуре следует обсуждение в думских комитетах - отраслевых и профильном бюджетном. На заседании согласительной комиссии, в составе которой соблюдено равное представительство от Думы и правительства, верстается финальный документ.
В частности, на этот раз последние поправки в бюджет, сделанные согласительной комиссией, касались дополнительного поступления федеральных средств в размере 6 млрд рублей. Помощь из центра позволила увеличить расходы на социально значимые статьи.
Таким образом, каждый депутат, образно говоря, не по одному разу «входит в эту реку». Бюджет проходит три-четыре уровня обсуждения - и по большому счету к решающему заседанию все вопросы уже проработаны.
- В последние годы изменились подходы к формированию бюджета. Расходы и доходы планируются на трехлетку. А с учетом активного участия края в реализации региональных проектов в рамках национальных проектов смотреть надо вперед и того дальше - на все пять лет. Что дает такой алгоритм действий?
- Проектное финансирование помогает и планировать на перспективу, и обеспечивать решение поставленных задач без нарушения сроков. Вертикаль идет от национальных проектов и федеральных государственных программ до региональных проектов и соответственно краевых целевых программ. Это касается практически всех сфер деятельности.
Отказаться от выполнения поставленных задач невозможно. Примером тому является формирование дорожного фонда. Если раньше акцизы, транспортный налог не были так четко «окрашены» и можно было часть средств перебросить на решение других горящих тем, то теперь из дорожного фонда ничего не заберешь: это значит, финансирование направлено четко на строительство, реконструкцию, ремонт дорог. Средства в рамках нацпроекта и одноименного регионального проекта по формированию комфортной городской среды также строго ориентированы. На том же направлении работает краевая программа по поддержке местных инициатив, курортный сбор, средства которого используются для благоустройства и совершенствования инфраструктуры городов-курортов. Включается синергетика: все ручейки сливаются в одну реку.
При проектном финансировании есть четко определенная цель, время и перечень мероприятий. На первый план выдвигается своевременное оперативное решение организационных вопросов, соблюдение условий, поставленных бюджетной вертикалью. Все, что вошло в проект, все в итоге получает финансовое подтверждение.
Допустим, запланировали объект, который стоит 5 миллиардов, и запросили под него ресурсы. Если объект одобрен и прописан в нацпроекте, к установленному сроку начинается подготовка участка под строительство, проектно-сметных документов. Проектное финансирование - это возможность планировать далеко вперед, не ограничиваясь сегодняшним днем.
Несмотря на отвлечение бюджетных средств на решение оперативных задач по борьбе с ковид-угрозой, на реализацию 36 региональных проектов в рамках действующих на Ставрополье нацпроектов в следующем году в общей сложности заложено 16,5 миллиарда рублей. Из них 4,5 миллиарда – средства региональной казны.
- В связи с завершением муниципальной реформы та самая бюджетная вертикаль, о которой вы сказали выше, в наступающем году будет действовать на всех территориях края?
- Она уже работает там, где муниципальная реформа осуществлена раньше. Это 10 территорий Ставрополья. В этом году еще 16 переходят на новую форму.
Изменения, внесенные в устав края, позволяют привести устройство местного самоуправления к единому знаменателю. Решение было продиктовано не только корректировками федеральной нормативной базы, но положительным опытом, который успели накопить городские округа, которые первыми пошли по пути централизации финансовых и административных ресурсов. Система управления безусловно заработала более эффективно, потому что исключены многие слабые звенья, которые тормозили движение вперед.
- В этом направлении Дума края уже не первый год работает над изменениями в краевые законодательные акты. Но сегодня уже можно говорить и об их практической реализации. Как вы их оцениваете? От кого исходила инициатива реорганизации?
- Понимание необходимости переформатирования системы местного самоуправления было на всех уровнях власти. Как только были сформированы федеральные законодательные механизмы, глава края, депутатский корпус и представители муниципалитетов заговорили о построении более жесткой вертикали управления. Законодательная инициатива реорганизации исходила от самих муниципальных образований. Им уже невозможно было существовать в прежнем формате управления. Поселение не может решить вопрос, скажем, строительства водовода, для этого просто не хватило бы ресурсов. А если глава поселения не имеет возможности решить проблему, то неизбежно возникает вопрос, зачем такой нужен. Государство отрегулировало правовую базу и таким образом подтолкнуло муниципалитеты к изменениям де-факто.
Ставрополье не выпадает из общероссийского тренда на централизацию, доказавшую свою эффективность. Необходимая нормативная база в крае создана. В сентябре в единый день голосования прошли выборы представительных органов в новом формате. В них входят депутаты от каждого поселения в зависимости от численности избирателей, которые получили более высокий статус и больше возможностей защищать интересы малой родины. Процесс реорганизации продлится до конца года. А с 1 января муниципальные округа, как и созданные ранее городские, заработают в новой системе координат.
К окружным администрациям перешли все сложные трудноисполнимые на уровне поселений функции, такие как имущественные, земельные вопросы, госзакупки. На местах зачастую просто не хватало профильных специалистов, чтобы решать такие вопросы. Эта проблема будет снята.
После частичного сокращения армии муниципальных служащих бюджет значительно сэкономил. Ведь были поселения, где размер казны позволял только одно – выплатить зарплату работникам сельсовета.
Среди преимуществ также усиление финансовой эффективности. Главы округов сходятся во мнении, что единый бюджет позволяет сосредоточиться на решении стратегических вопросов. Это означает, что и на уровне территорий стало больше плановой работы, так же как и возможностей для участия в целевых программах регионального и федерального уровней. Малые муниципалитеты получили возможности реализовать достаточно масштабные проекты в рамках различных проектов и программ.
Кроме того, на подготовительном этапе тоже ведь требуются немалые суммы, чтобы подготовить проектно-сметную документацию, отмежевать землю, найти средства на софинансирование. Сегодня все это делается централизованно. А если проект настолько масштабен, что сил все равно не хватает, для решения этих вопросов подключается региональный бюджет. Сегодня каждый хутор что-нибудь да строит. Создаются спортивные площадки, ремонтируются ДК...
- Может быть, сегодня, когда дополнительного финансирования требует борьба с коронавирусной инфекцией и ее последствиями, не время тратить деньги на проекты благо-устройства, которые в принципе могут и подождать?
- Я уже говорил о том, что социальные статьи, касающиеся поддержки социально незащищенных слоев населения, решения первоочередных бытовых и инфраструктурных вопросов, остаются приоритетными. Задача депутатов представлять и отстаивать интересы своих избирателей. Парламентарии регулярно проводят прием граждан и в курсе настроений людей. Поверьте, запрос на создание комфортной среды, эстетическую составляющую общественных пространств сохраняется. Жизнь нельзя отложить на завтра или послезавтра.
В СМИ и Интернете мы постоянно видим комментарии экспертов – урбанистов, отстаивающих повышение качества общественной среды. Разумеется, Ставрополье не может стоять в стороне от этого движения. Наш край неслучайно в числе лучших в России по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Во многом это зависит от высокой активности населения, жителей городов и сел, которые охотно включаются в отбор объектов благоустройства. Кроме того, муниципалитеты Ставрополья используют все возможности для привлечения средств, которые можно направить на благоустройство.
Если вспомнить общие цифры, то расклад следующий.
В текущем году на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды выделено более 1 млрд 680 млн рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 934,4 млн рублей, краевого бюджета - 697 млн рублей, местных бюджетов - 51,9 млн руб-лей. К концу года будет благоустроено 12 общественных территорий в 10 муниципалитетах края. В 2021 году планируется преобразить 16 территорий в 15 муниципалитетах.
Считаю, что благодаря реализации этих программ улучшается не только облик населенных пунктов, но во многом закладывается фундамент их благополучного будущего, ведь из стабильно развивающихся территорий никто уезжать в другие места не захочет.
- Знаю, что в этом году, как никогда, было много внеочередных заседаний краевой Думы в связи с необходимостью принятия оперативных решений в условиях распространения коронавирусной инфекции. Что за решения это были? Как они повлияли на общую ситуацию?
- Нашей основной задачей было оперативно и своевременно обеспечить меры поддержки наших земляков и экономики края в условиях пандемии. Дума края принимала оперативные решения и провела три внеочередных заседания, на которых принимались необходимые для этого законы. В числе первых в стране наш регион закрепил выплаты медицинским и иным категориям работников в случае заражения коронавирусом при надлежащем исполнении служебных обязанностей и выплаты семьям в случае летального исхода. Дополнительные выплаты получили социальные работники, работавшие в закрытом режиме вахтовым методом. Также было принято и решение о выделении средств на санаторно-курортное лечение медиков, работающих в красной зоне.
Принят закон о предоставлении семьям с доходом ниже регионального прожиточного минимума ежемесячной выплаты на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет. В крае более 84 тысяч получателей этой меры поддержки.
Важно было выполнить поручение Президента России по обеспечению школьников бесплатным горячим питанием. Сегодня школы края бесплатно кормят учеников младших классов. Кстати, Ставрополье в числе первых регионов, которые выполнили эту задачу главы государства. На эти цели было предусмотрено около 600 миллионов рублей краевого и федерального бюджетов. В этом году сумма на обеспечение школьников горячим питанием составляет порядка 1 млрд 400 млн рублей.
Чтобы помочь людям и поддержать жизненно важные отрасли, депутаты в этом году семь раз входили с изменениями в бюджет 2020 года. Как правило, такое случается не более трех раз. Так складывалась ситуация, и задачей краевого парламента было оперативное реагирование на непростые реалии этого года. Депутаты поддержали предложения губернатора Владимира Владимирова по сокращению расходов на проведение массовых мероприятий и содержание органов власти. Высвободившиеся средства пополнили резервный фонд правительства края, в «копилку» было направлено более 2 миллиардов рублей. Часть этой суммы пошла на борьбу с коронавирусом.
Также оперативно принимались законодательные решения, связанные с поступлением в край финансовой помощи из федерального центра на преодоление последствий пандемии для жителей и экономики Ставрополья.
Работы у Думы Ставропольского края, безусловно, было больше, чем представлялось в начале года. Планировалось к рассмотрению около 70 нормативных актов. В результате уже без учета предстоящего декабрьского заседания принято 142 закона, из них основных - 41.
Проведено 14 заседаний Думы. В декабре состоится еще одно.
- Как осваивались новые формы работы краевыми депутатами? Плюсы и минусы новых форматов?
- С момента начала пандемии коронавируса и введения жестких требований к охране здоровья граждан мы поняли, что необходимо срочно реагировать на ситуацию и принимать в связи с этим законодательные решения. Были внесены необходимые изменения в регламент работы Думы. Ряд заседаний мы провели в очно-заочном формате. Мы использовали его и при проведении бюджетных слушаний.
Даже в период сегодняшних вынужденных ограничений краевые депутаты также ведут постоянную работу с избирателями. Формат, конечно, изменился: проводили приемы по телефону и через видеосвязь, общались с избирателями с помощью социальных сетей. К нам постоянно поступают обращения от жителей Ставрополья. Каждый из этих людей ждет ответа на волнующий его вопрос. Мы понимаем важность этого взаимодействия, ведь за каждым депутатом стоят более 70 тысяч избирателей. Спектр тем обращений очень широкий: от жалоб на несправедливость до просьбы помочь советом, от решения масштабных вопросов до конструктивных предложений по улучшению ситуации в той или иной сфере.
На собственном опыте убедились, что личное общение, конечно, не заменить, но вполне возможно использовать современные средства связи для широкого общения депутатов и избирателей.
Часто они дают нам, законодателям, эффективную обратную связь. Кроме того, надо учитывать, что в сегодняшней ситуации без использования онлайн-форматов просто не обойтись. Ведь жизнь не останавливается, работа продолжается.
- Пандемия стала причиной частичной остановки краевой экономики. Какие меры были приняты для поддержки бизнеса?
- Мы видим, что именно эта сфера наиболее пострадала от пандемии.
Для сохранения рабочих мест и продолжения работы предпринимателей после снятия ограничений были снижены налоговые ставки для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения.
В частности, с 2,2 процента до 1,1 процента была снижена ставка по налогу на имущество организаций, которые работают в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, а также в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Мы также приняли решение о продлении в регионе налоговых каникул для начинающих собственное дело. Эти налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей, которые работают по упрощенной и патентной системам налогообложения, продлены в крае до 1 января 2024 года.
Кроме того, в 2020 году из бюджета края выделены средства на модернизацию производства и поддержку социального предпринимательства.
- На какую финансовую поддержку в следующем году может рассчитывать агропромышленный комплекс края? Какие средства будут потрачены на социальное развитие сельских территорий?
- В соответствии с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» сумма расходов на развитие агропромышленного комплекса предусмотрена в объеме 4 млрд 401 млн рублей.
На развитие сельского хозяйства предусматриваются средства федерального бюджета и софинансирование краевого бюджета по ряду направлений. В числе основных - поддержка малых форм хозяйствования, субсидии на поддержку собственного производства молока, племенного животноводства и плодоводства, компенсация части затрат по договорам сельскохозяйственного страхования, развитие семейных животноводческих ферм.
С 2020 года реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». В бюджете на реализацию мероприятий по этому направлению предусматриваются федеральные средства и софинансирование краевого бюджета по таким направлениям расходов, как улучшение жилищных условий граждан, развитие газо- и водоснабжения, благо-устройство и современный облик сельских территорий. На эти цели запланировано направить из краевого бюджета более 400 миллионов рублей.
- Какие законодательные инициативы Думы получили поддержку на федеральном уровне?
- Этот год стал результативным для Думы Ставропольского края по количеству законодательных инициатив, две из которых были поддержаны Госдумой и стали федеральными законами.
Установлен новый День воинской славы в России. Благодаря этому мы всей страной впервые отметили 9 октября – День разгрома немецко-фашистских войск в битве за Кавказ.
Еще одна инициатива Думы Ставропольского края – об увеличении срока предоставления кредитов местным бюджетам из бюджета региона с 3 до 5 лет - также стала федеральным законом. Это поможет муниципальным образованиям приостановить рост муниципального долга, сократить объемы дорогих кредитов и снизить расходы на выплату банковских процентов.
Недавно мы направили в Госдуму законопроект о выделении школам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в бессрочное пользование для создания ученических производственных бригад. Сейчас по действующему законодательству земельные участки школы могут получить только в аренду на конкурсной основе. Думаю, что это нужная инициатива, которая в случае принятия на федеральном уровне положительно отразится на подготовке специалистов для агропромышленного комплекса. Важно это и для воспитательного процесса - поможет профориентации школьников. Нашу инициативу Госдума планирует рассмотреть уже в декабре.
- Этот год отмечен великой датой - 75 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Какие решения приняты краевой Думой в связи с этой датой?
- О Федеральном законе, установившем памятную дату – 9 октября, я уже сказал. В новый День воинской славы мы провели масштабный форум, в котором приняли участие делегации субъектов СКФО и ЮФО. Разумеется, мероприятие прошло с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
Приоритетное направление работы депутатов – поддержка ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Эти люди победили в страшной войне, подарили нам мир и свободу, а мы обязаны обеспечить им достойные условия жизни.
Одними из первых в России депутаты краевой Думы приняли закон о возмещении инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма 50-процентной оплаты расходов за жилье и жилищно-коммунальные услуги из бюджета края.
И учитывая, что федеральный бюджет тоже компенсирует половину таких расходов, нашим ставропольским ветеранам полностью возмещаются расходы на жилищно-коммунальные услуги.
Также в этом году продолжается реализация программы по обеспечению жильем ветеранов. В бюджете края по инициативе губернатора Владимира Владимирова и правительства региона ежегодно предусматриваются средства на предоставление субсидии для ветеранов, нуждающихся в обеспечении жильем. Размер каждой субсидии – более одного миллиона рублей. Всего за время действия этой программы жилье получили больше 2700 ставропольских ветеранов. И эту работу мы будем продолжать.
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Думой приняты важные решения по увековечению на Ставрополье памяти о Великой Отечественной войне. Прошлой осенью на основании краевого закона трем населенным пунктам присвоены почетные звания. Селу Ачикулак Нефтекумского района – «Населенный пункт воинской доблести», а селу Богдановка и хутору Сунженскому Степновского района – «Рубеж воинской доблести». На прошлом заседании Думы еще двум населенным пунктам края присвоены почетные звания. Невинномысску – «Город воинской доблести», Пятигорску – «Город военно-исторического наследия». Жители этих населенных пунктов внесли неоценимый вклад в Великую Победу, и наш долг – помнить об их героизме и мужестве.
- Год выдался непростым. Геннадий Владимирович, такой вопрос: вот каким бы цветом вы его обозначили, какие краски выбрали бы для его характеристики? Чем для вас лично отмечен 2020-й?
- Для характеристики я бы выбрал оранжевый цвет. Поясню. Мы «горели» в этом году: жара стояла страшная, по оценкам специалистов суммарная температура в этом году значительно превысила норму. По гидротехническим характеристикам, засушливое лето - это мягко сказано. Побиты все рекорды. И это стало серьезным испытанием для аграрного сектора. Но цвет именно оранжевый, а не красный. Потому что удар мы держим. Это касается не только засухи, но и борьбы с коронавирусной инфекцией. Оранжевый - это еще и предостережение: будьте внимательны друг к другу, к себе, к тому, что происходит вокруг. От этого очень многое сегодня зависит.
Чем отмечен этот год в моей судьбе? У меня два сына, оба женились в этом году. С учетом эпидобстановки, приняли решение свадебные торжества не проводить. Но как бы то ни было - созданы две семьи, ждем внуков.
Я оптимист. Уверен, что все будет хорошо. Со всем мы справимся. Это касается как личного, так и работы, общей ситуации на Ставрополье и в стране. Планы никто не отменял.
В преддверии наступающего Нового года хотел бы пожелать всем жителям Ставропольского края здоровья и семейного благополучия. Сегодня это самое главное. Берегите себя и своих близких.
11 декабря 2020 года