08:30, 9 сентября 2020 года

«В списках не значатся...»: ставропольцы могут узнать судьбу пропавших без вести фронтовиков

Надорвался и умер

По последним данным, из нескольких миллионов бойцов и командиров Красной армии, захваченных в плен в основном в первый, самый тяжелый год войны, половина оттуда не вернулись. До недавнего времени оставалась неясной и судьба жителя села Тищенского Изобильненского района Фёдора Чурсинова. Поисковик Александр Паненко, о котором ранее писала «Ставропольская правда», по просьбе родственников солдата обратился в местные и федеральные архивы, чтобы узнать военный путь земляка, призванного в РККА в конце 1940 года. Выяснилось, что его направили в школу младших командиров на территории Западной Белоруссии.

... Утром 22 июня 1941 года подразделения Западного особого военного округа и пограничные заставы были атакованы войсками вермахта. Четверо курсантов, в том числе и Фёдор Чурсинов, несли караульную службу и, увидев вражеских мотоциклистов, открыли огонь. Однако силы оказались неравными… Теперь уже известно, что там, где оборонительные со-оружения находились в непосредственной близости от застав и войсковых частей, их личный состав понес огромные потери. Несмотря на героизм наших солдат, немцы взяли в плен под Белостоком и Минском, по официальным данным, более 328 тысяч человек, захватили несколько тысяч танков и артиллерийских орудий, окружили и разгромили 11 стрелковых, две кавалерийские, шесть танковых и четыре моторизованные дивизии. О судьбе курсантов школы младших командиров в той ситуации можно было только гадать… Отец Фёдора Антон Иванович в свое время обращался в райвоенкомат за разъяснением, почему сын не вернулся с войны, и получил сухой ответ: пропал без вести. Лишь после того, как Александр Паненко получил доступ к архивам фашистских лагерей для военнопленных, он нашел учетную карточку Фёдора Чурсинова. Его имя значится в Книге памяти погибших военнопленных немецкого лагеря № 326. Выяснилось, что Фёдор вместе с тремя курсантами после первого неравного боя попал в плен. Первоначально находился в лагере возле немецкого городка Бранденбург, затем его перевели в лагерь № 326 (земля Северный Рейн - Вестфалия). От тяжелого труда он надорвался и умер 13 мая 1944 года, не дожив год до Великой Победы. Похоронен в городке Штукенброк на кладбище для военнопленных, могила № 1407, ряд № 30.

Как удалось выяснить, за кладбищем этим до сих пор ухаживают местные жители.

«Принесите справку...»

Елена Бугримова окончила среднюю школу № 1 в Изобильном накануне войны. После нападения Германии на СССР вместе с пятью школьными подругами-комсомолками пришла в райвоенкомат и попросилась добровольцем на фронт. Девушек направили в Тбилиси, где они окончили курсы радиотелеграфистов и попали в 40-й отдельный полк связи Южного фронта. Первое время Лена писала маме, но потом перестала…

Так и не дождалась больше Устинья Антоновна, воспитавшая восьмерых детей, весточки от нее. Пришла бы похоронка - выплакала бы слезы, потом бы успокоилась… А на тех, кто пропал без вести, похоронки не приходили. Надежда узнать судьбу дочери появилась накануне 30-летия Победы, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения семей военнослужащих, погибших на фронте».

Обрадовалась Устинья Антоновна, что ей могут повысить пенсию как матери не вернувшейся с войны дочери. Правда, надо было предъявить официальные документы о ее гибели. С помощью грамотных людей обратилась в архив Министерства обороны СССР в Подольске Московской области с просьбой выслать справку о судьбе дочери для пересмотра пенсии. Ответа не дождалась... Престарелая женщина пошла в райсобес, там спросили, мол, похоронка на дочку приходила? Нет? Тогда принесите справку, что погибла на фронте, без этого пенсию нельзя повысить. Тогда мать рассказала о своих мытарствах райвоенкому Виктору Руденко. Тот не только подготовил запрос в архивы о судьбе Елены, но и нашел двух ее подруг, которые вместе с ней воевали. Мария Молодых и Мария Ермоленко написали все, что знали о Елене.

Они служили в одной роте, но дежурили на разных радиостанциях. Шел второй год войны. Наши войска наступали на Харьков. Немцы контратаковали. Полк связи нес большие потери. Нужно было срочно заменить выбывших из строя радиотелеграфистов. Получив приказ, Елена вместе с еще одной связисткой и водителем отправилась с радиостанцией на передовую. Спустя несколько дней свободных от дежурства радисток собрали в штабе и политрук сообщил, что машина, на которой ехала Елена, попала в засаду… Погибших товарищей почтили минутой молчания. Через полгода после отправки запроса райвоенком получил сведения из архива МО СССР. «Красноармеец Бугримова Елена Ивановна, 1923 г.р., убыла в мае 1942 г. в командировку в 5-й кавкорпус (район г. Изюм) и в часть не вернулась. Исключена из списков части и всех видов довольствия с 27.08.42». Хитроумная справка. С одной стороны, вроде погибла, коли в часть не возвратилась. С другой - нет достоверных сведений, что это так. Может, в плен попала. Может, к врагу перебежала. Может, была убита и похоронена на скорую руку в безымянной могиле возле дороги, по которой ехала машина. Может, может… Версий много, но факт один: 5-й кавкорпус под командованием лихого генерала Иссы Плиева, куда и направлялась Елена Бугримова, приказом НКО СССР от 15.07.42 г. был расформирован. От него почти ничего не осталось, как и от 37-й армии, куда он входил, попавшей в печально знаменитый «Барвенковский котел», в котором погибли 300 тысяч (!) бойцов и командиров Красной армии. Не считая огромного количества пленных. Поражение под Харьковом из-за просчетов командования во главе с маршалом Тимошенко и членом Военного совета Хрущёвым многие историки и эксперты оценивают как одну из серьезных катастроф советских войск. И что стоила в этой многомиллионной смертельной схватке жизнь Елены Бугримовой? К сожалению, маме ее так пенсию и не пересчитали. Нет бумажки о гибели дочери - нет и самого факта гибели.

Автор благодарит изобильненского поисковика Александра Паненко за участие в подготовке этого материала.

Наша справка

Появился онлайн-сервис по поиску информации о погибших и пропавших без вести воинах.

На протяжении нескольких лет 9 мая в рядах «Бессмертного полка» можно увидеть фотографии совсем юных солдат, где указана только дата рождения. «Я даже не знаю, где и когда погиб мой отец», «Мы не знаем, где похоронен наш дед», - говорят участники шествия. Спустя 75 лет острота проблемы остается - миллионы семей хотят узнать о судьбах своих героев. Для решения данной проблемы в марте 2020 года, при поддержке Фонда президентских грантов, начал свою деятельность Всероссийский центр приема и обработки обращений граждан Российской Федерации на поиск информации о погибших и пропавших без вести родственниках в годы Великой Отечественной войны - Народный проект «Установление судеб погибших и пропавших без вести защитников Отечества». В рамках проекта работает онлайн-сервис «Найти солдата» (https://poisk.proektnaroda.ru/), с помощью которого по принципу «одного окна» граждане могут бесплатно подать заявку на установление судьбы родственника - участника Великой Отечественной войны. Если по каким-то причинам человек не сможет самостоятельно оформить запрос через сайт, он может обратиться на горячую линию Народного проекта по телефону 8-800-300-68-97, операторы примут заявку на исследование боевого пути их родственника.

Анатолий БЕРШТЕЙН
««В списках не значатся...»»
Газета «Ставропольская правда»
9 сентября 2020 года