06:35, 22 июня 2018 года

О работе поисковиком рассказывает Александр Паненко

-До революции наша казачья семья жила на Кубани, в станице Величковской, - рассказывает Александр. - Мои прадеды служили в Кубанском казачьем войске, один из них, Артём Паненко, награжден медалью «За турецкую войну». Она была учреждена по указу Николая I и предназначалась для участников войны 1828—1829 годов. В конце 20-х годов прошлого века семья в результате расказачивания переселилась на Ставрополье, где было относительно спокойно.

У бабушки Александра сохранились фотографии ее отца, который воевал в Первую мировую войну в одном полку с кавалером трех Георгиевских крестов и двух Георгиевских медалей Иосифом Апанасенко, уроженцем Ставропольской губернии. Бережно хранятся в семье и фотоснимки родного брата дедушки, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны.

Именно желание узнать о его судьбе и подтолкнуло после окончания института в 1993 году молодого историка А. Паненко к поисковой работе. С этого времени он открывает не только для родных и близких, но и для всего общества имена павших.

- Трудно, наверное, искать иголку в стоге сена? - спрашиваю Александра. - Я имею в виду розыск тех, для кого последним приютом стала братская могила или просто сырая земля…

- Конечно, нелегко, - говорит он. - Но мной и в первые годы поисков, и сейчас движет осознание важности того, чем занимаюсь. Скажу без пафоса, но искренне: мы, ныне живущие, в неоплатном долгу перед теми, кто отстоял наше Отечество.

Александр «раскрыл», скажем так, процесс поиска. Это, как правило, запросы в различные архивы, чаще всего военные. С появлением Интернета значительно расширились возможности для изысканий. Он установил контакты и с поисковыми отрядами, и с такими же, как сам, одиночками, причем не только в нашей стране, но и в Белоруссии, Германии, на Украине. Ведет постоянную переписку, обменивается информацией.

К сожалению, о судьбах многих бойцов и командиров Красной армии, не вернувшихся с фронта, до сих пор ничего не известно. На помощь пришел обобщенный банк данных Министерства обороны РФ «Мемориал». По сути, это неиссякаемый источник полезных документов для пытливых и любознательных. Воспользовавшись этим банком, Паненко начал сверять списки пропавших без вести земляков со списками пленных, которые аккуратно составляли фашисты, и поразился их огромному количеству. Однако до сей поры, хотя прошло уже более 70 лет со дня Победы, немало солдат, которые значатся в этих списках, ОФИЦИАЛЬНО числятся пропавшими без вести, и родственники о них ничего не знают. Поэтому, собирая буквально по крупицам информацию о тех, кто не возвратился с полей сражений, но чьи судьбы стали Александру известны, он на протяжении многих лет публиковал о них материалы в газетах Ставрополья и соседних регионов. Люди наконец после бесконечных, но зачастую бесполезных обращений в военкоматы, другие органы власти стали узнавать подробности о гибели на фронте, нахождении в плену, даже месте захоронения родных. На А. Паненко обрушился шквал телефонных звонков и писем, к нему начали приезжать родственники погибших из разных уголков Ставрополья, республик Северного Кавказа, других регионов страны.

- Эти встречи невозможно ни забыть, ни описать - говорит поисковик, - столько переживаний, волнений, эмоций! Кто-то радовался, кто-то плакал, кому-то становилось плохо. До сих пор мне звонят, просят разыскать брата, мужа, отца, деда.

Немалую помощь ему оказывают поисковые отряды, поскольку у них больше финансовых возможностей.Они выезжают на места минувших боев, находят останки погибших и предают земле. Если о павшем становится известно, что он родом из нашего края либо с Северного Кавказа, Александру приходит такое сообщение, и он начинает искать родственников.

В августе прошлого года в Брянской области нашли останки бойца, у которого сохранилась медаль «За боевые заслуги». Имя установили по номеру награды в Российском государственном военном архиве: Фёдор Боев, уроженец Ворошиловска (ныне Ставрополь). До войны жил с семьей в Брянской области. В этом же регионе поисковики обнаружили захоронение пяти советских воинов и среди них останки нашего земляка красноармейца Ивана Зибарова из села Кугуты Петровского района. Увы, их родственников найти пока не удалось…

Я спросил Александра, ведет ли вообще счет тех, чьи судьбы стали известны в ходе исследований. Оказалось, за годы поисков он отыскал несколько десятков уроженцев края и соседних регионов. Для него важно, как он считает, вырывать из небытия, из забвения солдат, не вернувшихся домой, чтобы о каждом из них знали. Особенно гордится тем, что узнал - немало земляков, находившихся в плену, не мирились со своим положением, устраивали побеги, присоединялись к партизанам, движению Сопротивления в оккупированной гитлеровцами Европе.

Стоит заметить: сегодня розыск павших - больше, чем розыск, он неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, для многих из которых любовь к Родине не пустой звук. Одна только общероссийская акция «Бессмертный полк» чего стоит… Поисковика часто приглашают в учебные заведения Изобильного, в библиотеки для бесед со школьниками. Он подробно рассказывает о результатах своих исследований, о героизме советских солдат и офицеров на фронте и в плену. Некоторые ребята на встречах рассказывают о своих родных и близких, прошедших войну. Примеров мужества в отечественной истории очень много. Они есть и в каждой семье. В конце концов, хребет фашизму сломали именно наши отцы и деды.

Анатолий БЕРШТЕЙН
«Вырвать из небытия»
Газета «Ставропольская правда»
22 июня 2018 года