Александр Писаренко

Александр Писаренко

Этот пилотный проект, внедренный уже в большинстве российских регионов, предполагает отказ от зачетного принципа и освобождение работодателей от таких затрат. И такие эволюционные изменения уже затронули интересы как работодателей, так и наемных работников. Как стартовала реформа на Ставрополье? С этого вопроса началось интервью корреспондента «СП» с руководителем регионального отделения ФСС РФ А. Писаренко.

– Я думаю, что теперь уже можно сделать однозначный вывод, что все эти преобразования у нас в крае удалось внедрить без больших проблем. Система прямых выплат действует в полном объеме и для работодателей, и для получателей социальных пособий. Сегодня выплачено более 15 тысяч пособий на сумму, превышающую 130 млн рублей, из них почти 90% пришлось на оплату листков нетрудоспособности, оставшаяся часть направлена на выплаты по беременности и родам. Задача сегодняшнего дня – формирование списков получателей пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Такое пособие в августе получат около 15 тысяч жителей края, ухаживающих за детьми. Эта статистика будет динамично меняться в сторону увеличения выплачиваемых социальных пособий. Реформа потребовала перестроить структуру Ставропольского регионального отделения ФСС РФ. При нем создан специальный расчетный бухгалтерский центр со штатной численностью 49 специалистов, который и занимается этими выплатами по всему краю. Стоит уточнить, что при этом обошлось без увеличения общей численности работников регионального отделения. Провели только оптимизацию штатов в наших межрайонных филиалах. Все специалисты центра прошли обучение. В этом нам помогли коллеги из Белгородского регионального отделения ФСС. Оно было определено в качестве куратора, поскольку использует эту новацию уже четыре года и имеет опыт, который помог нам избежать ошибок на первом этапе применения прямых выплат. Еще, наверное, стоит сказать и о том, что в подготовке к переходу на этот пилотный проект, несмотря на пандемию и режим самоизоляции, участвовали не только наши специалисты, но и бухгалтерские службы многих работодателей края. Для них были организованы семинары в формате видеоконференций. Ну а в нашем расчетном центре, где пока не все вакансии заполнены, ждем на работу молодых специалистов, прошедших обучение по специальности «бухучет и аудит». Для этого работаем с вузами и службой занятости края.

– Вы говорите о том, что работодатели и их бухгалтерские службы тоже были заранее подготовлены к новым условиям работы. Но ведь реформа эта затронула в том числе и тысячи малых предприятий, частных предпринимателей, имеющих наемных работников, где, вообще-то, не так много опытных бухгалтеров. Неужели и у них сейчас все так уж беспроблемно?

– С трудностями столкнулись только те предприятия в нашем крае, которые откладывали переход на новую систему выплат, как говорится, на последний день. И вот пришел июль, кто-то из работников заболел, пришла пора заплатить работницам, которые находятся в декретных отпусках, надо заполнять реестры и передавать их в ФСС – начались проблемы. К тому же из-за режима самоизоляции и перехода предприятий на «удаленку» некоторые работодатели не смогли вовремя перечислить майские и июньские социальные выплаты из своих средств. Теперь этот массив не-оплаченных бухгалтерских счетов упал на нас. Приходится уточнять, сверять, получать подтверждающие документы и гарантийные письма работодателей. Так что задержки с выплатами есть. Об этом можно судить хотя бы по звонкам на телефоны «горячих линий», которые мы открыли во всех межрайонных филиалах. Сейчас туда обращаются руководители и бухгалтеры в основном небольших предприятий, которые о реформе только слышали, но конкретно к ней не готовились. Из-за этого и возникли трудности в этот переходный период. Звонят, конечно, и работники, не дождавшиеся положенных им выплат. Что остается делать нашим специалистам? Терпеливо объяснять суть преобразований в системе социальных выплат. Находить конкретные ошибки в реестрах, которые мы получаем. И исправлять их совместно с бухгалтерскими службами различных предприятий в режиме онлайн.

Приходится объяснять и то, что новая система, в общем-то, проста и прозрачна, все возможные проблемы можно быстро решить. Например, через личные кабинеты работодателя или работника на сайте ФСС. И там же выяснить, на каком этапе и по какой причине тормозятся выплаты по больничным листам, пособия беременным женщинам или выплаты при рождении детей и по уходу за детьми до полутора лет. Ну а для того чтобы впредь избегать этих трудностей переходного периода, мы наметили еще ряд обучающих семинаров как раз для тех предприятий, где случаются какие-то сбои. Думаю, что за два-три ближайших месяца все наладится и новая система социальных выплат заработает в крае без всяких проблем. Кстати, наши кураторы и коллеги из Белгородского филиала ФСС продолжают оказывать и методическую, и практическую помощь.

– Александр Александрович, а все-таки у вас лично есть уже ощущение, что система прямых выплат более прогрессивна по сравнению с тем, что было раньше?

– Да, безусловно. К тому же она выгодна и работодателям, которым больше не приходится изымать деньги из оборота для выплаты социальных пособий, при этом страховые взносы не увеличились. И работники могут больше не сомневаться, что все пособия они получат в полном объеме и в положенные сроки. Причем независимо от финансового положения больших или малых предприятий, организаций и фирм, в которых они трудятся. Эта новая система создает совершенно прозрачный и честный механизм социального страхования в России: предприятие платит страховые взносы за каждого работника, а наш фонд гарантирует выплату пособий по больничным листам или по беременности и родам из своих средств, которые формируются за счет этих самых взносов. Как показывает практика других регионов, где система прямых выплат была внедрена раньше, у рядовых тружеников никаких проблем не возникает. При этом, как вы понимаете, речь идет только о тех, кто оформлен на работу официально, а предприятие работает по «белой» бухгалтерии, без зарплат «в конвертах». Ну а наши ревизоры в ходе проверок тоже будут способствовать искоренению этих самых «серых» схем в экономике.

– Я предполагаю, что главный вопрос от тех, кому положены социальные выплаты, на телефоны ваших «горячих линий» звучит сейчас так: где застряли мои деньги.

– Ну, примерно так. При этом порядок оформления социальных выплат для работников абсолютно не изменился. Если кто-то оказался на больничном, после закрытия листка нетрудоспособности должен сдать его в свою бухгалтерию и написать заявление в установленной форме, указав свои банковские реквизиты или адрес, если кто-то хочет получить выплату почтовым переводом. Бухгалтерия в течение пяти дней формирует реестры работников, имеющих право на пособия, и передает их по системе электронного документооборота в наш расчетный центр. Ну а там специалисты перечисляют деньги конкретным получателям в положенные по закону сроки – в течение 10 дней после получения от работодателей необходимых сведений. Из-за чего пока случаются задержки? Во-первых, из-за ошибок в реестрах или из-за неверных банковских реквизитов и адресов. Во-вторых, из-за задержек с составлением реестров. В итоге специалистам нашего расчетного центра приходится все сверять, перепроверять, исправлять ошибки, используя при этом систему электронного документооборота в режиме онлайн. Но, думаю, все эти болезни начального периода через месяц-другой закончатся. Система отладится. И как показывает опыт других регионов, на перечисление средств из фонда конкретным получателям требуется даже не 10 дней, а в 2 – 3 раза меньше. Кстати, в связи с пандемией мы уже с апреля использовали систему прямых выплат тем, кто по две недели находился на домашнем карантине, а также работающим пенсионерам старше 65 лет, которым автоматически открывались больничные листы. И никаких сбоев, никаких проблем не возникало. К тому же минувшее после 1 июля время показывает, что жители края и местные работодатели все чаще стали использовать возможности личных кабинетов на нашем сайте. Надеюсь, что такая тенденция продолжится. И это тоже позволит отладить систему прямых социальных выплат на Ставрополье.

Александр ЗАГАЙНОВ

Перемены без проблем / Газета «Ставропольская правда» / 29 июля 2020 г.