© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Началось лето, запахло каникулами, близится к концу учеба в школах. Можно подводить первые итоги нового, дистанционного формата обучения школьников. На вынужденную временную меру пришлось пойти в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Министр образования Ставропольского края Евгений Козюра рассказал о достижениях региона в освоении «дистанционки».

– Евгений Николаевич, «дистанционное обучение» – это хорошо или плохо? Какова ваша точка зрения?

– Однозначно сказать нельзя. Дистанционное обучение не заменит «живых» уроков в школе, когда ученик и учитель находятся в непосредственном общении. Хотя опыт показал, что в дистанционном обучении есть свои плюсы. Обучение «бесконтактным способом» показало педагогам и детям возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе.

Вместе с тем не у всех детей есть компьютеры, у кого-то недостаточно высокая скорость интернета. Немало многодетных семей с одним компьютером. Из-за этого возникает трудность выполнения и отправки задания в срок. Дистанционное обучение выявило и такую проблему, как отсутствие самоорганизации у отдельных обучающихся. Сейчас ученикам и педагогам не хватает живого общения, но мы понимаем, что дистанционное обучение – временная мера, вызванная эпидемиологической ситуацией в стране и крае.

– Расскажите, как в новых условиях проходит процесс обучения?

– На сайтах общеобразовательных организаций размещаются индивидуальные планы для каждого класса с указанием темы и видов работы на конкретном уроке, домашнего задания, способов обратной связи с учителем. При разработке этих планов учитываются технические условия и возможности в различных семьях, предлагаются альтернативные варианты изучения материала: работа с учебником, прослушивание аудиофайлов, просмотр видео. Ключевой организатор сейчас – учитель. Именно на его плечи легло построение взаимодействия с детьми и их родителями. Обратную связь с учениками организовали с помощью электронных дневника и почты, групп обучающихся и родителей в мессенджерах.

Что же касается платформ, то учителями активно используются ранее применяемые «Учи.ру» и «Российская электронная школа», «Якласс». Освоили педагоги и новые сервисы: «Яндекс», «Моя школа в онлайн», «Инфоурок» и другие. Очень радует, что наши учителя заинтересованы в самостоятельном нахождении дополнительных путей для эффективного обучения.

Например, в средней школе № 23 города-курорта Пятигорска для удобной работы на «ЯндексДиск» создан файлообменник. У каждого участника образовательного процесса есть свои обязанности: ответственные дают доступ на просмотр и скачивание ученикам видеоматериалов, текстовых документов, видеоуроков, подготовленных учителями. Классные руководители контролируют размещение материалов и действия учеников и учителей. Учителя-предметники своевременно готовят материалы и передают ответственным. На «ЯндексДиск» организованы папки для доступа, структурированы по датам, предметам, классам: 5а, 5б, 5в…

Учителя используют в работе и современные онлайн-доски. С ними удобнее визуализировать учебный материал, проводить «мозговой штурм». Они отлично подходят для совместной работы с учениками, в том числе во время видеоконференций. Ученики обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке докладов.

В настоящее время учителя начали осваивать еще один удобный набор инструментов для проведения дистанционных занятий – онлайн-школа «Инфоурок». Школами приобретен опыт одновременного подключения всех обучающихся класса и учителя-предметника к общей виртуальной комнате. При этом учителя и обучающиеся находятся у себя дома, а создание и запуск виртуальной комнаты осуществляется из школы. Эта модель позволяет контролировать проведение уроков в строгом соответствии с расписанием школы. Одна ссылка на все уроки, можно контролировать прогулы.

Но все же наиболее востребованной формой дистанционного обучения стали учебные ролики, созданные самими педагогами. Это особенно важно для малышей начальной школы. Для них важно создать ориентиры для самостоятельной работы.

Несомненным достоинством такого способа изложения является возможность услышать знакомый и привычный голос учителя, прослушать объяснение в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Дети в этом формате успешно выполняют предложенные упражнения самостоятельно.

– Евгений Николаевич, но есть дисциплины, изучение которых сложно представить без живого общения. Например, физическая культура, изобразительное искусство или иностранный язык. Как учителю преподавать и контролировать произношение?

– В настоящее время предусмотрена и возможность «услышать» учителя. Учитель записывает объяснение новой темы урока и отправляет ученикам через мессенджер. Прослушать запись ученик сможет для лучшего понимания несколько раз. А школьники записывают видео- или аудиоответы, чтобы учитель мог оценить не только грамотность выполнения задания, но и при необходимости дать соответствующие рекомендации ребенку.

Многими учителями используются интерактивные методы при проведении дистанционных занятий: блиц-опросы, викторины с использованием компьютерной графики и анимации. При проведении уроков физической культуры, технологии, изобразительного искусства и музыки широко используются видео- и фотоматериалы, презентации. Популярна среди учителей точных наук и русского языка видеозапись разбора и оформления задач и упражнений. Она используется параллельно с аудиофайлами, позволяет наглядно и поэтапно показать, как, например, построить схему к задаче или составить краткую запись, выполнить морфологический разбор имени существительного…

Действительно очень важная и неординарная задача в период дистанционного обучения возникла перед учителями физической культуры. Будущие спортсмены соблюдают режим, ответственно выполняют разработанные физические комплексы, активно занимаются спортом, ежедневно присылая фото- и видеоотчеты тренировочного процесса своим тренерам-преподавателям.

– Что пришлось освоить педагогам в связи с временным переходом на «дистанционку»? Как контролируется работа учителей?

– Для контроля деятельности педагогических работников и оказания им методической поддержки директорами школ проводятся совещания в режиме онлайн, на которых решаются организационные вопросы, обсуждаются проблемы, требующие незамедлительного решения, учителя имеют возможность поделиться опытом, получить консультацию.

Кроме того, у нас реализована система наставничества: за учителями, не в полной мере владеющими цифровыми образовательными технологиями, отдельные школы закрепили педагогов-наставников. Они ежедневно проводят консультации по методике организации учебного процесса с помощью цифровых образовательных платформ и ресурсов.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Не может заменить школу, но имеет свои плюсы / Газета «Ставропольская правда» / 3 июня 2020 г.