16:07, 27 марта 2020 года

Ставрополье решает проблему доступности финансовых услуг

Однако если для горожан дистанционные банковские услуги стали обыденным делом, то сельские территории в этом плане зачастую отстают. Об уровне доступности финансовых услуг жителям края беседуем с Георгием Тикуновым, управляющим Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России.

– Георгий Алексеевич, когда мы говорим о финансовой доступности, прежде всего представляется наличие офисов банков и других финансовых организаций. Или это понятие включает в себя более широкий спектр услуг?

- Конечно, это не только факт присутствия банковских офисов. У всех жителей нашего края должен быть качественный и равный доступ ко всем финансовым услугам – оплатить товары или услуги картой, снять деньги с карты, совершить перевод, взять кредит, оформить вклад и так далее. Причем, важно, чтобы такими услугами можно было воспользоваться и дистанционно – через Интернет. Не секрет, что в некоторых населенных пунктах нашего края не все из этих услуг доступны. А ведь финансовая доступность - это индикатор состояния финансового рынка. Поэтому Банк России с прошлого года реализует проект по повышению доступности к финансовым услугам в Ставропольском крае, особенно в малонаселенных пунктах региона.

- Когда вы приступили к этому проекту – насколько «запущенной» была ситуация?

- Надо сказать, что по сравнению с соседними регионами Ставропольский край выглядел выигрышно. В начале прошлого года мы подготовили «тепловую карту», по которой видно, как именно на территории Ставропольского края распределен доступ населения к финансовым услугам. Мы проанализировали коэффициент финансовой доступности, учитывая наличие в каждой конкретной зоне банкоматов, платежных терминалов, отделений банков, других финансовых организаций, отделений Почты России, мобильного и проводного интернета – на тысячу человек. Эта карта помогла всем участникам проекта понять, куда именно двигаться и в каком объеме необходимо прилагать усилия.

На старте нашего проекта на карте было 27 «красных» зон, где коэффициент финансовой доступности от 0 до 30%. Мы отметили 293 населенных пункта, в которых для доступа к финансовым услугам не было ничего. Я уж не говорю о банкоматах или отделениях банков, но были проблемы с доступом к интернету, и даже платежных терминалов в магазинах не было. А между тем зарплату и пенсию сегодня большинство людей получают на карту, соответственно и покупать товары им было бы удобнее, используя карту. Не у всех есть возможность поехать в соседний населенный пункт, чтобы снять в банкомате деньги для покупки в местном магазине за наличные. Поэтому есть примеры, когда свою карту передают другому человеку, чтоб он снял наличные – что противоречит правилам безопасного использования банковских карт.

Мы приступили к реализации нашего проекта по повышению финансовой доступности и через полгода обновили новую «тепловую карту», увидев, что количество «красных зон» сократилось до 21. Одновременно число «зеленых» зон увеличилось с 49 до 53.

- А что именно позволило улучшить эту ситуацию?

- В начале проекта мы создали в крае рабочую группу по повышению финансовой доступности на отдаленных, труднодоступных и малонаселенных территориях. В ее состав вошли специалисты нашего ставропольского Отделения Банка России, представители органов исполнительной власти, кредитных и финансовых организаций, операторов сотовой и фиксированной связи. Все ее участники – индивидуально и совместно – реализовали ряд мероприятий, которые помогли добиться этого эффекта. В частности, сеть доступа к финансовым услугам расширилась за счет открытия точек обслуживания в почтовых отделениях. Теперь работник почты может выдавать наличные по карте, или принимать деньги на карту, то есть выполнять отдельные банковские операции. В некоторых отделениях почтовой связи появились постоянные места для представителей банков, сейчас таких точек 56.

Начал развиваться проект СashОut, позволяющий снимать наличные с банковской карты на кассе в магазине. Это альтернатива банкоматной сети, особенно актуальная для населенных пунктов с низкой доступностью финансовых услуг. Всего таких точек сегодня в крае 1015. Но подавляющее большинство из них работает в отделениях почтовой связи, непосредственно в сельских магазинах – лишь 44 таких точки, и еще 28 – на автозаправочных станциях.

Правда, остаются пока районы края, где предприятия торговли не реализовывают такой подход по получению наличных денег (Александровский, Арзгирский, Грачевский, Левокумский, Степновский, Туркменский). В этой связи очень хочется, чтобы муниципальные органы помогали привлекать сельские розничные сети к участию в проекте.

- И как сегодня можно оценить состояние этой сферы?

- С платежной инфраструктурой ситуация улучшилась: устройств для оплаты товаров и услуг банковскими картами сегодня в крае больше 41 тысячи, в начале прошлого года было около 34 тысяч.

Что касается обеспеченности банковскими услугами в сельских населенных пунктах, то общее состояние этой сферы в крае – удовлетворительное, однако в сравнении со средними показателями по стране Ставрополье несколько уступает. В среднем у нас в крае 171 учреждение банка на 1 млн жителей, а среднероссийский уровень – 208 учреждений банка на 1 млн жителей. Банковские учреждения в крае распределены неравномерно: в один районах на 1 млн жителей приходится 93 банковских отделения, а в других – до 353.

Полный спектр банковских услуг можно получить в основном в городах, райцентрах, крупных селах. А с малыми населенными пунктами картина иная: больше 70% из них пока не имеют банковских учреждений. Там людей порой спасают отделения почтовой связи, но и они охватывают лишь чуть больше половины населенных пунктов.

- Но ведь вряд ли в каждом селе можно будет открыть по банковскому офису или даже поставить по банкомату?

- Конечно, но мы и не рассчитываем на это. Прежде всего, есть необходимость обеспечить торговые точки терминальным оборудованием, увеличить долю безналичных платежей, улучшить доступ к интернету, дать людям возможность пользоваться финансовыми мобильными приложениями, обеспечить людей консультациями по финансовым услугам. Это уже будет большой шаг и существенное повышение комфорта для людей.

- Вы упомянули консультации для людей по финансовым услугам. Это тоже часть проекта? Как она реализуется?

- Да, финграмотность людей – это одна из граней финансовой доступности. Повышать доступность финуслуг нужно параллельно с повышением уровня знаний о них. В противном случае есть большой риск, что человек может сам себе навредить, не зная, как этими услугами пользоваться. Например, оформить вместо банковского вклада инвестиционное страхование жизни или неразумно оценить свои возможности и взять много кредитов. Поэтому мы ведем работу по повышению финансовой грамотности, проводим лекции, семинары, вебинары, консультации – форматов много. В прошлом году провели более 100 мероприятий для людей разных возрастов – от школьников до пенсионеров, больше 4 тысяч человек. Открыли пункты финансового просвещения в четырех селах Грачевского района, куда выезжали 4 раза консультировать граждан по финансовым вопросам.

- Как дальше будет развиваться проект? Есть конкретные планы и мероприятия на этот год?

- Да, совместно с главами муниципальных образований мы сформировали перечень предприятий, заинтересованных в размещении электронных терминалов. Их 190. 60 из них банки уже оснастили эквайринговым оборудованием, еще 87 сейчас рассматривают предложения от банков.

Также Банк России будет привлекать МФЦ и Почту России к реализации приема платежей не только наличными, но и с использованием платежных карт.

За год популярность безналичных операций по товарам и услугам выросла в 1,5 раза. Спрос на покупки банковской картой растет стабильно, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы обеспечить людям доступ к безналичным платежам в любом месте.