18:44, 3 марта 2020 года

В Ставропольской краевой библиотеке рассказали об истории платка

Главным героем встречи стал… женский платок. «Открой заветный сундучок…» - так назвали этот вечер участники клуба любителей старинной книги «Книжница» краевой библиотеки им. М. Ю. Лермонтова. Встреча стала очередной в серии «Истории старинных вещей».

Вообще-то словари обозначают слово «платок» достаточно сухо: кусок ткани, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий ее. Все. На самом же деле у этого аксессуара такая давняя и богатая история, что ни в сказке сказать… Причем, у разных народов — своя. Конечно, русский плат не исключение. Посадский и оренбургский — самые известные, а еще ведь были повойник, убрус, шаль, косынка, кашне…

Встреча получилась праздничной, и способствовало этому во многом то, что приглашенные дамы с удовольствием и не без понятного кокетства украсили плечи самыми разными платками, расцветив библиотечное пространство яркими красками, причудливыми орнаментами... Очень к месту пришелся обзор выставки «Неувядающая краса России», посвященной истории и современному бытованию платков. Здесь представлены весьма необычные, нынче вовсе малоизвестные книги, начиная с XIX века. Например, труд И. Забелина «Домашний быт русских цариц» (1869) знакомит с самым удивительным видом нарядов - одеждами русских цариц, где, конечно, присутствуют и причудливые головные уборы. И если слово «кика» довольно известно этнографам, то в непонятном «коруна» слышится что-то действительно царское. Живописный альбом «Народы России» (1880) представляет собой популярное, богато иллюстрированное описание нравов, образа жизни и обычаев, а также одежд 46 российских народностей. Не осталась в стороне от темы платков и серьезная наука. К началу XX века относятся «Историко-культурный атлас» и «Материалы по этнографии России» (1914г.). Более поздние издания занимательно рассказывают об оренбургском пуховом платке, всевозможных шарфах и галстуках. Сразу привлекают взгляд необыкновенной красоты альбомы «Русский исторический костюм для сцены» (1945г.) и «Народное искусство России» (2002 г.).

Немало удивительных историй услышали гости в этот вечер. Например, о появлении известных песен и романсов «Синий платочек», «Оренбургский пуховый платок», «Казачьи шали для любимых», «Подари мне платок». Поскольку песни известные, все дружно подпевали звучавшим в записи мелодиям.

А как много, оказывается, можно узнать о казачьих головных уборах, да и просто о платках наших мам и бабушек, и даже о... мужской моде на платки. Припомнились также обряды, подчеркивающие священный смысл платка: брошенный женщиной белый платок останавливал конфликт между мужчинами. Или пронзительно трогательный свадебный обряд, когда мать снимает с головы дочери фату и взамен надевает платок, символизирующий новую жизнь замужней женщины. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову замужней, когда она появлялась на людях. Выходить из дома с непокрытой головой было неприлично - отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть опозориться. Все эти интересные моменты из истории «простого» платка чутко и образно вобрал в себя русский язык, отразив в десятках пословиц и поговорок: «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», «На чужой роток не накинешь платок» и т.д.

Меняются эпохи и моды, но вот платок неизменно остается с женщиной. Он присутствует и в печали, и в радости, в дни торжеств и на веселых праздниках. Он по-прежнему украшает нашу жизнь, вносит в нее свои неповторимые краски. С приходом весны убираются в шкафы теплые шапки и женские лица словно оживают в обрамлении разноцветных платков…

Антонина АШИХМИНА
«Ты накинь, дорогая, на плечи…»
Газета «Ставропольская правда»
6 марта 2020 года