Государственный казачий ансамбль «Ставрополье»: сегодня и завтра
- Иван Иванович, на днях ансамблю исполнилось 39 лет, еще год - и круглая дата. А за плечами солидный творческий путь. Какими делами он отмечен в 2019-м?
- Минувший год был для коллектива очень успешным. Начался он, как и в этом году, с участия в Международной сельскохозяйственной выставке «Зеленая неделя», представляли в Берлине культуру Ставропольского края. Европейцы каждый раз с удовольствием угощаются нашими борщами и прочими гостинцами, ну и духовная пища тоже пользуется спросом. Всего же за год мы дали 207 концертов при плане 115. Провели 82 благотворительных концерта. Эстрадная группа ансамбля выступала с гастролями в Брянской, Белгородской, Курской и Воронежской областях. Традиционно стараемся радовать своими сольными концертами главные театральные площадки края в Ставрополе и Пятигорске. Землякам была представлена обновленная программа, в которую вошел ряд восстановленных вокально-хореографических композиций и миниатюр: «Станичный ухажер», «Донская игровая», «Утро». Очень важные гастроли состоялись в Беларуси, они были посвящены 75-летию освобождения республики от немецко-фашистских войск и имели большой общественный резонанс. Ансамбль принял активное участие в главном культурном событии мирового уровня, организованном министерством культуры края при финансовой поддержке правительства Ставропольского края, - III Международном фестивале «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС». Наши артисты представили красочную историческую часть церемонии, а эстрадная группа приняла участие в молодежном блоке.
Ну а потом мы поехали в Словакию, Италию, Францию и Болгарию. Ансамбль стал участником ряда международных фестивалей фольклора: в Кунардо и Галлиате (Италия), Дни Яношика (Словакия), Festival Mondial Folk в Плозеве (Франция) и, наконец, «Неделя Северного Кавказа в Республике Болгария». В Болгарии проводилось первое мероприятие по линии Министерства по делам Северного Кавказа, были приглашены творческие коллективы всех субъектов СКФО. Наша цель была показать сегодняшний Кавказ, мирный, развивающийся, перспективный, гостеприимный. Был прием в посольстве РФ и в МИДе Болгарии.
- Ваше участие - это ведь, по сути, культурная дипломатия в действии.
- Совершенно верно, культура всегда впереди политики. Несмотря на некоторые обострения политической ситуации, сложившейся, например, между Россией и Болгарией, очень многие люди там еще говорят по-русски, им интересна наша культура. Молодежь, конечно, воспитана иначе и говорит по-английски, хотя и русский прекрасно понимает.
Стали уже традиционными сентябрьские гастроли «Ставрополья» в Республике Крым, где нас любят и всегда ждут. А в конце года мы были рады принять участие в юбилейном концерте художественного руководителя Хора имени Пятницкого Александры Пермяковой в Москве. Впервые выступали в Концертном зале имени Чайковского Московской консерватории, это одна из ведущих площадок еще со времен Советского Союза. Там собрался весь цвет и народной, и классической музыки.
- Но «Ставрополье» - тоже цвет!
- В общем, без ложной скромности, это так… Приняли нас отлично, мы, что называется, взорвали столичную аудиторию своим казачьи плясом. Так что в целом год стал удачным. Стабилен состав ансамбля, сегодня это 171 человек - артисты балета, хора, оркестра и эстрадная группа, созданная три года назад по поручению губернатора края В. Владимирова. Люди не увольняются, как было несколько лет назад, потому что чувствуют себя увереннее, имея достойную зарплату. Заработали 13 млн руб., которые пошли на то, чтобы обеспечить достойную жизнь коллектива.
- Вашим зарплатам многие земляки могут позавидовать… Иван Иванович, а как обстоит с новыми творческими программами?
- В прошлом году нашу афишу пополнила громадная вокально-хореографическая композиция «Гуляю-гуляю», построенная целиком на казачьем материале. Она стала как бы первым шагом к грядущему 40-летию ансамбля. Наши фольклорная и эстрадная группы совместно разработали и большую новогоднюю программу для детей, успешно обкатали ее по школам в районах края. Должен сказать, детям нравится наш подход к аудитории, живое общение со зрителем.
- Этот опыт наработан ансамблем еще с программы «Восхождение к истокам», принесшей коллективу премию Правительства России.
- Кроме нее у нас еще есть для детей «Проводы казака на службу» и патриотическая программа «Эхо прошедшей войны». Последнюю мы начинали в ходе подготовки к 75-летию Сталинградской битвы и теперь продолжаем наполнять в рамках 75-летия Победы. Замечу: практика общения показала, как слабо дети знают историю Отечества, школа тут явно недорабатывает. У нас детские программы строятся на вопросах и ответах. Например, ведущий просит назвать дату Курской битвы, ребята с ответом затрудняются, а это школьная программа! Или спрашиваем, когда и где было великое танковое сражение?
- Что, даже и этого не знают?!
- Представьте себе. Справедливости ради добавлю, лучше других выглядел Новоалександровский район, зато в Ставрополе педагоги то и дело подсказывали детям ответы… Хотя вопросы касались общеизвестных событий войны.
- Наверное, в Год памяти и славы эта программа пользуется особым спросом.
- Именно поэтому мы создали свои «фронтовые бригады», чтобы можно было небольшими мобильными группами выезжать в малые села. Не каждая сцена может принять большой коллектив, а так очень удобно. Кстати, на концерты в Буденновском и Апанасенковском районах на детскую программу приходило много взрослых.
- Кто ж не придет на ансамбль «Ставрополье»!
- Хотя было заранее объявлено, что 45-минутная программа адресована детям. Но пришли все, а люди старшего поколения благодарили нас за то, что показываем такие программы детям. И еще говорили: «Приезжайте почаще!». Так что фронтовые бригады поедут по всему краю, численность коллектива позволяет гармонично поделить балетную, хоровую и эстрадную группы, и каждая бригада способна самостоятельно программу представить. В середине марта снова поедем в Новоалександровский район, там нас попросили оказать содействие в сборе средств на строительство памятника жертвам войны - воинам и детям войны. Мы бесплатно отработаем концерт, а средства от продажи билетов пойдут на сооружение этого памятника. Разумеется, мы с удовольствием откликнулись, дело благое, надо помочь.
- Наверняка уже есть в перспективе какие-то зарубежные поездки, у вас без них не обходится.
- Есть приглашение в Португалию, на Тайвань, возможна поездка в Таиланд, ведем переговоры по организации коммерческих гастролей в Турции и других странах. Русский фольклор востребован везде! Независимо от того, казачий он или иной. В мире ценят его высокий уровень.
- Хоть что-то у нас на более высоком уровне, кроме «оборонки»!
- Дело в том, что во Франции, Португалии или Польше нет такой качественной обработки фольклора и нет таких профессиональных коллективов, как у нас. Еще в Советском Союзе была задана высокая планка в этом виде искусства. И надо обязательно ее не уронить.
- Иван Иванович, сейчас широко обсуждаются поправки в Конституцию, как вам инициатива Михаила Пиотровского и его группы внести в текст Основного Закона пункт о том, что культура является достоянием, которое необходимо охранять?
- Непременно нужно вписать! И еще предусмотреть четкую цифру бюджетного обеспечения, как было опять же в СССР - не менее 2% выделять на культуру, а не снижать из года в год… Я уверен, без культурного развития человек становится, извините, быдлом.
- Тот же Пиотровский сказал: не может культура сама себя содержать. И это директор Эрмитажа, музея, имеющего такие доходы от туристов!
- Он правильно говорит. Беда в том, что нас перевели в «услугу». А культура, в лучшем своем понимании, не может быть просто услугой. Особенно народная культура должна поддерживаться. Так что в Конституции записать обязательно! И не понижать процент бюджета!
- Как говорит народный артист России Николай Бурляев, на культуру надо тратить не меньше чем на оборону, ведь это тоже оборона наша - духовная.
- Не только оборона. Культура вообще идет впереди политики! Какие бы ни были сегодня сложные отношения, к примеру, России с Польшей, мосты начинают налаживаться именно благодаря культуре. Выезжают наши артисты, люди там смотрят на нас, им становится интересно.
- Вот с Украиной пока сложнее…
- Родственные, кровные связи рвут… И культура страдает тоже. А у «Ставрополья» в репертуаре много прекрасных украинских песен. Порой слышим советы убавить их количество, но мы на это никогда не пойдем! Это ведь резать по живому: часть программы вырезать, а другую оставить? После выступлений в Крыму коллеги из ансамбля «Таврия» благодарили нас за то, что сохраняем украинские песни в репертуаре.
- Ваши замечательные фольклористы продолжают свою поисковую работу?
- Да, регулярно и много ездят, записывают, обрабатывают. Елена Толстокорова готовит очередную книгу. Это наша незыблемая основа.
- Вроде бы уже давно все переписано, а оказывается, еще можно найти нечто…
- И находят! И узнают все новые нюансы в культурных пластах. Мы сталкиваемся порой с тем, что до нас по краю ездили ростовчане и кубанцы и теперь выдают эти песни за записанные на своих территориях. А на самом деле это неверно. Но мы люди лояльные, только хотим, чтобы вещи назывались своими именами.
- Эстрадная группа сохраняется под вашим брендом?
- Да, однако порой, глядя на афишу с названием «Ставрополье», народ не понимает: шли на одно, а увидели совсем другое… Мы вышли в министерство культуры края с предложением назвать нас концертно-творческим объединением «Ставрополье». Тогда на зрительских билетах это будет четко указано. Отрываться от бренда нашим эстрадникам не стоит, ведь и они представляют Ставрополье, у эстрадного состава значительная часть программы тоже построена на ставропольском материале, а уже потом - танцы народов мира.
- Я знаю, что у вас есть прекрасная мечта, о которой нельзя не сказать, поскольку эту тему мы с вами периодически обсуждаем уже не первый год…
- У нас, вообще-то, не одна, а три мечты! Первая - собственная репетиционная база. Все 39 лет существования лелеем эту мечту. Оставаясь в тесных помещения Дворца культуры им. Ю. Гагарина, мы не можем развиваться. Вот сейчас, видите, идет ремонт в здании, пришлось уплотниться до предела, заниматься буквально негде: 10 оркестрантов ютятся в комнате 9 кв. метров, а хоровая группа 22 человека – в 30 метрах. Вот и мечтаем о репетиционном и своем концертном зале.
- Почему так сложилось?
- Изначально руководители органов культуры края не подумали о том, что ансамбль будет расти, развиваться. А надо было! Еще одна проблема - наш транспорт. Автобусы 2003 года выпуска «пробежали» свыше 900 тысяч км. Мы на них ездим и по краю, и по стране, и по Европе. Они стали уже небезопасны. Был случай в прошлом году во время поездки по Уралу: 12 часов стояли на 18-градусном морозе, пока водители ремонтировали, спасибо им за их золотые руки, благо, что случилось не в открытом поле, а в небольшом населенном пункте, где артисты могли забежать в местный магазин погреться…
А третья мечта - иметь свою студию. Несколько поколений артистов уже вышли на пенсию, но нам не хочется терять людей, имеющих большой профессиональный опыт. Они могут учить детей, передавать свои знания молодежи и в вокальном искусстве, и в игре на музыкальных инструментах, и в хореографии. Это же преемственность поколений.
- Насколько я понимаю, почти все эти мечты способны воплотиться в появлении одного замечательного здания, проект которого у вас в кабинете уже есть.
- Да, начало положено: выделен земельный участок в Юго-Западном районе Ставрополя. Это молодой район краевого центра, нуждающийся в культурном обеспечении. А мы, обретя свой дом, сможем стать и центром дополнительного образования. Правительство края дает нам надежду на реальность исполнения мечты. Губернатор сказал, что здание будет построено обязательно. Так что в ближайшие несколько лет в Ставрополе появится культурно-образовательный и музейный комплекс, включающий в себя концертный и театральный залы. Там будет и музей, и реабилитационный центр для артистов, учитывая их большие физические нагрузки, и помещения для студии.
- Откройте, наконец, секрет: как рождается танец?
- Сначала появляется идея. Например, программа «Гуляю-гуляю» задумывалась в связи со 160-летием Терского и Кубанского казачьих войск, которые располагались на землях Ставрополья. Два рода войск, разные костюмы, разные мелодии, разная лексика. Однако, служа на Кавказской Линии, они, конечно, близко соприкасались. Вот и решили мы придумать сюжет их общения, начали смотреть имеющийся музыкальный материал, получился разный колорит той же лезгинки, и все это очень интересно в сочетании. Публика одобрила!
- Хочется только пожелать славному «Ставрополью», чтобы сбылись все ваши мечты, тогда и нам, зрителям, будет хорошо…
19 февраля 2020 года