07:02, 10 января 2020 года

Василий Балдицын: Времена не выбирают, в них живут!

Конечно, эти слова не принадлежат Василию Балдицыну. Их написал поэт Александр Кушнер. Но жирный восклицательный знак, обрывая фразу, поставил именно Василий.

…Меньше всего я хочу, чтобы получился этакий рассказ о том, «знаете, каким он парнем был». Потому что глагол «есть» в моем рассказе о председателе Союза журналистов Ставрополья в большой степени будет воспоминанием о журналисте и главном редакторе «Ставрополки» Василии Балдицыне. Но, согласитесь, что в канун Дня российской печати - это самое что ни на есть то. Кстати сказать, в журналистике он проработал 30 лет. А весь его трудовой стаж зашкаливает за 40.

Самыми экзотическими его профессиями за эти годы были две: грузчик-разборщик краснодарской «Межрайсельхозтехники» и собственный корреспондент газеты «Ставропольская правда» по… Шпаковскому и Грачевскому районам. Как в 19 лет можно попасть в грузчики-разборщики, я еще понимаю. Но второй случай… Вряд ли стоит вспоминать в деталях, почему в 1988 году Балдицын стал собкором по пригородным районам. Дело прошлое. Если коротко, не угодили вольнолюбивые журналисты газеты «Молодой ленинец» советской власти. А Балдицын служил там заместителем редактора и даже несколько месяцев возглавлял журналистский коллектив. В результате его буквально передали в «вышестоящую» «Ставропольскую правду» и сослали в район. Чтобы «спасти от вольнодумства» и уберечь для читателей.

Как это не покажется парадоксальным, у Балдицына нет, как принято говорить, профильного журналистского образования, но есть дипломы физика, экономиста, юриста, ученая степень по юриспруденции и ученое звание. Более десятка лет он активно преподавал в СКФУ. И по сей день он признанный специалист на Ставрополье по защите чести, достоинства и деловой репутации. Забегая вперед, скажу, что в те годы, когда он руководил «Ставрополкой», газета практически всегда выигрывала иски антигероев своих публикаций в суде. Были и единичные поражения. Но мы проигрывали не потому, что писали неправду. Мы проигрывали системе. Примета того времени.

Ну хватит об экзотике. Начнем с самого начала. Василий родился в Краснодаре. Этот город он любит и до сих пор при любой возможности заезжает туда. Что тянет? Ностальгия по детству и юности, счастливым и неповторимым? Ему с самого начала повезло - журналистский старт Василия Балдицына начался в «Комсомольце Кубани» в начале восьмидесятых годов прошлого века. Некоторые уже забыли, а многие и не знают вовсе, что это была одна из лучших газет Советского Союза. И, придя туда зеленым юнцом, он стал блестящим журналистом этой элитной команды, заслужив высшую профессиональную награду «Золотое перо Кубани». Перерыв был только на службу в армии.

В 1987-м Василий Балдицын переехал в Ставрополь. Недолгое время проработал в «Молодом ленинце» и на пять лет побратался со «Ставрополкой». Параллельно занялся организацией своего дела - производственного информационно-издательского предприятия «Сенгилей», которое и возглавил. Кто помнит, какое это было время! Демократия, свобода слова... Вот он и его коллеги-единомышленники, прошедшие самую значимую и авторитетную в крае школу журналистики «Ставропольской правды», выпускали в числе прочих газету «Пять дней». Хорошая была газета. По мнению исследователя печати Ставрополья того времени кандидата наук и (не будем забывать!) многолетнего редактора «Ставропольской правды» Марины Корнеевой, «5 дней» была отнесена к разряду знаковой, качественной деловой прессы: «Каждый штатный журналист владел аналитическими жанрами, умело привлекались надежные источники информации при максимально полной их идентификации, в материалах акцентированно проявлялся приоритет экспертных оценок над авторскими и одновременно отчетливо выделялась редакционная версия. Сила слова и точность мысли отличали это издание…». В пору 90-х прошлого века газета стала не только информирующим, но и организующим деловую жизнь края фактором, констатирует исследователь.

Потом была работа В. Балдицына в Государственной Думе Ставропольского края. В те годы сильно дискутировался вопрос: может ли журналист уходить во власть? Типа, он сразу перестает быть журналистом, а становится чиновником. А это несовместимо. Василий Балдицын уходил во власть трижды. В этот раз в представительную, потом дважды в исполнительную - был заместителем председателя правительства Ставропольского края, а сейчас он - референт губернатора. На Ставрополье таких примеров очень немного. Но всегда, даже став номинально чиновником, Василий оставался журналистом. Хотя, если честно сказать, хождение во власть, что уж говорить, наложило свой отпечаток и на его поведение, и на его привычки.

Все достоинства журналиста Балдицына мы, сотрудники «Ставрополки», да и она сама, оценили во время второго пришествия Василия в газету. Случилось это в 1997 году. Сначала он был первым заместителем главного редактора, потом возглавил «Ставропольскую правду», сменив на этом посту Марину Корнееву, и продолжил самые удачные годы для самой газеты и для ее коллектива, которые начались при ней.

Тогда мы завоевали, как мне кажется, все мыслимые и немыслимые журналистские награды Советского Союза и России. Даже престижнейший «Золотой гонг» - одна из главных журналистских наград страны - звонил в честь «Ставрополки» и ее журналистов четырежды, в том числе и в честь самого Василия Балдицына, получившего звание лучшего главного редактора регионального издания России. Такого достижения не добилась ни одна другая газета страны. Пятеро журналистов во главе с Балдицыным стали лауреатами премии Правительства России в области печатных СМИ. Такую награду на Ставрополье в нашем цеху тоже больше не получил никто. Хотя пытались. Премия давала не только престиж, но и большие по тем временам деньги. Василий мог получить ее сам, но представил на премию максимально возможное число журналистов своей команды. Сам он в 2000 году за продвижение в прессе экономических реформ и опыта промышленников и предпринимателей из рук Аркадия Вольского получил диплом лауреата Национальной премии имени Петра Великого и стал «Лучшим менеджером России».

Поверьте, это редкое качество, чтобы в главном редакторе счастливо сочетались и журналист, и редактор, и менеджер. У Василия оно было. Менеджер Балдицын в те трудные годы где-то умудрялся покупать бумагу значительно дешевле рыночной цены. Затеял и завершил в помещениях редакции, которые существовали в красках и интерьерах еще Советского Союза, ремонт. Причем начал его с кабинета отдела рекламы - показать товар лицом - и, пардон, туалета, в который не только нам, но и посетителям зайти было достаточно некомфортно. Последним был приведен в порядок кабинет главного…

Журналист Балдицын и сам писал. Не часто, в силу редакторской загруженности. Но к дню рождения газеты - обязательно. Он подводил итоги, говорил о новых задачах. И его понимали не только мы, журналисты, но и - главное - читатели «Ставрополки», которые вместе с нами становились творцами старейшей и лучшей газеты края. А острейшие его тексты, такие как «Бандидаты в депутаны промывают нам мозги», «Чиновный мордобой», «Медведь подавился пряником» запомнились многим и надолго. Увы, он чаще публиковался в федеральных изданиях, что, впрочем, задавало определенную планку и нашей редакции.

…Я любила смотреть, как он редактировал мои материалы. А он не любил, бурчал: не стой над душой. Я нахально садилась и смотрела. Он читал до конца страницы, потом возвращался к началу, правил слово или фразу, и что-то появлялось в материале, чего до этого не было. Он становился четче, яснее. Одно слово, мастер. Мы все, как один, одаренные и великие, у него учились. Уже будучи редактором, в 1999 году он победил в Ставропольском краевом творческом конкурсе имени Германа Лопатина за цикл журналистских расследований. Всего таких побед в его активе пять, причем все в разных номинациях: помимо газетных публикаций и за научные статьи, книгу о журналистах, авторскую телепрограмму и документальный фильм.

Сладкий портрет получился, скажете. Согласна. Соленое в характере Василия тоже есть. Он долго помнит обиды. Но тут, как «водолейка» Водолея, я его очень понимаю. Зодиак не переделаешь. Но на этом фоне он умеет прощать. Все. Даже предательство один раз простил. Когда понял, что человек совершил его случайно. Вот предателей по злому умыслу не прощает никогда. Но как-то умудряется испортить отношения с людьми, с которыми был близок долгие годы. Но тут я не судья...

Редактор Балдицын учил нас, что материал может превышать триста строк (было такое измерение журналистского труда в прежние годы) только в исключительных случаях. Рассказ о себе он вряд ли признает таким. А я уже приближаюсь к этому критическому пределу и ломаю голову, как уложить все оставшееся в полстранички. Давайте перечислением хотя бы того, что наиболее ярко помнится.

Было и третье пришествие Василия в «Ставропольскую правду» в 2016 году. Это было очень тяжелое время. Газета погрязла в долгах, сотрудникам зарплату задерживали на два-три месяца. Короче говоря, все были в унынии и тоске в ожидании краха, искали и не могли найти работу. Почти за два года его редакторства все чуть-по-чуть исправилось, и мы даже стали обладателем еще одного «Золотого гонга» за «новую жизнь старой газеты».

Живет созданный по инициативе Балдицына в 2001 году первым среди СМИ Ставропольского края сайт газеты «Ставропольская правда», который развился в сетевое массмедиа, имеющее одни из самых высоких показателей в отрасли. Многим нравился авторский телепроект «Закавычки», обозначенный как «чтение между строк», который В. Балдицын вел на телеканале «26 регион» в 2013-2018 годах, выпустив в эфир 253 передачи. Союз журналистов Ставрополья за годы, которые им руководит Василий, стал настоящим профессиональным и творческим союзом. Достижений много. Среди них создание в крае школы документального кино, которого на Ставрополье не было последние десятки лет. Многие фильмы были замечены и отмечены на престижных фестивалях. А документальный фильм «Потерянный мир», креативным продюсером и соавтором которого стал Василий, на форуме журналистов «Вся Россия» получил абсолютное первенство.

И еще. Как итог. За заслуги в области журналистики В. Балдицын представлен к присвоению почетного звания «Заслуженный журналист Российской Федерации».

***

…Когда-то давно Василий Балдицын отвечал на вопросы журнала «Журналист». Там был и такой вопрос: какое чувство вы хотите испытать? Он ответил: чувство искренней влюбленности. И речь шла далеко не только о женщинах. О влюбленности в жизнь, во время, в котором живешь, в Кубань и Ставрополье, в журналистику и в «Ставропольскую правду».