Как решить проблемы экологии и беспорядка в Кисловодске?
Почему в Кисловодске до сих пор много экологических проблем и беспорядка на улицах? Чтобы прояснить ситуацию, начальник управления экологии и муниципального контроля города-курорта Сергей Борзенков встретился с журналистами местных и краевых СМИ.
В последние годы губернатор и правительство Ставропольского края въездному району Кисловодска уделяют повышенное внимание. Оно и понятно: первое впечатление от города-курорта – самое стойкое. А прежде оно не всегда было благоприятным, поскольку по обе стороны от въездного моста гости видели пустыри.
Ныне же позитивные перемены налицо: по левую сторону от моста бетонными плитами завершили укрепление берега реки Подкумок и начинают благоустраивать набережную. Ударными темпами мелиораторы выкладывают бетонные плиты и по правую сторону.
Вскоре вдоль Подкумка на многие сотни метров протянется прекрасная набережная. У горожан и гостей курорта появится еще одна зона отдыха. Для поклонников здорового образа жизни это вдвойне приятно, поскольку рядом с будущей набережной находится тренировочная база, построенная к чемпионату мира по футболу и сейчас возводят современный физкультурно-оздоровительный комплекс.
Тем не менее первые вопросы корреспондента «СП» Сергею Борзенкову касались именно экологических проблем во въездном районе.
Сразу за строящимся ФОКом начинается дамба Нового озера.
В 70-е годы минувшего века это огромное гидротехническое сооружение было замечательной зоной отдыха. Здесь даже действовал яхт-клуб. Но затем начались проблемы перестроечного периода. Их усугубило наводнение, когда вода едва не прорвала дамбу. Чтобы предупредить возможную катастрофу, большую часть воды из Нового озера спустили. И на многие годы забыли о нем…
Постепенно бесхозная территория в городской черте превратилась в огромную свалку – сюда везли всевозможные бытовые и строительные отходы и на тачках, и на грузовиках. К счастью, этот очаг антисанитарии в городе-курорте удалось включить в федеральную программу, и три года назад под контролем минприроды Ставропольского края свалку ликвидировали, а Новое озеро окружили симпатичным сетчатым забором.
Увы, на сегодняшний день забор во многих местах сломан, а на место бывшей свалки вновь начинают везти строительные и бытовые отходы. В этой связи я и спросил Сергея Борзенкова, что делает управление, чтобы не допустить появления во въездном районе новой масштабной свалки?
Начальник управления заверил, что периодически его сотрудники проводят рейды на Новом озере. Но поскольку в рейдовой бригаде, обслуживающей весь город, только семь человек, то постоянно дежурить в одном месте они не могут. Вот и решили воздействовать на нарушителей санитарного состояния курорта иным способом – перекопать и завалить бетонными блоками подъезды к озеру со стороны поселков Мирный и Неженский.
В прежние годы этот способ не раз практиковали, но безрезультатно – через месяц-два канавы засыпали, а бетонные блоки тяжелой техникой оттаскивали в стороны.
Похоже, порядок на Новом озере не удастся поддерживать до тех пор, пока там не появится единый хозяин. Администрация Кисловодска выходила в суд с просьбой, чтобы всю прилегающую к озеру территорию передали муниципалитету, но получила отказ. Однако, как пояснили в администрации, федеральное Кубанское водно-бассейновое управление не спешит направлять силы и средства для присмотра за проблемным объектом в Кисловодске. И тому есть логичное обоснование: сейчас на самом высоком уровне решается вопрос о передаче Нового озера в ведение федерального учреждения «Юг Спорт» для организации там первого в стране гребного канала в среднегорье.
Сколько еще продлится этот переходный период – неизвестно. За это время там вновь может образоваться клоака. Выставить на государственной территории своих сторожей муниципалитет не имеет права. Так что надежда только на региональное минприроды.
Другая беда въездного района – жуткие пробки автотранспорта утром и вечером. И, соответственно, огромное количество выбрасываемых выхлопных газов. Дело в том, что в центр города-курорта ведет единственная шоссейная дорога – проспект Победы. С начала нынешнего века количество автомобилей у местных жителей выросло в несколько раз, да и большая часть отдыхающих приезжает на курорт на личном автотранспорте. С каждым днем въездной район все больше задыхается.
Что делать? Сергей Борзенков на мой вопрос ответил так: все руководители Кисловодска, включая нынешнего главу Александра Курбатова, поднимают эту проблему на разных уровнях, но не могут ее решить, поскольку Конституция Российской Федерации не позволяет ограничивать въезд в город. Даже если это город-курорт.
Мало оптимизма было в ответах начальника управления администрации Кисловодска и на куда менее масштабные вопросы. Сплошь и рядом муниципалы вынуждены только разводить руками. Ситуация резко ухудшилась после того, как 31 октября прошлого года законодатели внесли изменения в Закон Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-КЗ «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае». Прежде администрации муниципалитетов могли применять три десятка статей. А после внесения изменений в закон «на вооружении» муниципальных властей в борьбе за порядок на территории осталось только четыре статьи: состояние фасадов зданий, незаконные выносная торговля и реклама, повреждение зеленых насаждений.
Как объяснил начальник управления, намерения у депутатов были благие – исключить дублирование функций с другими ведомствами и структурами. Однако на практике это не сработало. Так, автоинспекция очень редко пресекает такое нарушение, как парковка на газонах, а сотрудникам МЧС недосуг штрафовать любителей разводить костры во время пикника на природе. У муниципального же контроля буквально связаны руки.
Но поскольку Сергей Борзенков - весьма искушенный управленец, он нашел лазейку в пункте «загрязнение элементов благоустройства», согласовал свои действия с прокуратурой, и таким образом в Кисловодске стали привлекать за 12 административных правонарушений: за выкладку товара на фасадную часть зданий, отсутствие урн, складирование мусора на городской территории и так далее. Однако даже с такой добавкой нынешние возможности муниципального контроля за порядком в городе-курорте неизмеримо меньше, чем были ранее. Вот почему депутаты городской Думы Кисловодска, поддержав инициативу главы города Александра Курбатова, обратились с официальным письмом к депутатам краевой Думы. Они просят их вернуть первоначальную формулировку 20-го краевого Закона «Об административных правонарушениях».
Так что теперь все надежды у кисловодских управленцев на региональных законодателей.
11 октября 2019 года