09:05, 8 октября 2019 года

Нарушений не должно быть. Однозначно

Название кампании символично – оно звучит, как напоминание, что знаки дорожного движения нужно воспринимать не так, как захочется, а именно так, как они гласят, без вольных трактовок обозначений. Инициаторами кампании, проходящей в рамках выполнения поручений президента в сфере федерального проекта «Безопасность дорожного движения» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стали ГУОБДД МВД России и экспертный центр «Движение без опасности». Во время акции, которая продлилась до 6 октября, были проведены многочисленные тематические мероприятия и просветительские кампании в детских садах, школах, парках, автошколах, многофункциональных центрах, на автозаправках, пешеходных переходах, в санаториях, базах отдыха, вузах и техникумах Ставрополья.

О том, как шла кампания, что она собой представляет и какие результаты в области дорожной безопасности уже достигнуты на Ставрополье, поделились спикеры прошедшей на минувшей неделе пресс-конференции: руководитель проекта «Однозначно» Валентина Кульбицкая, зампред краевого правительства Юрий Скворцов, главный госинспектор БДД Ставрополья Алексей Сафонов, замминистра дорожного хозяйства и транспорта СК Дмитрий Ворошилов, замминистра образования СК Элона Толгурова.

Никаких +19

Почему упор кампании делается именно на нарушение скоростного режима? Да потому, что оно, равно как и выезд на полосу встречного движения, является наиболее частой причиной ДТП с тяжкими последствиями – гибелью и травмированием людей, пояснила Валентина Кульбицкая. И привела страшные цифры статистики: в прошлом году на дорогах страны из-за нарушения скоростного режима произошли 10035 ДТП, в которых погибли 1368 человек и пострадали 13833. Не отстает, увы, и Ставрополье. С начала года в крае уже зарегистрированы 168 «скоростных» автоаварий, итог: 54 погибших и 235 раненых. Причем львиная доля этих ЧП случилась на трассах, где стоят знаки с указанием допустимо разрешенной скорости движения, но которые водители решили проигнорировать.

Показательно, что каждый третий автолюбитель, как показал опрос экспертного центра «Движение без опасности», пребывает в святой уверенности, что может смело прибавлять к указанным на знаке цифрам 19 километров (тех самых пресловутых «ненаказуемых км/ч») и ему за это ничего не будет. Да, в плане штрафов ездоку, передвигающемуся со скоростью 59 км/ч вместо диктуемых 40, не будет ничего. Но в плане последствий такого легкомыслия можно ожидать всякого, включая летальный исход. Этот ментальный перекос и должна исправить кампания «Однозначно».

- Решению проблем понимания дорожных знаков и посвящена социальная кампания «Однозначно». Она сконцентрирована на проблематике нарушений скоростного режима, опасности нештрафуемого превышения, которое представляет угрозу здоровью и жизни граждан. До сознания водителей мы постараемся донести мысль, что знаки ограничения скорости следует понимать однозначно: если указано не больше 60 км/ч, то не стоит превышать скорость, поскольку превышение скорости даже на «ненаказуемые» 19 км/ч создает массу опасных ситуаций на дорогах, - говорит Валентина Кульбицкая. - Многие автолюбители пребывают в ложной уверенности, что если знак разрешает ехать, например, 5 км/ч, то, если ехать 8-10 км/ч, ничего страшного, ведь за такое мизерное превышение их не оштрафуют, это нарушение не зафиксируется. Но представьте, что это придворовая территория и вам перебегает путь малыш. Или даже просто улица, где неожиданно на проезжую часть выйдет пешеход. И для пешехода, и для водителя эти «маленькие километры» могут оказаться фатальными.

Кстати, эти пресловутые «ненаказуемые 19 км/ч», введенные в 2013 году из-за несовершенства систем видеонаблюдения и планируемой балльной системы, вполне вероятно, вскоре канут в Лету. Уже совсем скоро планка допустимого ненаказуемого превышения скорости может быть снижена с 20 до 10 км/час. Но поскольку балльная система так и не была принята, а техника стала качественнее, необходимость в смягчении наказания за незначительное превышение скорости отпала.

Лихачи и зомби

Социологическое исследование, проведенное в рамках подготовки кампании, весьма наглядно демонстрирует, насколько неразвито правосознание участников дорожного движения в России. В борьбе закона и вечного русского «авось» побеждает последнее. Так, 55 процентов респондентов ответили, что часто встречали автомобилистов, движущихся быстрее установленного ограничения скорости в населенном пункте, а 65 процентов опрошенных встречали таких автомобилистов вне населенного пункта; 46 процентов участников опроса не считают превышение скорости на 20 км/ч серьезным нарушением правил дорожного движения, связанным с риском для жизни, а воспринимают как досадную возможность нарваться на штраф. Парадоксально, но 80 процентов опрошенных водителей согласны с тем, что риск попасть в ДТП возрастает при увеличении скорости движения автомобиля. Но при этом 73 процента считают, что тормозные системы современного автомобиля позволят им избежать фатального ДТП, а еще 62 процента считают себя настолько опытными рулевыми, что исключают вероятность аварии при любом превышении скорости.

Впрочем, винить только автомобилистов было бы неправильно. Среди пешеходов не меньшая доля нарушителей, тех торопыг, которые мчатся через проезжую часть на красный свет – мол, а что такого, машины же далеко. Тех «зомби», которые, уткнувшись в мобильники, закупорив уши наушниками и отгородившись от внешнего мира капюшонами, даже не утруждают себя задачей осмотреться по сторонам перед тем, как перейти дорогу.

И в итоге такого «брожения в умах» мы имеем то, что имеем - ежегодно на дорогах России погибают в результате аварий 18-20 тысяч человек, целый небольшой город.

Профилактика во главе угла

Важность пропаганды неукоснительного соблюдения ПДД объяснил Алексей Сафонов.

- Эта акция – та часть целенаправленной работы, которая проводится в РФ в плане снижения ДТП на дорогах, - сказал он. – И первые результаты уже есть: в стране, как и в крае, шестой год подряд снижается уровень аварийности на дорогах. Но проблем еще более чем достаточно. Только в 2019 году на дорогах Ставрополья нашими сотрудниками выявлено 350 тысяч случаев превышения скорости. Люди гибнут, люди страдают. И мы прекрасно понимаем, что только «методом кнута», то есть наказанием, эту проблему не решить. Здесь нужно работать на предупреждение. Сейчас в крае все 750 экипажей ДПС оснащены электронными планшетами. Водителям-нарушителям и пешеходам показывают тематические ролики, демонстрирующие последствия ДТП и призывающие граждан соблюдать правила дорожного движения. Да, ролики с мест ДТП страшные, жуткие, но они должны «пробрать» человека до глубины души, заставить его задуматься о том, во что может вылиться его вольное или невольное нарушение. В день мы фиксируем около двух тысяч нарушений в целом по Ставропольскому краю. Это две тысячи контактов с нарушителями и адресная работа с ними ежедневно. Так что деятельность на предупреждение нарушений, перспективу более сознательного отношения к дорожному движению – важна и необходима.

С главным государственным инспектором согласен и Юрий Скворцов, подчеркнувший, что задача по сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения – из числа приоритетных у правительства и губернатора края. И профилактика в этом играет не последнюю роль.

- После выхода в 2018 году майских указов президента страны, где четко сформулирована стратегия по обеспечению безопасности на дорогах, поставлена задача в 3,5 раза сократить смертность в ДТП, руководство края неукоснительно следует этим курсом. К примеру, если в 2017 году количество погибших в автоавариях в крае исчислялось в соотношении 16 на 100 тысяч населения, то к 2024 году мы поставили себе задачу сократить этот показатель до 4,5 на 100 тысяч. Да, задача амбициозная, но не невыполнимая, подчеркнул зампред ПСК. – В связи с этим губернатор поставил задачу разработать региональный проект «Безопасность дорожного движения», который с 2018 года успешно реализуется. В его рамках в следующем году выделяется 185 млн рублей на внедрение 50 комплексов видеофиксации нарушений ПДД, создание и оборудование четырех пунктов по взвешиванию грузовых автомобилей. Кроме того, не первый год у нас ежемесячно проводятся учения со всеми оперативными службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП. Вторая глобальная задача, реализуемая в крае, – оказание помощи пострадавшим в течение так называемого «золотого часа», то есть того промежутка времени, когда раненого можно практически гарантированно спасти. За три года для этой цели приобретено 20 единиц транспортных средств, восемь хроматографов, иное медицинское оборудование для оказания экстренной медпомощи. Что еще в планах: уже совсем скоро в селе Московском на базе агротехникума откроется детско-юношеская автошкола. А еще в девяти населенных пунктах – Ставрополе, Михайловске, Невинномысске, Минводах, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Буденновске и Георгиевске – будут созданы специализированные центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Как акцентировал Юрий Скворцов, успеха можно ждать, если будут работать все блоки мер – от пропаганды и профилактики до принципа неотвратимости наказания, как пример привел недавно начавшую работать статью Уголовного кодекса РФ о наказании за повторное пьянство за рулем. Когда она только вступила в силу, сказал зампред ПСК, в сутки на Ставрополье задерживали 50-60 пьяных автолюбителей. Сейчас, когда водители почувствовали, что шутки закончились, это количество сократилось на порядок.

Дорожно-воспитательный процесс

Коснулись на пресс-конференции и такой важной составляющей дорожной безопасности, как состояние проезжей части. Ведь вряд ли кто будет спорить, что неудовлетворительное состояние дорожного полотна – один из главных сопутствующих факторов при совершении автоаварий. Но Ставрополью в этом плане, в отличие от многих других краев и областей страны, есть чем гордиться. По качеству улично-дорожной сети мы входим в топ-10 регионов. Однако, как сказал Дмитрий Ворошилов, это не повод не думать об улучшении действующей транспортной инфраструктуры. Если не заботиться о содержании дорог, не строить новых, не проводить текущих ремонтов и капитальных реконструкций, все предыдущие усилия по обустройству дорожной сети пойдут насмарку. И сейчас, в связи с выросшим транспортным потоком, в том числе и транзитным, на первый план выдвигаются задачи не только по приведению дорог в нормативное состояние, но и по их модернизации. В следующем году министерство планирует начать реализацию комплексной программы развития транспортной инфраструктуры с математическими моделями сценариев транспортного развития субъектов и агломерации до 2030 года. В частности, уже в следующем году будут приведены в порядок 45 муниципальных и 5 региональных дорог. На эти цели планируется потратить 1,6 млрд рублей.

Не остается в стороне от вопроса обеспечения дорожной безопасности и краевое министерство образования. Здесь, по информации, озвученной Элоной Толгуровой, разработан и внедряется целый ряд мероприятий, направленных на обучение детей основам ПДД, а родителей – на их неукоснительное соблюдение.

*****

В завершение пресс-конференции участники выразили надежду, что кампания «Однозначно» и другие аналогичные мероприятия смогут достучаться до умов и сердец россиян, сделают их законопослушнее, а дороги безопаснее даже без всякого ужесточения законодательства.

«Нарушений не должно быть. Однозначно»
Газета «Ставропольская правда»
8 октября 2019 года