На Ставрополье по инициативе ОНФ появится новый вид контроля за разработкой карьеров
За это время активистами регионального отделения ОНФ было изучено, в том числе с детальной проверкой на местах, более 50 выданных лицензий, а также обнаружены получившие доступ к недрам «пираты». Очагами нарушений на Ставрополье по-прежнему остаются Кочубеевский район и Кировский горокруг. И отнюдь не по той причине, что власти не знают о проблемах или не хотят их решать.
На самом деле в процесс контроля за теми, кто занимается добычей природных ископаемых, вовлечено несколько совершенно не зависящих друг от друга ведомств краевого и федерального уровней. И здесь, к сожалению, получается, как в известной поговорке про дитя и семь нянек… Более того, ситуация усугубляется также в правовом поле, когда между собой не стыкуются (а то и противоречат!) нормы федерального законодательства - земельного и о недрах. Или когда одинаковые нарушения трактуются правоохранительными органами совершенно по-разному, что порой позволяет минимизировать ответственность недобросовестных «добытчиков».
Об этом в Ставрополе шла речь на организованной активистами ОНФ встрече в формате круглого стола. Участники говорили о типичных нарушениях и полномочиях контрольных и надзорных органов в сфере соблюдения законодательства при разработке карьеров. Также обсуждались результаты мониторинга, выявившего многочисленные случаи несоответствия «бумаги» и реальности: далеко не всегда участки, предоставленные в пользование по лицензии, совпадают с площадями, где по факту ведется добыча ископаемых.
И здесь отчетливо видна разрозненность предпринимаемых действий: каждая структура в пределах полномочий отрабатывает лишь свой эпизод, а комплексной работы не ведется. Как прозвучало, статистика природоохранной прокуратуры Ставропольского края, подразделений Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росреестра, министерства природных ресурсов и окружающей среды Ставрополья и муниципалитетов изобилует десятками проверок. Но даже в тех случаях, когда действительно удается найти виновных, не гарантируется восстановление порядка. Приводились примеры, когда добыча гравия открыто велась вообще на бесхозных землях, что не обеспечивает не только минимальных налогов в казну, но и наносит колоссальный экологический ущерб. Ведь как ни парадоксально, в таком случае, по сути, не на кого возложить ответственность за проведение рекультивации земельных массивов.
«Основные причины неэффективной борьбы с нарушениями заключаются в отсутствии единого подхода к оценке деятельности недропользователей, недостаточной и разрозненной информации о конкретных участках разрабатываемых недр, отсутствии современных цифровых инструментов ведомственного и общественного контроля», - подытожил обсуждение эксперт ставропольского ОНФ Алексей Гридчин.
Участниками разговора было поддержано предложение о внедрении на уровне региона нового механизма мониторинга, основанного на цифровых технологиях. Суть новации в том, чтобы совмещать несколько баз информационных данных: не только о выданных лицензиях и отведенных под карьеры участках, но также публичную кадастровую карту и данные космического мониторинга. Это будет в некотором роде онлайн-карта, куда попадет вся имеющаяся в ведомствах информация о карьерах. Тогда, предполагают эксперты, будет легче в динамике отследить выполнение или, напротив, нарушение недропользователями официальных обязательств. Такая модель, к слову, экспертами ОНФ уже опробована на примере двух территорий Ставрополья.
24 сентября 2019 года