Почему сложно поверить в низкую инфляцию
Собственно, цены на топливо пошатнулись (конечно же, в сторону увеличения) еще в мае, быстро освежив в памяти многих события прошлогодней весны. Тогда, напомним, бензин дорожал практически еженедельно, и средние темпы роста цен на горючее к концу мая 2018-го вплотную приблизились к двум процентам в неделю.
На этот раз такого сценария ждать не стоит, заранее предупредили федеральные власти. Как следует из официальных заявлений, «движения» в пределах инфляции возможны, но более серьезные колебания цен на бензин исключены даже при том, что 1 июля истекает срок действия соглашения российского правительства с нефтяниками. Оно было заключено в ноябре и предусматривало удержание внутренних цен на топливо. За это время, объясняют власти, схема взаимоотношений государства с нефтяными компаниями претерпела некоторые изменения.
Может быть, предпринятые меры сработают. Но посмотрим на ситуацию под другим углом. Почему упомянутые 45 рублей за литр бензина однозначно привлекут внимание большинства автовладельцев и их семей? Ведь, по сути, речь идет о «плюсе» буквально в десять копеек… К сожалению, реальность такова, что быть небогатым сейчас дорого – любое подорожание, будь то продовольствие или коммунальные тарифы, становится болезненным.
На прошлой неделе президент признал, что доходы россиян на протяжении последних нескольких лет снижались, и, более того, согласился с высказываниями граждан о том, что жить стало тяжелее. Согласно данным Росстата, реальные доходы жителей страны в первом квартале 2019 года сократились. Причем падение происходило непрерывно в период 2014 – 2017 годов. Лишь в 2018-м за счет предвыборных вливаний показатель стабилизировался, и его рост составил 0,1%.
Как тут не вспомнить, что в экономике есть понятие «инфляция для бедных». Это когда основная часть заработанного уходит исключительно на текущее потребление: продукты питания, кредиты, бензин, проезд в общественном транспорте... Тот же Росстат минувшей весной подтвердил: половине россиян (48,2%) зарабатываемых денег хватает только на еду и одежду, а на покупку товаров длительного пользования (к примеру, смартфона, холодильника, стиральной машины и прочего) уже нет.
Собственно, вот краткое объяснение, почему мало кого из нас впечатляют и внушают оптимизм реляции о том, что в России третий год подряд низкие показатели официальной инфляции, и почему инфляционные ожидания населения вопреки надеждам властей упорно остаются высокими. Они держатся на уровне 9 10%. Когда, собирая статистику, специалисты спрашивают у людей, как, по их мнению, вырастут цены в следующие двенадцать месяцев, те ориентируются исключительно на чеки из магазинов, автозаправок и по ежемесячным платежам за коммуналку. В итоге сезонные колебания цен повседневных товаров, подорожание базовых услуг ЖКХ производят впечатление, что цены растут сильно, регулярно и системно, отбирая все большие куски и без того скромного хлеба.
Хотя помимо реальных фактов за ожиданиями роста цен, согласитесь, стоят и некомфортные ощущения. Я бы назвала их нескончаемой тревожностью. Нельзя сбрасывать со счетов так называемую историческую память, которая моментально впитывает и потом долго хранит негативные, шокирующие события. До трех лет низких цен в стране было 26 лет высоких. И сложно отрицать, что мы, увы, продолжаем жить с ощущением постоянной опасности «за углом». Бензин или гречка не дорожает сегодня, так это не значит, что уже завтра они не взлетят в цене. Слышим об очередном эпизоде ослабления рубля или западных санкциях, начинаем готовиться к подорожанию... Еще свежи воспоминания о девальвации рубля в конце 2014 года, о миниобвалах отечественной валюты в апреле и августе прошлого года. В свете июльского повышения коммунальных тарифов невозможно не вспомнить и о заверениях по поводу их однократного повышения каждый год, но вот наступил 2019й, когда коммуналка дорожает уже дважды – зимой и летом...
Остается сказать, что высокие инфляционные ожидания – это не просто еще один новомодный термин. Считается, что они влекут реальный рост инфляции. Для их снижения однозначно нужно время, и это не один год. Нужно, чтобы люди увидели и действительно почувствовали низкую инфляцию и поверили, что таковая возможна. Но это сценарий для того времени, когда цены на повседневный набор товаров и услуг перестанут непредсказуемо «прыгать», когда реальная экономическая ситуация станет меняться в лучшую сторону. В общем, ждем…
28 июня 2019 года